О проекте создания свободных зон в Алжире

Одной из ключевых проблем Алжира является недостаток иностранных инвестиций, позволяющих ему модернизировать свою экономику. Главной причиной этому, как мы уже писали, служат «рукотворные» препоны, воздвигнутые на их пути самим правящим режимом АНДР.

Цель таких мер – недопущение «разбазаривания» ресурсов страны и «попадания ее в финансовую кабалу в первую очередь к западным компаниям».

Причем ранее представители алжирских властей оправдывали сохранение подобных ограничительных мер, затрудняющих здесь развитие бизнеса, «пожеланиями народа, не желающего, чтобы АНДР стала придатком транснациональных корпораций».

Впрочем, последнее замечание отнюдь не является главенствующим – во всяком случае, когда речь идет о вопросах власти в стране и распределения национальных богатств и ресурсов, этот самый народ спрашивают в последнюю очередь и вместо диалога предпочитают давить его реакцию, отличную от представителей правящего режима, силой. Как это бывает в том числе в ходе акций оппозиционного движения «Хирак», участников которого за проведение уличных акций протеста приговаривают к продолжительным срокам тюремного заключения.

Между тем, с целью изменения позиции потенциальных инвесторов алжирские власти с конца 2019 года делают небольшие шаги им навстречу, которые, однако, пока не касаются принципиальных ущемлений первых, ограничивающих их права на ведение бизнеса в Алжире при помощи закона «51/49».

Напомним, что это подразумевает невозможность иностранным компаниям работать в этой стране самостоятельно. Их доля ограничивается 49 процентами и в этих совместных проектах фактически основной голос имеют алжирские компании. По сути, по мнению представителей инвесторов это означает, что через них власти в АНДР управляют данными проектами и зарубежными вложениями в Алжир.

Напомним, что ранее руководство последнего заявляло о своем принципиальном согласии отменить этот закон в отношении неуглеводородного сектора, но зарубежные компании, работающие в АНДР, пока реальность данных изменений не подтверждали.

В условиях, когда в последние годы алжирские золотовалютные резервы неуклонно сокращались, власти этой страны стали задумываться о введении дополнительных мер стимулирования зарубежных инвесторов, вложения которых должны были заметно расширить здесь в первую очередь производство энергоресурсов.

Одним из соответствующих предложений, сделанных на уровне правительства АНДР, служит проект создания в данной стране так называемых «свободных зон», условия работы в которых должны быть более выгодны иностранным компаниям, чем в целом по стране.

О серьезности подобных намерений, кажется, служит план представленный 22 декабря 2021 года главой Министерства торговли и содействия экспорту АНДР Камелем Резигом на заседании алжирского правительства. Он был специально рассмотрен премьер-министром и министром финансов АНДР Айменом Бенабдеррахманом.

Однако этот вопрос для Алжира не новый и он обсуждается правительством Алжира уже почти 30 лет. Более того – на данный счет были приняты соответствующие законы.

Так, в 2000-е годы указ тогдашнего президента АНДР Абдельазиза Бутефлики придал соответствующему проекту конкретное юридическое содержание. В 2003 году национальный парламент одобрил это решение, но уже в 2006 году отменил его, и произошло это в разгар дебатов о вступлении Алжира во Всемирную торговую организацию (ВТО). Заметим, что власти АНДР так полноценно и не одобрили данный акт, считая несправедливым в первую очередь положения об обязательствах вступающей туда страны отказаться от дополнительного обложения ввозимых на ее территорию иностранных товаров, объясняя это существующим «перекосом между импортом и экспортом Алжира в Евросоюз».

Пикантность момента состоит в том, что для реализации закона об алжирской свободной зоне уже успели выделить землю в районе Беллара и ее запуск был остановлен в самый последний момент.

А теперь алжирские власти вновь возвращаются к подобному проекту. Его принципиальная новизна состоит в том, что Министерство торговли и содействия экспорту страны предлагает правительству создать «свободные зоны» с помощью новой правовой системы.

Однако в чем состоит эта новизна и чем принципиально это отличается от соответствующего проекта начала 2000-х годов – не указывается. Известно лишь, что он направлен «на привлечение инвесторов, предусматривая предоставление им широкого спектра стимулов в виде инфраструктуры, налогов, упрощения процедур регистрации и операций с целью создания стартапов и получения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и конечного способствования развитию отраслей национальной экономики, ориентированных преимущественно на экспорт».

Судя по всему, данный законопроект вызвал возражения и дополнения со стороны части представителей алжирского правительства, и его более предметное рассмотрение перенесено на следующее заседание Совета министров, которое может произойти еще до наступления Нового 2022 года.

Причем о серьезности намерений алжирского правительства говорит то, что одновременно с заявкой на «свободные зоны» оно рассмотрело проект исполнительного указа о создании Национального агентства по промышленному землевладению. Цель этого проекта заключается в «создании единого национального механизма предоставления промышленных земельных ресурсов и управления ими».

Согласно признанию представителей кабинета министров АНДР, сделанного на описанном выше заседании, «это является одним из основных ограничений, препятствующих реализации инвестиционных проектов».

Между тем, прежде чем рассмотреть перспективы принятия законопроекта о свободных зонах, попытаемся разобраться в причинах прежних колебаний алжирского руководства по данному вопросу. Заметим, что они совпали с заметным ростом стоимости энергоресурсов на мировых рынках. И параллели с нынешней ситуацией очевидны.

Соответствующие планы привлечения инвесторов в том и другом случаях вынашивались в сложные для Алжира моменты – в первом случае он был разорен гражданской войной 1990-х годов, и требовалось дополнительно привлечь иностранные компании для преодоления кризиса. Однако именно массовый приток нефтедолларов к 2006 году и сыграл ключевую роль в пересмотре идеи внедрения свободных зон.

Теперь также наблюдается схожая картина. Другое дело, что до кризисного состояния экономика страны на этот раз дошла без гражданской войны, причем короновирусная пандемия лишь усилила допущенные властями упущения, но она не была его причиной. Между тем, новый приток уже газодолларов также усиливает настроения в пользу очередного торпедирования данной идеи.

Поэтому возникают сомнения, что она будет реализована в полной мере и сейчас. Дело в том, что подобные «корректировки» проводят в первую очередь алжирские силовики, главным образом, военные, за которыми традиционно последнее слово по основополагающим вопросам.

Приведем мнение одного высокопоставленного армейского полковника, пожелавшего остаться инкогнито: «А зачем нам это надо, когда те же итальянцы, турки и французы бросились работать с нами на наших прежних условиях, выгодных нам? И какие выгоды дадут сейчас эти свободные зоны, кроме как сейчас могут отпугнуть других инвесторов, готовых устремиться за ними? По сути, создание свободной зоны означает, что мы недополучим планируемые доходы и будем плясать под дудку иностранных денежных мешков, тогда как сама обстановка на их Родине дает нам шанс, чтобы они перед угрозой замерзания плясали перед нами».

Иными словами, в ближайшее время создание таких зон по-прежнему видится некоторыми в Алжире в условиях сохранения высоких цен на газ менее выгодным, чем работа по старому правилу «51/49».

Кроме того, свою роль играют здесь и соображения безопасности. Алжирские силовики опасаются того, что создание свободных экономических зон «в духе Эмиратов в итоге не даст нам денег, как в Дубае, но сделает нашу страну западным пуделем». Во всяком случае, они способны стать «черными неконтролируемыми дырами», через которые по АНДР будут наноситься «экономические и террористические удары, вывозиться национальные средства и вершиться прочие темные дела, ибо то, что ты не контролируешь полноценно, всегда опасно».

И пока, исходя из того, что пока в открытый доступ детали планируемого создания алжирских свободных зон не попали, данный проект находится в «рабочем» незавершенном состоянии. Над его содержанием будут думать принимающие решения лица, которые находятся за пределами кабинета министров АНДР.

И даже в лучшем случае его принятия он будет максимально выхолощен силовиками и реально в алжирском исполнении скорее всего «свободные зоны» будут разительно отличаться от соответствующих «классических» территорий, как это понимается за пределами Алжира. Соответственно, эффект от этого будет как минимум ниже ожидаемого.

52.35MB | MySQL:103 | 0,614sec