Эксперты INSS о целесообразности создания одного государства от Средиземного моря до р. Иордан. Часть 6

В Израиле и на палестинских территориях все более предпочтительным становится сценарий образования одного государства – Израиля – от Средиземного моря до реки Иордан.

Полковник (запаса) Пнина Шарвит Барух (старший научный сотрудник INSS, руководитель Программы права и национальной безопасности; в прошлом в качестве юрисконсульта в составе израильских делегаций принимала участие в переговорах с палестинцами и сирийцами) при участии ряда экспертов Института и сторонних специалистов, рассмотрела вопрос, является ли возможным решение палестино-израильского конфликта путем создания единого государства?[i]

С этой целью были проанализированы несколько моделей, одна из которых – два государства, Израиль и Палестина, разделенные границей по «зеленой линии», без физических внутренних границ, со свободным передвижением населения и конфедеративным правительством.

В предыдущей части статьи были рассмотрены следующие аспекты модели конфедерации: границы, статус поселений и Иерусалима, гражданство и вид на жительство, органы государственной власти, участие палестинцев в руководстве, свобода передвижения, проблема палестинских беженцев, вопросы безопасности, социально-экономическая и гражданская сфера.

Шансы на успех модели в качестве окончательного решения конфликта израильские эксперты оценивают следующим образом.

1) Для функционирования конфедерации двум народам придется избавиться от враждебности и отсутствия доверия, преодолеть различия в мировоззрениях. В противном случае стабильность конфедерации окажется под угрозой.

2) Модель потребует согласия двух государств по многим существенным вопросам, включая пограничный режим, статус Иерусалима, экономическую политику и пользование природными ресурсами. Поэтому каждое государство по этим вопросам будет обладать правом вето. Споры могут завести конфедерацию в тупик. Если полномочия по спорным вопросам будут переданы конфедеративному правительству, это затруднит достижение согласия на этапе выработки совместной политики. Но если соответствующие полномочия получат государства, и каждое из них будет проводить разную политику, конфликты неизбежно начнутся на этапе ее реализации.

3) Свобода передвижения между государствами может привести к напряженности между израильтянами и палестинцами. Кроме того, поскольку модель не предусматривает какого-либо эффективного контроля над людскими потоками между государствами, возникнет риск проникновения террористических элементов, что осложняется свободным перемещением туристов и иностранных гостей.

4) Напряженность может вызвать ситуация, при которой палестинцы переселяются в Израиль, а израильтяне – в Палестину, особенно если при этом они руководствуются идеологическими и религиозными соображениями. Особая тревога израильских экспертов связана с тем, что потомки беженцев 1948 г., проживающие в настоящее время на Западном берегу р. Иордан или в других странах, попытаются реализовать «право на возвращение» переездом в места происхождения своих семей.

5) Свободное перемещение товаров между государствами может нанести ущерб израильской экономике, особенно если палестинское государство не обеспечит эффективного соблюдения лицензирования, официальных стандартов, налогообложения и пр. Кроме того, ожидается рост трансграничной преступности, особенно из-за экономического неравенства между государствами.

6) Практически неизбежна напряженность между еврейскими поселенцами, оставшимися на территории палестинского государства, и палестинским руководством, особенно в случае инцидентов между ними и местными палестинцами. Разногласия будут усиливаться по мере появления идеологической и религиозной составляющей.

7) Источником разногласий и споров, наверняка,  станет совместное управление в Старом городе Иерусалима. Необходимость действовать согласованно может парализовать процесс и заставить стороны избегать необходимых шагов, в то время как односторонние меры могут привести к конфронтации. Один инцидент в Иерусалиме может затронуть всю территорию конфедерации и даже повлиять на отношения с соседними странами.

8) Конфедеративная модель облегчит принятие требования Израиля о сохранении определенной свободы действий его сил безопасности на палестинской территории, по крайней мере, на начальных этапах и до стабилизации ситуации. Однако обеспечение Израилем безопасности в пределах палестинского государства может привести к напряженности, которая подорвет стабильность конфедерации, особенно если это будет происходить часто и в течение длительного периода времени.

9) Предполагается, что если Израиль сохранит за собой вопрос обеспечения внешней безопасности, в том числе право развертывания сил вдоль внешних границ, можно будет добиться демилитаризации палестинского государства и предотвратить проникновение элементов, представляющих угрозу безопасности конфедерации. Однако, если определенные сферы, такие как внешняя безопасность, останутся исключительно под контролем Израиля, это станет постоянным источником разочарования в конфедерации.

10) Дестабилизирующим фактором может стать экономическое неравенство между государствами. Хотя ожидается, что связь между ними укрепит экономику палестинского государства, для успеха модели потребуются значительные и долгосрочные инвестиции с целью сокращения существующих разрывов. У Израиля может не быть другого выбора, кроме как поддерживать палестинскую экономику, что, наверняка, станет на него тяжелым бременем.

11) Включение сектора Газа в состав конфедерации создаст серьезные проблемы для ее стабильности. Поскольку руководство палестинского государства не имеет полного контроля над тем, что происходит в Газе, свободный въезд людей, транспортных средств и товаров из Газы в Израиль вызовет озабоченность по поводу безопасности, преступности и экономических проблем. Кроме того, включение Газы в конфедерацию также потребует крупных инвестиций, что будет обременительным для бюджета. Однако если Газа не войдет в состав конфедерации, она останется источником нестабильности и палестино-израильский конфликт не будет полностью разрешен.

12) Эксперты сомневаются в возможности создания стабильной конфедерации, учитывая серьезные социальные, культурные, религиозные и экономические различия между входящими в нее государствами. В частности, неясно, возможна ли конфедерация без демократических режимов в обоих государствах. По их мнению, вряд ли палестинское государство сможет успешно сохранить демократический характер, особенно на начальных этапах, учитывая отсутствие демократических традиций.

13) История показывает, что конфедерации не являются стабильными режимами. Некоторые из них распадаются на отдельные государства, а другие объединяются в единое федеративное образование.

В качестве заключения приведем выводы экспертов относительно вероятности успеха рассмотренных выше моделей в качестве окончательного решения палестино-израильского конфликта.

Отмечается, что ни одна из моделей не имеет на это шансов. Основной причиной является высокий потенциал столкновений между израильтянами и палестинцами в условиях свободы передвижения, предусматриваемой всеми моделями. Учитывая глубоко укоренившуюся враждебность между двумя народами на протяжении последних десятилетий и их религиозные, культурные, социальные и экономические различия, модели вызывают опасения, что напряженность между группами населения приведет к насильственным внутренним конфликтам и, в конечном итоге, к нестабильности государства.

Во всех моделях, в которых палестинцы становятся частью государства с еврейским характером, не имея возможности реализовать свою национальную идентичность, враждебность между народами с годами может нарастать. Конфедерация обеспечивает адекватное решение этого аспекта; следовательно, с этой моделью противоречия со временем могут уменьшаться. Лишение палестинцев полных прав в государстве не только нанесло бы смертельный удар по демократическому характеру Израиля, но и усилило бы враждебность и неизбежно привело к насилию, которое может перерасти в полномасштабную гражданскую войну. Предоставление палестинцам полных и равных гражданских прав может привести к тому, что они изменят еврейскую природу государства. Кроме того, даже если палестинцам будут предоставлены полные и равные гражданские права, национальная напряженность не исчезнет и продолжит дестабилизировать государство. Конфедерация – единственная модель, которая предлагает решение этих проблем, поскольку каждая нация контролирует свое государство.

Все модели также ложатся тяжелым экономическим бременем на Израиль, поскольку ему придется обеспечивать потребности всех новых палестинских жителей, присоединяющихся к государству. Хотя Израиль не несет прямой ответственности за население палестинского государства в конфедерации, его экономическое положение имеет решающее значение. Действительно, преодоление экономических разрывов внутри конфедерации имеет решающее значение для ее стабильности. Кроме того, разделение государства на районы и регионы, как это предлагается в моделях федерации и автономии, создает дублирование и сложность в управлении, особенно с учетом небольшого размера страны.

Кроме того, для реализации моделей требуется согласие палестинцев, и обе стороны должны разрешить многочисленные спорные вопросы. Однако нет понимания того, как этого можно достичь. При этом все модели (кроме, наверное, унитарного государства) требуют постоянного достижения договоренностей с представителями палестинцев. Это влечет за собой бесконечные споры.

В отличие от приведенного анализа моделей, основанных на идее постоянной связи между еврейским и палестинским народами на территории между Средиземным морем и рекой Иордан, решение о создании двух государств для двух народов основано на идее полного разделения. Эту модель в данном случае эксперты не рассматривали, но отмечается, что она тщательно анализировалась на протяжении многих лет, в том числе в INSS. Двухгосударственное решение имеет существенные недостатки, так как требует раздела земель и эвакуации населенных пунктов, а также создает определенные риски для безопасности. Тем не менее, израильские эксперты делают вывод о невозможности реализации модели, основанной на союзе двух народов, в качестве окончательного решения конфликта. Следовательно, несмотря на свои недостатки, отделение двух народов друг от друга называется предпочтительным решением палестино-израильского конфликта.

[i] Resolving the Israeli–Palestinian Conflict: The Viability of One-State Models / INSS. December, 2021. https://www.inss.org.il/publication/one-state-models/

62.88MB | MySQL:102 | 0,479sec