О причинах и целях внесения поправок в Конституцию Иорданского Хашимитского Королевства

Парламент Иордании в начале января с.г. одобрил широкие конституционные поправки после того, как король Абдалла II в прошлом году сформировал комитет, которому поручено модернизировать политическую систему страны. Примечательно, что в официальной риторике используется слово «модернизация», а не «реформа», что было основным требованием оппозиционных сил со времен «арабской весны» 2011 года. Протестующие тогда призвали ограничить полномочия короля и установить парламентскую демократию в Иордании. Но конституционные поправки, одобренные в этом месяце, в реальности запускают обратный процесс, служа главным образом увеличению и укреплению полномочий короля Абдаллы II. Поправки позволяют королю назначать высших должностных лиц государственной безопасности и судебных органов, а также великих муфтиев и королевских советников. Они также предусматривают создание контролируемого королем Совета национальной безопасности, который занимался бы всеми вопросами, связанными с обороной и безопасностью. Таким образом, монарх пытается завершить  институциональную инициативу, начатую более 15 лет назад, и тем самым надеется в достаточной степени укрепить свою королевскую базу и упорядочить меры по обороне страны. И в этой новой структуре важная роль отводится именно новому  Совету национальной безопасности, создание которого парламент утвердил 6 января, и который будет работать над упорядочением и централизацией процесса принятия решений на самом высоком государственном уровне, что еще больше укрепит авторитет Дома Хашимитов. Созданный для руководства и координации разведывательных служб страны, он включает в себя  прежде всего мощное Главное разведывательное управление (GID), возглавляемое Ахмедом Хусни .  Хотя именно Хусни первоначально предложили возглавить Совет национальной безопасности, теперь ожидается, что этот пост достанется сводному брату короля Али бен аль-Хусейну. Основное внимание СНБ будет сосредоточено на борьбе с терроризмом и надзоре за столь необходимым обновлением технологического потенциала трех основных разведывательных служб, которые будут координировать свои миссии через СНБ в целях повышения эффективности. В дополнение к GID, это Управление  государственной безопасности Иордании, которое возглавляет Хусейн аль-Хаватина и к которому теперь прикреплены жандармерия и гражданская оборона, и Аззам аль-Равана, который возглавляет Управление  военной разведки.  Этот вопрос вызвал жаркие парламентские дебаты, даже приведшие к столкновениям между депутатами 28 декабря прошлого года, что заставило досрочно закрыть сессию. В итоге большинство депутатов проголосовало за назначение десяти постоянных членов СНБ. Эти места будут заполнены каждым из трех руководителей разведывательной службы, главнокомандующим армией Юсефом Хунейти и министрами внутренних дел, иностранных дел и экономики, к которым присоединятся непостоянные члены в зависимости от рассматриваемых вопросов. Таким образом,  остро осознавая трудности, с которыми столкнулось его правление, включая неудавшийся переворот принца Хамзы бен Хусейна в 2021 году, изменение лояльности племенной базы  и демографические последствия палестинского населения Иордании, Абдалла II возродил свою цель создания координирующего подразделения национальной безопасности, которая была впервые предпринята в 2005 году. Он доверил разработку этого проекта высокопоставленному дипломату Мааруфу аль-Бахиту, который был первым послом Иордании в Израиле. Конституционная реформа 2016 года, которая дала Абдалле II полномочия назначать руководителей разведывательных служб страны, была первым шагом в реализации этой идеи, направленному на ужесточение его контроля над сектором безопасности.        За последние десятилетия в конституцию Иордании 1952 года неоднократно вносились поправки, но более половины этих поправок были внесены после начала «арабской весны» 2011 года, когда активисты потребовали политических реформ в надежде на укрепление демократии и свободы в стране. Последние по времени поправки представляют собой самый крупный, широкий и фундаментальный сдвиг на сегодняшний день, включающий 30 изменений в конституцию, состоящую из 131 статьи. Это побудило некоторых комментаторов предположить, что страна одобрила совершенно новую конституцию, а не просто внесла поправки в существующую. Нет никаких сомнений в том, что новые конституционные поправки изменят политическую жизнь в Иордании, но каковы реальные мотивы этой конституционной реформы?

Местные аналитики практически единогласно полагают, что основным триггером для короля стал кризис внутри королевской семьи в апреле прошлого года после того, как разгорелся спор между королем и его сводным братом, принцем Хамзой, который был помещен под домашний арест. Первоначально высказывались предположения, что принц, возможно, замышлял свержение короля, но эти обвинения были потом сняты. Как полагают ряд источников, это было сделано в рамках достижения некого компромисса между различными ветвями в семье.   Два месяца спустя король Абдалла II созвал комитет из 92 членов, в основном состоящий из высокопоставленных бывших чиновников и политических лидеров, которым он поручил «модернизировать» политическую систему страны. В октябре прошлого года комитет выпустил ряд рекомендаций, включая поправки к Конституции Иорданского Хашимитского Королевства и новые законы, касающиеся выборов и политических партий. Эти меры были приняты парламентом Иордании подавляющим большинством голосов, поскольку 104 из 112 присутствующих депутатов проголосовали за принятие поправок. Таким образом, действия принца Хамзы, которые были предметом многочисленных спекуляций в прошлом году, явно вызвали волну беспокойства в королевском дворце, побудив Абдаллу II попытаться укрепить свой контроль над ключевыми институтами Иордании. Он хочет таким образом обеспечить лидерство королевства и ослабить любое возможное восстание в будущем. В то же время метод, с помощью которого были внесены поправки в конституцию, внешне направлен на удовлетворение интересов общественности с точки зрения создания впечатления, что поправки являются результатом работы специализированного и независимого комитета, в состав которого входят представители всего политического спектра. Именно комитет подготовил эти поправки, а не правительство или король — по крайней мере, так гласит аргумент. Следовательно, система была «модернизирована», а желания людей «исполнены».

62.85MB | MySQL:102 | 0,502sec