О смене власти в Сомали

27 декабря в столице Сомали Могадишо произошёл государственный переворот, в результате которого президент страны Махамед Абдулахи Махамед (Фармаджо) был окончательно отстранён от власти, и его полномочия присвоил себе премьер-министр Махамед Хусейн Робле. Этому событию предшествовала длительная конфронтация между этими высшими должностными лицами страны, в ходе которой М.Х.Робле, поддерживаемый влиятельными политиками, бизнесменами и старейшинами из клана хавие, постепенно  брал на себя функции президента, в нарушение действующей Временной Конституции Сомали.

Кульминацией конфликта между президентом и премьер-министром стала вчерашняя попытка Фармаджо временно отстранить М.Х.Робле от исполнения обязанностей главы правительства в связи с подозрением его в коррупции и злоупотре,лении служебным положением. В частности, с обвинениями в адрес премьер-министра 20 декабря выступил командующий ВМС и БОХР Сомали бригадный генерал Абдихамид Махамед Дирир, который заявил о незаконной приватизации премьер-министром земельного участка, находящегося в собственности Министерства обороны, а точнее командования ВМС. После того, как министр обороны Хасан Хусейн Хаджи распорядился о проведении служебного расследования в связи с этим заявлением, он был снят премьером с занимаемой должности и переведён на другой министерский пост, а его место занял протеже Робле — Абдулькадир Махамед Нур. Напомним, что ранее глава сомалийского правительства настоял на смене директора Службы национальной безопасности и разведки (СНБР), а также министра внутренней безопасности (МВБ), назначив на этот  важный пост Абдуллахи Махамеда Нура, известного своей жёсткой критикой президента Фармаджо. Как известно, в подчинении МВБ Сомали находятся СНБР и федеральная полиция. Таким образом, М.Х.Робле основательно подготовился к тому, чтобы полностью взять на себя управление всеми силовыми структурами Сомали.

Утром 27 декабря, когда, руководствуясь президентским указом, военнослужащие СНА воспрепятствовали проходу сотрудников аппарата премьер-министра в свой офис, расположенный на территории президентского и правительственного комплекса «Вилла Сомалия», М.Х.Робле расценил их действия как организованную президентом попытку госпереворота. Затем премьер-министр сам беспрепятственно направился в свой офис в сопровождении личной охраны, угандийских военнослужащих АМИСОМ, а также главкома СНА и начальника полиции. Вскоре, находясь на «Вилле Сомалия», премьер-министр выступил с телеобращением к сомалийскому народу, заявив о переходе всей полноты власти, включая полномочия президента, к федеральному правительству до завершения выборов в стране. Он обвинил президента Фармаджо в «преднамеренном покушении на конституционный строй и государственность Сомали» и потребовал от командиров и начальников всех силовых ведомств отныне напрямую подчиняться премьер-министру, но не президенту. М.Х.Робле в очередной раз пообещал обеспечить равные права для всех участников парламентских и президентских выборов и завершить их в кратчайшие сроки.

Это обращение премьер-министра, в отличие от указов президента, было передано всеми национальными и местными СМИ, вызвав положительный отклик различных сомалийских оппозиционных группировок, в первую очередь Совета старейшин хавие и Союза кандидатов на пост президента. Публичной реакции на события в Могадишо со стороны глав федеральных регионов пока не последовало.

Во второй половине дня, несмотря на запрет главкома СНА, в Могадишо начали прибывать отдельные армейские подразделения из состава 3-й и 4-ой мотопехотных бригад, дислоцирующихся в провинции Средняя Шабелле.  Их командиры заявили о поддержке премьер-министра и потребовали выдачи им свергнутого президента. Заметим, что эти же подразделения участвовали и в вооружённом мятеже в апреле с.г., но тогда никто из мятежников не понёс каких-либо наказаний.

Сам Фармаджо пока находится в своей резиденции на «Вилле Сомалия» под защитой батальона президентской гвардии и военнослужащих АМИСОМ. Он проводит совещания с лояльными ему командирами СНА и СНБР. Каких-либо официальных заявлений в связи с событиями последних суток со стороны президента до сих пор не поступало. В настоящее время резиденция президента окружена подразделениями спецназ СНБР, направленными туда министром внутренней безопасности. Подступы к ней заблокированы военной техникой и кучами песка. Перекрыты также главные улицы города. Передвижения каких-либо пропрезидентских сил и боестолкновений в пределах Могадишо 27 декабря не отмечалось.

Вечером о поддержке премьер-министра «в его усилиях по скорейшему завершению выборов в Сомали» заявил Госдепартамент США, а член конгресса США, этническая сомалийка Илхан Омар, призвала Фармаджо добровольно покинуть президентский пост. США предостерегли сомалийских политиков от любых действий, препятствующих развитию мирного процесса в Сомали. В то же время представители международных организаций (ООН, ЕС, АМИСОМ, ИГАД) и страны-партнёры Сомали выступили с призывом к конфликтующим сторонам воздержаться от провокаций и применения силы, что могло бы ещё более дестабилизировать обстановку в стране. При этом факт силового, антиконституционного захвата власти в Сомали ими как бы остался незамеченным.

Таким образом, в Сомали, по-видимому, завершился ползучий государственный переворот, начатый премьер-министром и его сторонниками ещё в апреле этого года. Президент страны Фармаджо, проявив непозволительную для политика непоследовательность и нерешительность, не только не сумел обеспечить конституционный порядок в стране, но и защитить самого себя от противозаконных действий оппозиции.

Последние события в Могадишо свидетельствуют о том, что Сомали по-прежнему остаётся «неудавшимся государством», далёким от понятий законности и демократии. Эти события также показали лицемерность политики западных государств в отношении Сомали, как, впрочем, и других стран региона. Наверное, не станет чем-то удивительным, если в скором будущем выяснится причастность США и их союзников к отстранению от власти президента Фармаджо. Вместе с тем полагаем, что последствия госпереворота в Сомали в  дальнейшем окажут негативное влияние на стабилизацию обстановки не только в этой стране, но и в регионе Африканского Рога в целом.

52.29MB | MySQL:103 | 0,465sec