Эксперты INSS о целесообразности создания одного государства от Средиземного моря до р. Иордан. Часть 2

Сегодня решение палестино-израильского конфликта на основе одного государства – Израиля – от Средиземного моря до реки Иордан становится все более предпочтительным для значительной части израильского общества.

Полковник (запаса) Пнина Шарвит Барух (старший научный сотрудник INSS, руководитель Программы права и национальной безопасности; в прошлом качестве юрисконсульта в составе израильских делегаций принимала участие в переговорах с палестинцами и сирийцами) при участии ряда экспертов Института и сторонних специалистов, рассмотрела вопрос, является ли возможным решение конфликта путем создания одного государства?

С этой целью она проанализировала ряд моделей, одной из которой является единое неделимое государство на всем пространстве, охватывающее территорию нынешнего Израиля и Западного берега р. Иордан, а также потенциально сектор Газа.

Основная идея модели унитарного государства – избежать раздела территории большого Израиля (в границах «зеленой линии» + еврейские поселения на Западном берегу р. Иордан) и сохранить его еврейский и демократический характер[i].

В таком неделимом государстве больше не будет «зеленой линии», и израильское законодательство будет применяться на всей его территории.

Еврейские поселения, которые до этого находились за «зеленой линией», и прочие города и населенные пункты останутся на своих местах.

Столица – единый и неделимый Иерусалим. Доступ к святым местам различных религий будет сохранен.

Палестинцы Западного берега р. Иордан получат израильский вид на жительство, который предоставляет различные права, включая право работать в любом месте страны, получать социальные пособия, государственное страхование и участвовать в муниципальных выборах. Постоянные жители Израиля имеют право подать заявление на получение гражданства, хотя этот процесс может включать различные требования, например, принесение присяги на верность государству. Если палестинцам будет отказано в израильском гражданстве, они станут лицами без гражданства. В этом случае произойдет отход от демократического характера Израиля. Установится дискриминационный режим с наличием жителей, лишенных права политического представительства на основании их этнической принадлежности. Помимо противоречия ценностям Израиля, такое положение дел разочарует палестинцев и настроит их враждебно по отношению к государству, что может подорвать его стабильность.

Официальные институты Израиля, такие как Кнессет и правительство, продолжат работу в своем нынешнем формате. Все граждане государства смогут голосовать и быть избранными.

Понадобится создание дополнительных правительственных подразделений в связи с возросшим числом палестинских жителей. Придется расширить использование арабского языка в государстве.

Если местное палестинское руководство откажется сотрудничать, вплоть до бойкота государственных институтов, то правительство Израиля будет вынуждено осуществлять свои полномочия непосредственно на палестинской территории. При полном отсутствии сотрудничества Израилю придется назначить своих представителей для управления на местах.

Как граждане Израиля палестинцы будут иметь право голосовать и быть избранными в государственные учреждения. Таким образом, многочисленное палестинское меньшинство получит политическое влияние и возможность участвовать в принятии государственных стратегических решений. Это может привести к серьезным последствиям, поскольку палестинцы будут обладать значительными электоральными возможностями, особенно если они консолидируют свои силы на политической арене в условиях расколотого еврейского общества.

В едином государстве могут быть признаны коллективные права палестинского меньшинства, что включает в себя развитие арабской самобытности и культуры, а также самоуправление в таких сферах, как образование, религия и культура. Это может позволить палестинцам в определенной степени реализовать свои национальные устремления в рамках еврейского государства; однако предоставление таких прав не компенсирует отсутствие равных с евреями гражданских прав.

Как постоянные жители Израиля, палестинцы будут пользоваться свободой передвижения внутри государства, включая право выбора места жительства. Таким образом, они смогут перемещаться и жить в пределах «зеленой линии». Одновременно граждане Израиля смогут жить в любом месте Западного берега р. Иордан.

Израильское правительство сохранит полный контроль над границами и пунктами международных транзитных перевозок, а также полный контроль въезда и выезда из страны.

Израильские власти смогут заблокировать палестинским беженцам въезд в страну из-за границы. Потомки беженцев 1948 г., которые проживают на Западном берегу р. Иордан (и в секторе Газа, если он станет частью государства), могут попытаться осуществить «право на возвращение» в свои дома на территории нынешнего Израиля. Это может привести к физическому «вторжению» и захвату. Таким образом, существует значительный потенциал напряженности.

Израиль должен будет восстановить лагеря беженцев, расположенные на Западном берегу р. Иордан (и в секторе Газа, если он станет частью государства).

Спецслужбы будут нести ответственность за внутреннюю безопасность и общественный порядок на всей территории, включая палестинскую часть. Хотя основную ответственность возьмет на себя израильская полиция, Служба общей безопасности (ШАБАК) и Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) будут иметь право действовать в своих зонах ответственности, а именно бороться с террором и охранять границы. Полномочия государства будут такими, как указано в израильском законодательстве, поэтому в едином государстве они станут более ограниченными, чем те, которыми обладает Израиль на Западном берегу р. Иордан в настоящее время.

Палестинские вооруженные группы и террористические организации по-прежнему будут угрожать безопасности. К ним может присоединиться часть палестинских силовиков, что станет серьезной проблемой, учитывая имеющийся у них опыт и большой арсенал оружия.

Угрозу безопасности может создать свобода палестинских жителей передвигаться по стране. Очевидно, что некоторые палестинцы будут против идеи интеграции в еврейское государство, они могут прибегнуть к насильственным методам борьбы. В то же время часть еврейского сектора может выступить против идеи предоставления полных прав палестинцам и также прибегнуть к насилию. Кроме того, с учетом экономического неравенства внутри государства на палестинских территориях ожидается рост преступности. Необходимо будет решить вопрос о призыве палестинцев в израильские силы безопасности. Если сохранится нынешняя практика, и палестинцы не будут подлежать призыву, встанет вопрос о том, отказывать ли тем, кто захочет это сделать.

В случае начала конфронтации с сектором Газа (если анклав останется за пределами государства), есть опасения, что палестинцы поддержат и даже попытаются помочь своим собратьям.

Объединение палестинского и еврейского обществ в унитарное государство приведет к их большему взаимодействию. Существует угроза стабильности государства из-за давней вражды между народами. Поскольку палестинские жители чувствуют, что они находятся в худшем положении по сравнению с евреями, процесс примирения вряд ли увенчается успехом.

Правительство Израиля будет нести ответственность за экономику и инфраструктуру всей территории государства, включая населенные палестинцами районы Западного берега р. Иордан. Придется заняться сокращением экономического разрыва между регионами государства. Большинство палестинских территорий беднее и имеют менее развитую инфраструктуру по сравнению с другими частями страны.

Вовлечение палестинцев в политические процессы государства в качестве равноправных граждан приведет к тому, что гарантировать еврейский характер государства в долгосрочной перспективе будет невозможно, учитывая его демографический состав.

Как уже упоминалось, любая попытка лишить палестинцев полных прав в государстве несовместима с демократическим характером Израиля.

Более того, модель унитарного государства может бросить вызов либеральному характеру Израиля, учитывая, что палестинское население более религиозное и традиционалистское. В таком Израиле увеличится относительный вес традиционалистских секторов арабского и ультраортодоксального населения, что может иметь серьезные последствия для обеспечения равных прав для женщин и ЛГБТ-сообщества, а также в плане свободы выражения мнений.

Арабский сектор Израиля может послужить связующим звеном между различными группами страны. В унитарном государстве они могут извлечь выгоду из возможного признания коллективных прав палестинцев. Тем не менее, несмотря на то, что сегодня большинство арабских граждан Израиля имеют двойную идентичность – израильскую и палестинскую, – такая модель может поставить их перед выбором между связью с еврейским израильским обществом и желанием в него интегрироваться и национальной и религиозной связью с палестинским сообществом, ставшим частью государства.

Палестинская национальная администрация (ПНА) будет распущена, а ее полномочия будут переданы государственным институтам власти. Определенные органы, такие как службы социального обеспечения, здравоохранения и образования, могут продолжить существовать либо под эгидой государства, либо под управлением муниципальных властей, при условии их согласия с достигнутым соглашением.

Палестинские службы безопасности будут распущены, а вся их техника и вооружение будут переданы государству. Этот процесс может вызвать противодействие.

Все организации, представляющие ПНА (или Палестину) на международной арене прекратят свою деятельность, если иное не будет согласовано во время создания унитарного государства.

Если сектор Газа войдет в состав единого государства, все его жители также станут резидентами Израиля и будут иметь право запрашивать гражданство. К ним применимы описанные выше процедуры. Государство будет нести ответственность за то, что происходит во всем анклаве. Для этого потребуется его реоккупация, поскольку в настоящее время Израиль не контролирует эту территорию.

Создание унитарного государства последует за аннексией Израилем Западного берега р. Иордан (и, возможно, сектора Газа) и введением израильских законов на всей территории. Соглашения Осло и все созданные им механизмы будут официально аннулированы.

Это процесс повлечет за собой фундаментальное изменение структуры Израиля, поэтому крайне важно получить прямое одобрение народа посредством референдума или проведения соответствующих выборов.

Если создание унитарного государства основано на согласии палестинцев, необходимо будет прийти к соглашению, в котором уточняются детали новой реальности, включая временные договоренности и формальную передачу власти.

Если ПНА выступит против создания унитарного государства, то Израилю придется взять под свой контроль всю территорию, лишить ПНА ее полномочий и расформировать палестинские силы безопасности. Вполне вероятно, палестинские власти и многие жители окажут яростное сопротивление, что повлечет за собой крупную военную конфронтацию.

Если Израиль уже взял под контроль территорию ПНА в связи с крахом палестинской администрации, то переход к унитарному государству не потребует повторного захвата территории; скорее потребуется юридический акт для присоединения территории к Израилю.

Создание унитарного государства приведет к серьезному и полному изменению правовой ситуации на присоединенной территории, поскольку там начнут действовать израильские законы. Помимо прочего потребуются переходные меры, включая, например, процесс регистрации всех незарегистрированных прав на землю (что касается большей части земель на Западном берегу р. Иордан).

Деятельность военной администрации на палестинских территориях будет прекращена.

Маловероятно, что палестинцы согласятся присоединиться к Израилю и стать частью унитарного еврейского государства, отказавшись от своих национальных устремлений и согласившись упразднить ПНА и ее институты, если только они не почувствуют, что тем самым смогут взять под контроль Израиль изнутри и со временем изменить его характер. Более того, если государство не намерено предоставлять палестинцам полные права, то шансы получить их согласие на такую модель сосуществования раны нулю.

Создание унитарного государства без согласия палестинцев потребует силового восстановления контроля над всей территорией, что повлечет за собой серьезную конфронтацию с палестинцами.

Создание унитарного государства, в котором палестинцы получат все права, встретит сопротивление со стороны широких слоев израильской общественности из-за опасений, что в конечном итоге это приведет к утрате его еврейского характера. Одновременно часть израильтян будет противостоять созданию унитарного государства без предоставления палестинцам равных прав, поскольку это приведет к утрате демократического характера Израиля. В любом случае такой процесс вызовет напряженность и раскол в израильском обществе, что может привести к внутренним беспорядкам.

Попытка создать унитарное государство без согласия палестинцев может привести к сильному международному давлению на Израиль.

Шансы на успех модели унитарного государства эксперт INSS оценивает следующим образом.

  1. Унитарное государство Израиль со значительным палестинским меньшинством в отсутствии примирения между еврейским и палестинским населением и тем более равных прав приведет к постоянной напряженности и потенциальным угрозам безопасности в силу наличия террористических элементов, которые не приемлют создание такого государства.
  2. Если палестинцы будут полностью уравнены в гражданских правах с евреями, они смогут влиять на политический процесс, попытаться использовать это влияние, чтобы ослабить еврейский характер государства, а также направить процесс принятия стратегических решений по пути, который не обязательно соответствует интересам еврейского большинства. Это может привести к усилению напряженности и даже гражданской войне.
  3. Если у палестинцев не будет равного статуса с евреями, Израиль не сможет сохранить свой демократический характер. Это повлияет на все аспекты жизни в государстве, поскольку потенциально может подорвать гражданские свободы в целом и ослабить охраняющие демократию институты, такие как суды и СМИ.
  4. Предоставление всем палестинцам вида на жительство и поглощение Израилем всей палестинской территории станет тяжелым экономическим бременем, особенно, если в состав государства войдет сектор Газа. Большой экономический разрыв между еврейским населением и палестинскими жителями также может повысить уровень преступности в государстве.
  5. Если сектор Газа не станет частью Израиля, но между ними начнется конфронтация, палестинские жители государства могут поддержать своих собратьев в конфликте или подозреваться в этом, что может вызвать дополнительную напряженность.
  6. Включение Газы в состав государства особенно осложнит демографическую ситуацию, т.к. палестинцы составят значительную часть населения Израиля; это существенно изменит характер государства. Однако оставление Газы за пределами границ Израиля означает, что конфликт не будет полностью разрешен, поскольку анклав останется очагом нестабильности и источником напряженности в отношениях между палестинцами и евреями внутри государства.
  7. Наконец, эксперт отмечает, что в мире нет прецедентов успешного объединения двух образований с разным национальным характером в одно, тем более демократическое, государство, особенно в случае длительного и кровопролитного конфликта между ними. Напротив, были случаи отделения по национальному признаку (Югославия, Чехословакия). Даже в ведущих демократиях и среди народов, живущих в мире, все еще раздаются голоса, призывающие к отделению. Например, Каталония, пытающаяся отделиться от Испании, и Шотландия, которая рассматривает вопрос отделения от Великобритании.

[i] Resolving the Israeli–Palestinian Conflict: The Viability of One-State Models / INSS. December, 2021. https://www.inss.org.il/publication/one-state-models/

 

62.88MB | MySQL:102 | 0,462sec