ФРГ и страны Востока: плата или расплата?

Нижеприведенное мини-исследование не претендует на широту охвата, однако наводит на определенные размышления о том, что Германия получает взамен тех инвестиций, технологий, туристических потоков, которыми охотно делится со странами Востока, с одной стороны, а с другой стороны, помогая представителям этих стран организовывать свои производства и предприятия сферы услуг в ФРГ.

О том, сколь своеобычен менталитет турецких предпринимателей в ФРГ, рядовой житель Германии судит в основном, посещая турецкие магазины, которых в стране достаточно. Обычно на город с населением 150-200 тыс. человек их не менее десяти. Расположение — район компактного проживания турецкой общины; это могут быть жилые кварталы вблизи транспортных узлов с удобными и просторными площадями для парковки автомобилей Турецкий магазин — это, как правило, большой выбор продовольственных товаров, прежде всего овощей и фруктов, доставленных из Турции, стран Северной Африки, северной и южной Европы.

Особенность хозяйствования как в аспекте продовольственных магазинов, так и в строительстве и других отраслях экономики показало проведенное аудиторской фирмой PricewaterhouseCoopers (PwC) исследование «Рецепты успеха: турецкие предприниматели — модель для Германии?», о котором журнал SPIEGEL в номере от 19.01.2009 сообщил в статье «Как турецкие предприниматели ведут бизнес в Германии». Из нее следует, что только 3% из 150 опрошенных турок, постоянно ведущих бизнес в ФРГ, связывают высокую стоимость с качеством товара или услуги. Остальные, в силу менталитета, готовы, зная о низком качестве изделия, продать его по весьма выгодной и явно ему не соответствующей цене. Таково «чисто турецкое представление» об особенностях предпринимательской хватки, которое немцы склонны квалифицировать как заурядное мошенничество. Зная эти реалии, оставляем исключительно на совести турецкой общины Германии (TGD) декларацию из ее устава, которая гласит, что сочетание строгого соблюдения законов ФРГ и жизненных интересов турецкой диаспоры является основополагающим в деятельности TGD. «Германия — это наша новая родина и родина наших детей и последующих поколений, которые здесь рождены и растут здесь», отмечается в уставе, однако остается без ответа вопрос, отчего коренных жителей новой родины можно безнаказанно обманывать. Один пример: 400-граммовая упаковка абрикосов в турецком магазине в ФРГ стоит на 50-70% дороже, чем в сетевом немецком магазине ALDI, хотя и первый и второй продукт родом едва ли не с одного садового участка.

Понятно, что такие расхождения создают определенное напряжение. Немцы в большинстве своем согласны щедро оплачивать продукцию только в том случае, если та соответствует их представлениям о потребительских свойствах.

Вряд ли 1454 фирмы, института и представительства ФРГ, которые, согласно данным, опубликованным в недавно выпущенном Немецко-турецкой торгово-промышленной палатой (DTIH) сборнике «Германские фирмы в Турции – 2008», чувствуют себя постоянно обманутыми. Отметим, что в Турции целые отрасли испытывают устойчивое влияние немецкого экспорта. К примеру, автомобилестроение. Идет постоянное расширение производственных площадей компании MAN Aktiengesellschaft в Анкаре (производство автобусов). По данным DTIH, в 2008 г. Mercedes-Benz инвестировала в развитие своего предприятия в Аксарае более 50 млн евро, Bosch в Бурсе — около 28 млн евро. В целом турецкая автомобильная индустрия — а всего в стране 18 крупных автопроизводителей — обеспечила почти 40%-ный по сравнению с предыдущим годом прирост продукции, как сообщил ODA — журнал названной палаты — в своем ноябрьско-декабрьском номере за 2008 г.

По идее, турки не должны ощущать себя обделенными немецким вниманием. Особенно это касается туристического потока, по существу круглогодичного. Однако именно в этой сфере и проявляется с наибольшей очевидностью турецкий менталитет. Чтобы проверить, насколько обоснованными являются претензии немецких туристов к сфере турецкого обслуживания, в мае 2008 г. журналисты телеканала RTL решили провести эксперимент. Суть его состояла в следующем. В один из городов турецкой Ривьеры были посланы две юные леди, немка и турчанка, с целью приобрести типичные товары и услуги, на которые рассчитывает рядовой турист. Каждая из дам была снабжена скрытой камерой.

Были намечены пять направлений журналистского исследования, рассказал в турецкой газете Huerriyet журналист Кенгиз Семерчиоглу (Cengiz Semercioglu). Первое — посещение ресторана Fastfood. Несмотря на то что прейскурант, вывешенный на стене заведения, указывал цены в лирах, за один и тот же «гамбургер» с турчанки взяли 6 лир, а немке назвали ту же цифру, но в евро (что означало по тогдашнему курсу более 13 лир. – Прим. авт.). Появление в ресторане съемочной группы вызвало чрезвычайное волнение сотрудников, а прибывший вскоре владелец заведения «нагло заявил, что подобная разница правомерна, поскольку для немцев эта цена не такая уж высокая». Второй тест проходил в такси. За один и тот же участок пути в одно и то же время турок-таксист взял с турчанки сумму, равную 20 евро, а с немки — 30 евро. Причина разночтений в работе счетчика была легко обнаружена: водитель включил ночной тариф, хотя дело происходило днем. Купить одинаковые сумки в магазине — третий тест. При этом с турчанки взяли в пересчете на евро 30, а с немки 70 евро. Правда, когда хозяину магазина рассказали о том, что эксперимент отснят на пленку, он принес извинения и вернул немке 40 евро. При покупке в следующем магазине — ювелирном — за одинаковую цепочку с немки взяли 170 евро, на 40 евро более той суммы, что заплатила турчанка. Когда владельцу магазина сообщили, что он — участник журналистского эксперимента, он устроил скандал, заявив, что вправе продавать изделия по той цене, по которой он считает нужной, поскольку «мы живем в условиях свободной рыночной экономики». Заключительный этап, пятый по счету, проходил в одном из ресторанов, где обе дамы заказали одинаковый набор закусок, основных блюд и напитков. «Обе получили одинаковый счет, — пишет Кенгиз Семерчиоглу. — И я с облегчением перевел дух: нашелся-таки честный предприниматель. Когда я к нему обратился, он сказал: «Для меня все люди равны, турки или немцы. Мне безразлично, на каком языке они говорят, какой религии принадлежат. Каждый клиент платит за продукцию и услугу одну и ту же цену».

Но даже этот мажорный финал не смог порадовать ни сотрудника Huerriyet, ни журналистов телеканала, ни двух леди. Самое любопытное, что после показа телепрограммы и выхода в свет статьи Семерчиоглу он вызвал широкий зрительско-читательский гнев. Более половины аудитории остались в убеждении, что телеканал RTL показал искаженный образ турецкого предпринимателя намеренно, чтобы отвадить немцев от турецкой Ривьеры. При этом возмущенную аудиторию совершенно не интересуют факты откровенного и беззастенчивого мошенничества соплеменников по отношению к немцам. Между тем граждане ФРГ ежегодно оставляют в Турции весьма значительные суммы, которые идут на развитие курортной инфраструктуры. В нее, к примеру, в пределах одного городка Аланьи включено 745 гостиниц, мотелей, пансионатов. Если исходить из показателя 2002 г. (3 млн туристов из Германии) и лишь одного пункта расходов (резервирование оборудованного места на пляже — около 150 евро на две недели), становится понятно, что речь идет о миллиардных суммах.

В случае с Пакистаном приток инвестиций из ФРГ значительно меньше, и тому есть основательные причины, главная из которых — политическая нестабильность в стране. Тем не менее актуальные пакистанские проблемы находятся в постоянном поле зрения немцев. В частности, недавно (2.12.2008) в пешаварском университете Aryana между немецким посольством в Исламабаде в лице первого секретаря Патрика Хайнца (Patrick Heinz) и канцлера названного вуза Абдула Хаг Данишмаля (Abdul Haq Danishmal) было подписано соглашение, согласно которому Германия выделила 4,1 млн рупий (примерно 41 тыс. евро по курсу на момент подписания) для модернизации услуг. Как сказано в пресс-релизе посольства ФРГ, эти средства будут направлены на финансирование проекта по приобретению экспериментальных установок в университете. В скором времени здесь появится оборудование для научных лабораторий, университетской клиники и компьютерного отдела. Это соглашение — часть вклада Германии в инициативу G8 для Афганистана и Пакистана, которая была начата 30 мая 2007 г. в Потсдаме, когда Большая восьмерка находилась под немецким президентством.

Данный пример не единичен. В Карачи проявляющие интерес к сотрудничеству с ФРГ пакистанские предприятия и немецкие фирмы, активно действующие в Пакистане, объединились в Pakistan-German Business Forum (PGBF). Число пакистанских предприятий, участвующих в промышленных выставках в Германии, в течение трех-четырех последних лет непрерывно росло. Между Пакистаном и Германией в рамках двусторонних связей заключены договоры о воздушном сообщении, содействии инвестициям, двойном налогообложении, соглашение о техническом сотрудничестве (дополняемое ежегодными соглашениями о финансовом и техническом сотрудничестве). Германия — самый важный торговый партнер Пакистана среди стран ЕС. Об этом говорит и устойчивый рост количества пакистанских экспонентов на немецких ярмарках. Хотя связи эти не столь разнообразны и масштабны, как хотелось бы, опыт в этом отношении имеется. Намерение ФРГ развивать двусторонние отношения подтверждается, в частности, недавним открытием двух центров оптовой торговли фирмы Metro в Лахоре и Исламабаде.

Общая сумма немецкого вклада в развитие Пакистана с 1961 г. составляет примерно 2,7 млрд евро. Основными вопросами двустороннего сотрудничества, согласованными с пакистанским правительством, являются: базовое гигиеническое снабжение, сфера начального образования, возобновляемая энергия и энергетическая эффективность. Благодаря реализации этих проектов объем двусторонней торговли хотя относительно невысок, но стабилен: в 2007-2008 гг. он держится на ежегодном уровне 1,5 млрд евро.

ФРГ постоянно оказывает Пакистану помощь в развитии демократических учреждений. Нуждаются в решении и поддержке такие проблемы, как права человека, содействие равноправию женщин, социальное законодательство, охрана окружающей среды, региональное сотрудничество, работа средств массовой информации. Для реализации данных проектов задействованы такие известные в ФРГ институты (с постоянными представительствами в пакистанских офисах и квалифицированным штатом сотрудников), как Friedrich-Ebert-Stiftung, Friedrich-Naumann-Stiftung, Hanns-Seidel-Stiftung, Konrad-Adenauer-Stiftung, Heinrich-Bоеll-Stiftung.

Пакистан импортирует из Германии химические изделия, машины, электротехническую продукцию, транспортные средства. Однако возвратный поток не исчерпывается стандартным набором, который включает изделия из кожи, текстиль, медицинские инструменты и весьма популярный в ФРГ рис Basmati. Пакистанский экспорт — это еще и подготовленные в тренировочных лагерях исламские радикалисты, число которых растет с каждым годом. По сообщениям Федерального министерства внутренних дел, криминальной полиции известно о группе, насчитывающей, по крайней мере, от 30 до 40 боевиков, готовых в любую минуту показать, чему и как их учили в Пакистане.

Тренировочные базы в Северном Вазиристане известны тем, что там проходят обучение большое количество европейцев, принявших ислам. По этой причине в Германии нарастает тенденция, названная экспертами по безопасности «джихад с немецким акцентом».

Чтобы осуществить радикальные планы, исламисты рекрутируют в свои ряды европейскую молодежь, сообщает Hannоversche Allgemeine Zeitung, упоминая о том, что федеральное ведомство уголовной полиции объявило в международный розыск Эрика Брайнингера из Саара и его единомышленника Хусейна аль Маллу — приверженцев Исламского союза джихада (IJU), подготовленных к диверсионной работе. Оба подозреваемых, как стало известно Федеральной прокуратуре, завершив обучение в специальном лагере на афгано-пакистанской границе, находятся на пути в Германию и уже миновали Турцию и Балканы. Известно, пишет газета, что передвигаются они по грунтовым дорогам, чтобы не встречаться на скоростных трассах с полицейскими разных стран, у которых в руках есть их фотографии. Цель прибытия — организация террористических актов, о которых Исламский союз джихада известил в своих интернет-посланиях.

Итак, Эрик Брайнингер, который с недавних пор стал Абдульгаффаром аль Альмани, как мученик за веру, едет на родину с единственной целью — нанести как можно больше разрушений, уничтожить как можно больше неверных. Такова месть участвующего в джихаде миру за то, что он, этот мир, отказывается принять его веру и его планы. В одном из своих записанных в Пакистане видеообращений к землякам Эрик-Абдульгаффар прямо говорит: «Германия — потенциальная цель для исламистов», поскольку бундесвер присутствует в Узбекистане (база в Термезе) и Афганистане (на севере и в Кабуле). Немцы рассматриваются им и его единомышленниками как оккупанты, против которых объявлена война, пока Афганистан не будет освобожден от войск НАТО. Любая страна, которая является военным союзником Соединенных Штатов, сказал Эрик, «должна ожидать нашего нападения».

Эксперт Федерального ведомства по охране конституции Михаэль Людерс в своих исследованиях подтверждает: Германия может стать целью террористических атак, поскольку считается помощником США и Израиля. И это не просто угрозы. Двое из трех арестованных в сентябре 2008 г. — принявшие ислам немцы Даниэль С из Саарланда и Фриц Г. из Нового Ульма. Вместе с гражданином Турции Адемом Й. они — члены организации IJU, прошедшие в Пакистане спецподготовку, в том числе по созданию взрывных устройств из подручных материалов. План их был прост: произвести значительные разрушения с максимально возможным числом жертв на военной базе в Рамштайне и в аэропорту Франкфурта-на-Майне. С этой целью за семь месяцев 2007 г. они запасли 730 кг перекиси водорода, создав основу для терактов, значительно превышающих размеры ущерба после взрывов в Мадриде и Лондоне. К примеру, в лондонском случае тротиловый эквивалент не превышал 5 кг. Легко представить себе размеры предотвращенного теракта, если учесть, что содержимое бочек позволяет произвести 550 кг взрывчатки в тротиловом эквиваленте. В сотню раз мощнее лондонского!

Этот кошмар был предотвращен благодаря спецконтролю за компьютерами и наблюдению за жилыми помещениями, то есть теми способами, о которых можно спорить, но и не признать их действенности в данной ситуации тоже невозможно. Безопасность стоит дорого: в саарландской операции принимали участие сотни полицейских (точное число не обнародовано). Через несколько дней после ареста ответственность за неудавшуюся попытку совершения теракта взял на себя IJU. Как замечает Райнхард Мюллер (Reinhard Mueller), редактор Frankfurter Allgemeine Zeitung, в статье, опубликованной в газете немецкого бундестага Das Parlament (Nr. 46 / 10.11.2008), Германия и Евросоюз особенно подвержены угрозе: в странах Старого Света живут миллионы слабо интегрированных мусульман и существуют известные ограничения по их перемещению — недостаточное знание языка, определенная настороженность окружающих. Сознание собственной ущемленности толкает молодых людей, в том числе и немцев, в ряды радикалов; они окончательно «затачиваются» на убийства мирных жителей Европы, будучи курсантами на тренировочных базах в Пакистане. Излишне говорить о том, что правительство этой страны если и предпринимает меры для борьбы с этими учебными центрами, то весьма условные и неэффективные.

Подобную несостоятельность показывают и власти Йемена, где после известного перерыва (2001 — лето 2008) поднялась новая волна похищений немецких туристов. СМИ ФРГ связывают это с тем, что страх иностранцев перед угрозой нападения экстремистов стал понемногу спадать, и естественный интерес тех же немцев к экзотике и культурным достопримечательностям страны возобладал над грустными воспоминаниями. «Однако это заблуждение, — говорит житель Эрлангена, профессор географии Хорст Копп (Horst Kopp), который ездит в арабские страны вот уже 30 лет. — Никуда не исчезли ни межэтнические конфликты, ни сопровождающая их кровь». Он имеет в виду споры, которые на протяжении более десятилетия идут между родами Al Abdullah и Al Riyad. Об этом подробно рассказывается на страницах газеты Yemen Observer, которая, кстати сказать, вообще не отреагировала на сообщение о похищении 14 декабря 2008 г. трех немецких граждан.

Йеменская печать по-прежнему склонна не замечать подобные акции террористов, считая их закономерным явлением. То, что речь идет о западном туристе, который везет тысячи евро в нищую страну и тем самым определенным образом поддерживает ее, журналистов не волнует. Они, судя по их реакции, близки к тому, чтобы разделить точку зрения экстремистов: есть деньги — плати.

Но ведь Германия и без того раскрывает кошелек по любому поводу. К примеру, она была в числе первых, кто пришел на помощь Йемену, пострадавшему от наводнений в октябре 2008 г. Министерство иностранных дел предоставило для ликвидации последствий стихии 700 тыс. евро в качестве гуманитарной помощи. Жертвы наводнений на востоке были поддержаны суммой 200 тыс. евро, на севере — суммой 500 тыс. евро. Средства выделены по двум каналам: через Международный комитет Красного Креста и Комиссариат по делам беженцев ООН. На них были приобретены продукты питания, временные жилища, матрасы, палатки, кулинарные комплекты и противомоскитные сетки.

По данным на начало 2009 г., в стране трудятся 50 немецких специалистов, которые помогают вывести экономику страны из прорыва. Прежде всего, нефтегазовую отрасль Йемена, которая дает 70% доходов. И не вина Германии в том, что «большая часть доходов, кажется, течет в армейский бюджет», отмечает Frankfurter Allgemeine Zeitung, и лишь 1,5% годового бюджета отводится здравоохранению. В Йемене с участием немецких и других иностранных, а также 135 йеменских специалистов с 1969 г реализовано 60 проектов на общую сумму примерно 290 млн евро.

По этим фактам видно, что Германия стремится определенным образом поддержать бедствующую страну как в будни, так и в то время, когда она находится в форс-мажорных обстоятельствах.

Йемен — страна-партнер в основном вопросе немецкого эволюционного сотрудничества и пилотная страна (всего их в мире четыре) в осуществляемой до 2015 г. федеральным правительством специальной программе. Она предусматривает проведение в странах с крайней степенью бедности снижение ее уровня наполовину до 2015 г. По данным Всемирного банка, 42% населения живет в Йемене ниже границы бедности и 18% — в абсолютной нищете. Среднегодовой доход на душу населения — 760 долларов.

По поручению Федерального министерства экономического сотрудничества и развития разнообразные проекты в стране с 1969 г реализуются GTZ — Немецким обществом технического сотрудничества. Того самого, чью сотрудницу Юлию Т. похитили вместе с ее родителями в середине декабря 2008 г. Пятидневное заточение трех граждан ФРГ благополучно закончилось, и похищенные пятью вооруженными представителями йеменского рода Abu Dhabian вернулись на родину, в небольшой городок в земле Шлезвиг-Гольштейн Они были освобождены при посредничестве органов власти Йемена. Как удалось выяснить, похищение было предпринято для того, чтобы принудить йеменское правительство освободить из тюрьмы родственников: те попали за решетку, потребовав финансового возмещения стоимости земельного участка, из-за чего семья чувствовала себя обманутой другим кланом.

В стране нередко жертвами похищения становились немцы. В марте 1997 г ими оказались четыре туриста — двое мужчин и две женщины из Северного Рейна-Вестфалии и Бранденбурга. Это случилось в пустыне Mариб к востоку от йеменской столицы Саны. Они были освобождены после десятидневного плена. В январе 1999 г. та же участь на севере Йемена постигла 30-летнюю акушерку из Германии вместе с ее матерью и братом. Через четыре дня они были освобождены. В июле 2001 г. заложником в Сане стал немецкий дипломат; в конце 2005 г. был похищен вскоре после его выхода на пенсию немец Юрген Хробог (Juergen Chrobog), государственный секретарь Министерства иностранных дел, с женой и тремя сыновьями. Примечательно, что Хробог сам был долгое время посредником федерального правительства при переговорах в случаях взятия немцев в заложники. Вся его семья была освобождена через несколько дней после личного вмешательства йеменского президента Али Абдаллы Салеха и благополучно отбыла в Германию.

Однако данная хронология воспринимается немцами особенно болезненно на фоне обширной и разносторонней помощи Йемену со стороны Германии. В числе экономических партнеров Йемена ФРГ занимает исключительное место. Уже более 35 лет Йемен и Германия сотрудничают, как сказано на сайте посольства Йемена в ФРГ, «эволюционно политически. Партнерство конструктивно и основано на доверии». Последние по времени правительственные переговоры, проходившие в марте 2007 г, определили, что в течение 2007-2008 гг. Йемену была выделена помощь на сумму 73 млн евро, 20 млн из которых — на технические нужды и 53 млн евро в рамках финансового сотрудничества.

Справедливости ради следует сказать, что в Йемене похищают туристов не только из числа немцев. Среди похищенных есть колумбийцы, французы, японцы. Всего более 200 похищенных, начиная с 1991 г. Удержание в заложниках — от нескольких часов до нескольких недель. И не всегда все заканчивалось полюбовно, то есть с помощью выкупа. В 1998 г. группа воинствующих исламистов захватила 16 западных туристов, четверо из которых погибли при попытке полицейских их спасти, а в 2000 г. при подобных обстоятельствах был убит норвежский дипломат.

Долгое время оставался открытым вопрос, как похитители выделяют из группы туристов именно немцев. Секрет открыл ученый-этнограф из Берлина Антон Эшер (Anton Escher). Он выяснил, что в Марокко одним из местных туристических бюро выпущена в свет на арабском языке памятка для гидов, в которой обозначены характерные признаки туристов из ФРГ. Признаки внешние, поскольку, как говорится в инструкции, для того чтобы расположить к себе немца, недостаточно парочки плоских шуток, на которые обычно клюют испанцы и итальянцы. Немцы идут на контакт не очень охотно, и чтобы заинтересовать их чем-то, необходимо потратить от 10 до 20 мин. (Автор памятки оставляет в стороне тему, с какой целью следует заинтересовать немцев, но об этом ниже.)

Увлечения немцев сильно различаются в зависимости от возрастной категории. К первой относятся молодые, которые, едва выскочив из поезда или автобуса, начинают шепотом интересоваться, где можно разжиться гашишем. Вторая группа — прибывающие, как правило, небольшими компактными группами на мини-автобусах люди постарше, их интересуют прикладные виды местного творчества: стекло, металл, керамика, мелкие пластические формы. В состав третьей группы входят пенсионеры, которые более всего из местных достопримечательностей ценят экзотическую еду и комфортные условия отеля. У немцев три темы вопросов: который час, достигнуто ли в данной местности равноправие женщин и где тут безопаснее всего.

Антон Эшер отмечает пытливый взгляд арабских исследователей. Немцы, пишут они, отличаются и внешне. Как правило, они носят хотя не всегда элегантную и отутюженную, но функциональную и простую одежду (чаще всего светлые спортивные куртки), носки (при сандалиях), на шее — самую современную фото- или видеокамеру. В руках немца — непременно путеводитель. Это и есть главный опознавательный знак, поучает безвестный инструктор. Следует обратить внимание на то, как написано слово «Марокко». Во французском варианте латинской буквы «k» там нет вовсе, в английском — только две «с», в испанском и португальском — две буквы «r». А вот у немцев есть две буквы «k»; правда, есть и датский аналог, но у датчан нет другой чисто немецкой особенности: «кошельки их полны денег, и они платежеспособны».

Последнюю сентенцию можно считать ключевой, она объединяет турецкого мошенника, обученного в Пакистане террориста и йеменского похитителя. Единственное расхождение состоит в том, что если в случае с «наглыми» (выражение турецкого журналиста) предпринимателями из Турции и решительными разбойниками из Йемена речь идет о солидных барышах в твердой валюте, в пакистанской интерпретации Германия тоже должна платить. Но платить по самому крупному счету — многими человеческими жизнями за союз с США, другими странами Запада, за то, что несет на Азиатский континент свое понимание демократических норм и ценностей.

62.92MB | MySQL:102 | 0,484sec