Восстановление сектора Газа: международная встреча в Шарм-Аш-Шейхе

2 марта 2009 г. в египетском Шарм-аш-Шейхе (и по инициативе Египта) состоялась международная конференция, посвященная вопросам восстановления сектора Газа после проведенной в январе текущего года военной операции израильской армии на территории этого палестинского региона. Его итоги для палестинской стороны выглядят как более чем утешительные.

Если, выступая на открытии конференции, премьер-министр Палестинской Национальной Администрации (ПНА) Салям Файяд обратился с призывом к государствам, принявшим в ней участие, с просьбой о предоставлении 1,33 млрд. долларов Соединенных Штатов, то конечным итогом состоявшейся конференции стала официально объявленная сумма пожертвований – 5 млрд. долларов, которые будут вложены в экономику сектора в течение ближайших двух лет. Основными финансовыми донорами станут Саудовская Аравия (1 млрд. долларов), Соединенный Штаты (900 млн.), Катар (250 млн.), Европейский Союз (552 млн.), Кувейт (200 млн.), Объединенный Арабские Эмираты (174 млн.), Алжир (100 млн.) и Италия (100 млн.). Кроме того, в создаваемый фонд реконструкции Газы свою финансовую лепту внесли и другие страны – Япония (20 млн.), Великобритания (43 млн.), Финляндия (40 млн.), Китай (15 млн.), Ирландия (9 млн.), Греция (5 млн.), Австрия (3,5 млн.), Голландия (2,5 млн.), Кипр (1,6 млн.), Сингапур (1 млн.) и, наконец, Ливан (1 млн.).

Российское участие в этом процессе, как подчеркивалось в послании президента Д. Медведева участникам конференции, включенном в выступление российского министра иностранных дел С. Лаврова, уже нашло свое воплощение в том, что «с первых дней кризиса самолеты МЧС России доставили в Газу гуманитарную помощь», как и в том, что «в ближайшее время на палестинские нужды будет выделено значительное количество муки в виде добровольного целевого взноса» в фонд ФАО, а также в отправке в Газу «с учетом потребностей палестинской стороны» дополнительных «двух самолетов с медикаментами». В послании Д. Медведева отмечалось также, что «важным направлением» российско-палестинского «гуманитарного сотрудничества» необходимо рассматривать то, что в России «ежегодно … на безвозмездной основе получают образование 150 палестинских студентов», а также «100 сотрудников правоохранительных органов». Ради придания «устойчивости основам палестинской государственности» Россия, как отмечал ее президент, подготовила «к передаче ПНА в качестве дара пятьдесят бронетранспортеров и два гражданских вертолета». Не стоит думать, однако, что другие страны (включая европейские, а также Соединенные Штаты) не оказывают (и не оказывали) ПНА идентичной помощи.

Заключительное коммюнике конференции в Шарм-аш-Шейхе, предложенное египетским министром иностранных дел Ахмедом Абу Гейтом, выражало, в первую очередь, благодарность ее участникам за предоставленную ими «срочную гуманитарную помощь палестинскому народу в Газе». Однако значение этой конференции, как это специально подчеркивалось, в ее заключительном коммюнике во многом выходило за пределы обычной донорской помощи. По сути дела, встреча в Шарм-аш-Шейхе стала тем местом, где была выработана некая международная позиция, касающаяся нынешней ближневосточной ситуации. Это проявило себя, в первую очередь, в том, что участники конференции заявили о «своей тревоге, связанной с тем, что до сих пор не достигнуто перемирия в Газе», а также выразили свою «поддержку египетским усилиям, направленным на ликвидацию шаткого положения в Газе, закрепление достигнутого прекращения огня и реализацию долговременного перемирия». Все тот же документ выражал «важность достижения палестинского национального примирения», подчеркивая, что «примирение и перемирие – непременные условия успеха усилий, направленных на восстановление Газы как цели государств-доноров».

Заключительное коммюнике конференции в Шарм-аш-Шейхе подчеркивало также, что ее участники рассматривают «сектор Газа как неотъемлемую часть оккупированной в 1967 г. палестинской территории, на которой в будущем должно быть создано палестинское государство». В нем отмечалось также, что «создание жизнеспособного палестинского государства требует, в том числе, постоянного содействия со стороны международного сообщества», включая и «увеличение финансовой и экономической помощи Палестинской Национальной Администрации». В этом же контексте на конференции была отмечена принципиальная важность «немедленного, постоянного и безусловного открытия Израилем всех контрольно-пропускных пунктов на границе с сектором Газа» с тем, чтобы «обеспечить свободное перемещение людей и товаров в глубь Газы так, чтобы палестинцы смогли бы восстановить нормальную жизнь и восстановить разрушенное». Равным образом, в этом документе подчеркивалась «насущная необходимость слома порочного круга насилия в Газе», как и выдвигалось требование к Израилю «полного уважения международного права и международного гуманитарного права, что предполагает отказ от уничтожения гражданской экономической инфраструктуры в секторе».

Конечно, проблема выработки механизма восстановления сектора Газа была в центре внимания участников конференции в Шарм-аш-Шейхе. Исходя из этого, заключительное коммюнике конференции особо отмечало, что взаимодействие стран-доноров будет развиваться исключительно с Палестинской Национальной Администрацией и на основе выдвинутого ею (о чем на конференции говорил и палестинский премьер-министр С. Файяд) «палестинского национального плана срочной помощи и восстановления Газы», выполнение которого будет осуществляться в течение нынешнего и будущего года. Процесс предоставления помощи ПНА (а не каким-либо другим палестинским политическим структурам, в том числе, ХАМАС) будет реализовываться, в этой связи, на основе «единого счета помощи» и через реально действующие международные и региональные фонды. Среди них, в частности, «механизм Европейского комиссариата, Фонд проекта палестинской реформы и развития Международного Банка, Исламский Банк развития», а также различные структуры ООН. В свою очередь, Саудовская Аравия заявила о том, что ее донорская помощь будет оказываться через Саудовский фонд развития, который будет координировать свою деятельность с отмеченными в заключительном коммюнике конференции структурами.

Конференция в Шарм-аш-Шейхе стала, одновременно, и полем активного действия дипломатии ряда арабских стран, в числе которых особую роль играла Саудовская Аравия. Встречаясь с новым главой государственного департамента Соединенных Штатов Х. Клинтон и специальным представителем американского президента на Ближнем Востоке Дж. Митчеллом, саудовский министр иностранных дел принц Сауд Аль-Фейсал специально подчеркивал, что «мирное решение арабо-палестинского конфликта невозможно без активной роли американской администрации». Основой же для такого решения, по его мнению, должны стать основополагающие документы международного и регионального значения – «дорожная карта и арабская мирная инициатива». В свою очередь, выступая на конференции, С. Аль-Фейсал напомнил ее участникам слова короля Абдаллы о том, что «выбор между войной и миром не может быть бесконечным», как и о том, что «если арабская мирная инициатива и лежит сегодня на столе, то она не может оставаться там навсегда».

Наконец, конференция в Шарм-аш-Шейхе стала и местом, где в очередной раз была подчеркнута важность нынешнего саудовско-сирийского сближения и урегулирования отношений. Говоря в Шарм-аш-Шейхе о своем визите в Эр-Рияд, сирийский министр иностранных дел Валид Аль-Муаллим вновь оценил его результаты как «чрезвычайно позитивные», отметив, при этом, что «Сирия и Саудовская Аравия договорились о том, что они будут вместе смотреть вперед и в будущее». В равной мере, по его словам, эта ситуация относится и к сирийско-египетским отношениям, которые В. Аль-Муаллим охарактеризовал как «движущиеся в правильном направлении».

52.24MB | MySQL:103 | 0,443sec