Об отношении Европейского союза к проблеме Западной Сахары

Руководство Ассоциации друзей Сахарской Арабской Демократической Республики в следующем месяце будет сопровождать еще одну группу европейских парламентариев и журналистов в лагеря беженцев в Алжире. Поездка состоялась вскоре после того, как Европейская комиссия в своем очередном докладе нарисовала оптимистичную картину последствий для Западной Сахары вступления в силу Соглашения о свободной торговле между ЕС.  Во второй раз всего за четыре месяца базирующаяся во Франции организация, выступающая за независимость Западной Сахары, организует поездку представителей средств массовой информации и европейских парламентариев в лагеря беженцев в Алжире. Этот визит, организованный Ассоциацией друзей Сахарской Арабской Демократической Республики, возглавит Клод Мангин, гражданка Франции и  жена активиста из Западной Сахары Наама Асфари, который содержится под стражей в Марокко с 2010 года. Сама Мангин, которая энергично борется за освобождение своего мужа и за независимость Западной Сахары, с 2019 года является персоной нон грата в Марокко. Предполагается, что до 150 участников полетят прямо в Тиндуф в Алжире из Виго в Испании — одного из европейских бастионов Фронта ПОЛИСАРИО — на борту авиалайнера, специально зафрахтованного по этому случаю Air Algérie. Благодаря этим двум поездкам, организованным в быстрой последовательности, Ассоциация постарается наверстать упущенное время и перейти в информационное наступление на европейском фронте. С момента вспышки пандемии коронавируса в марте 2020 года эта лоббистская структура не смогла организовать поездки в Тиндуф или в «освобожденные» части Западной Сахары, на все из которых претендует Марокко. Фронт ПОЛИСАРИО также пережил ряд неудач в Брюсселе. Хотя в сентябре Суд Европейского союза вынес решение в пользу заявления Фронта ПОЛИСАРИО о том, что соглашения о свободной торговле между ЕС и Марокко по сельскому хозяйству и рыболовству не должны применяться к спорной территории, Совет ЕС обжалует это решение. А 22 декабря Европейская комиссия опубликовала доклад, восхваляющий «преимущества» этих соглашений для жителей Западной Сахары — документ, который был очень благоприятен для Марокко и который был встречен с беспокойством в Алжире и Западной Сахаре.

Что же конкретно указывается в этом докладе ЕК? Напомним, что  соглашение ЕС–Марокко о внесении изменений в Протоколы 1 и 4 к Ассоциации ЕС-Марокко которое распространяет тарифные преференции, предусмотренные Соглашением об ассоциации, на товары, происходящие из Западной Сахары, вступило в силу 19 июля 2019 года. В январе 2019 года Европейский парламент принял незаконодательную резолюцию, дающую свое согласие на это соглашение. Нынешний доклад является ответом на призывы Европейского парламента к Комиссии и Европейскому Службе внешних действий (EEAS) внимательно следить за осуществлением и воздействием Соглашения и регулярно сообщать о своих выводах Парламенту. Он обновляет предыдущий ежегодный отчет от 23 декабря 2020 года и основывается на анализе, касающемся распространения тарифных преференций, предусмотренных в Соглашении об ассоциации между ЕС и Марокко, на товары из Западной Сахары и о связанных с этим преимуществах для заинтересованных лиц. Чтобы предоставить некоторые общие элементы справочной информации, полезные для понимания контекста доклада и конкретной ситуации в Западной Сахаре, в нем  содержится описание последних событий в связи с делом, переданным в Общий суд ЕС Фронтом ПОЛИСАРИО, мирным процессом под руководством ООН и ситуацией в отношении основных прав  населения.   Настоящий доклад включает, среди прочего, информацию, предоставленную Марокко, что ни  в коем случае не означает   какого-либо признания Брюсселем  территориальных претензий Марокко на Западную Сахару. Эти ссылки скорее являются результатом того факта, что значительная часть территории в настоящее время находится в ведении Королевства Марокко, и поэтому только марокканские власти могут обеспечить соблюдение необходимых правил. Также использовалась информация из других доступных источников, собранная во время технического визита, который состоялся в сентябре 2021 года в регион Дахла-Уед-эд-Дахаб в Западной Сахаре, а также информация, полученная от различных представителей соответствующего населения. В  ходе этой миссии были проведены консультации со многими заинтересованными сторонами, включая власти, бизнес и других представителей в Дахле. Миссия включала пять выездов на фермы и предприятия, экспортирующие продукцию в ЕС, а также встречи с представителями рыбного хозяйства, сельского хозяйства и ремесленного сектора, кооперативов и учебного центра. Технический визит показал, что в регионе наблюдается быстрое развитие сельскохозяйственной и рыбной деятельности, которое в основном происходило в течение последних полутора десятилетий, чему также способствовали общественные инвестиции правительства Марокко. Природные ресурсы, и в частности грунтовые воды в сельском хозяйстве, как представляется, используются рационально. Во время этих визитов и встреч представители местного бизнеса подчеркивали, что доступ к рынку ЕС является решающим фактором для большинства инвестиций частного сектора в регионе, и выражали широкую поддержку соглашениям о сельском хозяйстве и рыболовстве с ЕС и полагались на них. Существуют важные проекты, которые, как ожидается, будут способствовать дальнейшему развитию, в частности строительство новой глубоководной гавани в районе Дахла-Уэд-Эд-Дахаб, ветропарка и опреснительной установки, которые могли бы дать толчок развитию этого района. Помимо рыболовства и сельского хозяйства, важными видами экономической деятельности являются туризм и ремесла. Во всех этих секторах наблюдается значительное экономическое участие женщин в рабочей силе. Экспорт из Западной Сахары в ЕС касался только двух секторов — сельского хозяйства и рыболовства, поскольку никаких других секторов экспорта из Западной Сахары в ЕС выявлено не было. Основными выводами по секторам являются следующие:

Сельское хозяйство

С момента публикации первого отчета за 2018 год наблюдается увеличение производства сельскохозяйственной продукции, которая выросла с 64 000 тонн, зарегистрированных в 2016 году, до 92 000 тонн в 2019 году и до 100 000 тонн в 2020 году, при общей посевной площади 1300 гектаров по сравнению с 900 гектарами в 2018 году. Таким образом, увеличение производства пропорционально увеличению посевной площади, но также и улучшению процесса возделывания, что свидетельствует об умеренном повышении производительности с гектара. Единственный сельскохозяйственный экспорт из Западной Сахары в ЕС осуществляется из Дахла-Уед.  Регион Эд-Дахаб, продукция которого в основном предназначена для экспорта, в то время как производство в регионе Лаяюн-Сакия Эль-Хамра предназначен для местного потребления. Основными характеристиками сектора по регионам в 2020 году являются следующие:

— обрабатываемая площадь в районе Лаяюн-Сакия Эль–Хамра составляла около 400 гектаров, а ее производство в размере 24 000 тонн – в основном для корма для животных — предназначалось для местного рынка без экспорта в ЕС;

— обрабатываемая площадь в районе Дахла-Уед-Эд-Дахаб составляла около 900 гектаров, под теплицами и орошением, что дало в общей сложности 76 000 тонн, по существу, из двух основных продуктов сбыта садовой продукции — помидоры и дыни, в основном экспортируемые в ЕС. В дополнение к поставкам на местный рынок, продукция в районе Западной Сахары предназначена для экспорта на зарубежные рынки, включая Россию и страны Африки к югу от Сахары, но в основном в Европейский союз, где 66 700 тонн из 100 000 тонн произведенной продукции экспортируется в ЕС. Это означает, что 88% производства сельскохозяйственной продукции в регионе Дахла-Уед-Эддахаб и 66,7% от общего объема производства сельскохозяйственной продукции в Западной Сахаре напрямую зависят от экспорта в ЕС. Экспорт в страны ЕС составил в 2020 году увеличится приблизительно 66 700 тонн (в результате только региона Дахла-Уэд-Эд-Дахаб), из которых 55 200 тонн томатов и 11 500 тонн бахчевых культур, по сравнению с 59 400 тонн от общего объема экспорта продукции  сельского хозяйства, продукты из Западной Сахары в 2019 году, т. е. увеличение на 12,3%. Общая стоимость экспорта сельскохозяйственной продукции из Западной Сахары в ЕС в 2020 году составила около 83,7 млн долларов (79,5 млн евро), из которых 70,6 млн (67,07 млн евро) приходится на томаты и 13,1 млн  (12,45 млн евро) на дыни.

Текущая ситуация

После трех лет застоя политические отношения между ЕС и Марокко были официально возобновлены в 2019 году с проведением Совета ассоциации и принятием Совместной декларации, в которой были определены общие ценности, включая права человека и благое управление, в качестве одной из основных областей будущего сотрудничества. Подкомитет по правам человека, состоявшийся в рамках Соглашения об ассоциации в марте 2021 года, предоставил возможность обменяться мнениями по вопросам защиты и поощрения прав человека. Стороны договорились активизировать свои обмены и в дальнейшем развивать сотрудничество в ряде областей, включая правосудие, борьбу с коррупцией и поощрение прав женщин. Стороны также обсудили возможность запуска трехстороннего диалога по правам человека и гражданскому обществу. На 2020 год общая оценка ситуации с правами человека, отраженная в ежегодном докладе ЕС о правах человека и демократии в мире, показала, что был предпринят ряд важных усилий по поощрению и защите прав человека и основных свобод. Они включали обязательство Государственного обвинителя укреплять правозащитный подход в соответствии с международными стандартами и разработку системы мониторинга с этой целью, в частности в отношении защиты от гендерного насилия и наказания за него. С началом пандемии COVID-19 разработка платформы онлайн-поддержки обеспечила жертвам доступ к правосудию. Однако результаты в целом были неравномерными, несмотря на прогресс в нескольких важных областях, таких как совершенствование системы социального обеспечения и сравнительно успешная кампания вакцинации против COVID-19 и сохраняющиеся долгосрочные проблемы, которые все еще необходимо решить в некоторых других областях. Несмотря на значительные шаги вперед, поступали сообщения о журналистах и гражданах, привлеченных к ответственности за уголовные преступления, связанные со свободой выражения мнений, в том числе в социальных сетях.  Согласно сообщениям независимых источников, местные правозащитные НПО продолжали сталкиваться с препятствиями на пути их юридической регистрации, а некоторые сахарские правозащитники, как утверждается, подвергались преследованиям в течение отчетного периода. ЕС следит за предполагаемыми отдельными случаями нарушений прав человека посредством своих контактов с организациями гражданского общества, правозащитниками, Национальным советов по правам человека и его региональными отделениями, особенно в том, что касается свободы собраний и права на протест. «План действий ЕС-Марокко по реализации расширенного статуса» на период 2013-2018 годов, который был продлен на два года в 2019 году, продолжал служить основой для действий ЕС по ситуации с правами человека в Западной Сахаре. Основные области для диалога и сотрудничества включают: укрепление процессов и институтов, гарантирующих демократию и верховенство закона, в частности НКПЧ; децентрализация и регионализация; реформа системы правосудия; поощрение и защита прав человека и основных свобод; свобода выражения мнений и профессионализация средств массовой информации, свобода ассоциаций и собраний, поощрение прав женщин и гендерного равенства, прав детей и прав уязвимых групп населения; сотрудничество с Советом Европы; и борьба с коррупцией. ЕС оказывает финансовую и техническую поддержку Марокко в области демократии и права человека для содействия гендерному равенству,  управлению, осуществлению миграционной политики и реформе сектора правосудия. ЕС признает важную роль , которую играет гражданское общество, в том числе посредством его поддержки субъектов гражданского общества. Марокко также получает дополнительное финансирование в этой области в рамках Европейского инструмента демократии и права человека. Марокко является государством -участником всех основных конвенций Организации Объединенных Наций по правам человека и сотрудничает в рамках циклов отчетности. Марокко было членом Совета по правам человека (HRC) в период с 2014 по 2016 год и является активным членом нескольких основных групп, автором нескольких резолюций, направленных на поощрение прав человека в важных областях. Его последний Универсальный Периодический Обзор (УПО) состоялся в 2017 году, а следующий запланирован на 2022 год в соответствии с четырехлетним обзорным циклом. В январе 2021 года ЕС и Совет Европы совместно запустили проект «Поддержка Национального превентивного механизма против пыток в Марокко» до 2023 года.

Западная Сахара и связанный с ней процесс ООН

Западная Сахара внесена Организацией Объединенных Наций в список несамоуправляющихся территорий, статус которых остается предметом переговорного процесса, проводимого под эгидой ООН. Этот целенаправленный процесс под руководством ООН помогает сторонам в достижении справедливого, прочного и взаимоприемлемого политического решения, которое обеспечит самоопределение местного населения Западной Сахары в контексте договоренностей, соответствующих принципам и целям Устава Организации Объединенных Наций в соответствии с Резолюцией 2602 Совета Безопасности ООН. В этом контексте спонсируемый ООН процесс «круглого стола», включающий четырехсторонние переговоры с участием Марокко, Фронта ПОЛИСАРИО, Алжира и Мавритании под эгидой бывшего спецпосланника генсекретаря ООН Келера оставался на паузе с момента отставки последнего в мае 2019 года. Назначение Стаффана де Мистуры новым спецпосланником генерального секретаря ООН 7 октября 2021 года открывается возможность возобновить переговоры под руководством ООН, которые ЕС полностью поддерживает.

 Выводы

—  Подтверждение тенденций из отчета за 2020 год и положительное влияние на условия торговли Данные, имеющиеся с момента вступления Соглашения в силу, показывают, что сельскохозяйственная и рыбная промышленность Западной Сахары воспользовались тарифными преференциями, предоставленными в соответствии с Соглашением. Оба сектора демонстрируют положительные результаты с увеличением объемов производства, что положительно сказывается на уровне занятости и уровне инвестиций. В ответ на соответствующие вопросы Европарламента, авторы доклада отмечают  помимо бурного развития рыбного и сельского хозяйства, туризма в Западной Сахаре,  также новые крупные инвестиционные проекты, такие как порт Дахла-Атлантик, гигантские ветряные фермы фирмы Nareva (владеет в партнерстве лично король Марокко  Мухаммед VI), и больницы. В докладе делается основной вывод о том, что эти проекты улучшают жизнь жителей, а лишение Западной Сахары тарифных преференций привело бы к неблагоприятным последствиям по сравнению с экспортерами из соседних регионов, все из которых пользуются тарифными преференциями при экспорте в ЕС, поскольку это привело бы к потере экспортных возможностей для экономики Западной Сахары. Коммерческая наценка некоторых местных экспортеров (например, рыбных консервов) ограничена в связи с таможенными пошлинами, взимаемыми с такой продукции, что означает, что наличие тарифных преференций имеет важное значение с точки зрения доступа на рынок ЕС. Отметим, что эти аргументы, которые не смогла внятно парировать докладчик Европейского парламента по этому вопросу и лоббист ПОЛИСАРИО, французский эколог Патрисия Лалонд, перекликаются со стратегией королевства, для которого быстрое развитие региона является краеугольным камнем его аргумента о том, что Западная Сахара является марокканской.

— Реализация Соглашения: система обмена информацией.  Соглашение выполняется гладко. Инструменты для надлежащей реализации уже созданы и функционируют должным образом. Обмен информацией, как указано в Решении № 1/2020 Комитета ассоциации ЕС-Королевство Марокко от 16 марта 2020 года , регулярно осуществляется в духе сотрудничества, и система, которая ежемесячно предоставляет информацию об экспорте из Западной Сахары в ЕС, также существует и функционирует надлежащим образом.

—  Диалог между договаривающимися сторонами.  Существует конструктивный диалог между Европейской комиссией и марокканскими органами власти для решения любых вопросов, которые могут возникнуть при осуществлении Соглашения. Существуют регулярные контакты на техническом уровне с целью уточнения предоставленной информации и обсуждения потенциальных проблем в целях обеспечения правильного выполнения Соглашения. Марокканские власти проявили готовность к сотрудничеству и открытость в организации технического визита служб Комиссии и EEAS, который состоялся в сентябре 2021 года.

— Непрерывный мониторинг воздействия.  На данном этапе и по прошествии двух с половиной лет с момента вступления Соглашения в силу, Службы Комиссии продолжают следить за выполнением Соглашения и управлять информацией, предоставленной марокканскими властями, в тесном сотрудничестве с членами Таможни государств ЕС, которые сообщили об отсутствии трудностей в применении Соглашения. Хотя пандемия COVID-19, по-видимому, оказала влияние на эволюцию экспорта, пандемия COVID-19 не оказала заметного влияния на осуществление Соглашения.

—  Инвестиции в инфраструктуру.  Марокко осуществляет несколько важных инфраструктурных проектов в Западной Сахаре , которые, как ожидается, будут способствовать ее дальнейшему экономическому развитию. Ожидается, что новый глубоководный порт Порт-Атлантик, который будет построен недалеко от Дахлы, будет способствовать прямому экспорту товаров из Западной Сахары в ЕС без необходимости проходить через станции кондиционирования в Агадире, что должно привести к экономии для экспортеров Западной Сахары.

—  Использование природных (водных) ресурсов.  Отчет подтверждает текущее использование подземных вод для производства сельскохозяйственных культур, экспортируемых в ЕС. В нем содержится обновленная информация о запуске важного проекта по опреснению воды в районе Дахла, основанного на использовании возобновляемых источников энергии нового ветропарка, который обеспечит достаточную водоснабжение как для населения, так и для уменьшения зависимости от использования грунтовых вод для орошения, и, кроме того, обеспечения электроэнергией и создания новых рабочих мест.

—  Результаты технических визитов и контактов с правозащитными организациями Элементы, содержащиеся в этом отчете, включают информацию, собранную во время технического визита служб Комиссии и EEAS в сентябре 2021 года в регион Дахла-Уед ЭдДахаб, который включал посещение производственных объектов и встречи, которые позволили взаимодействовать с экономическими операторами и другими представителями и общественными организациями в этом районе. В ходе визита выяснилось, что все опрошенные производители/экспортеры были удовлетворены Соглашением и его реализацией. Однако некоторые из них также выразили озабоченность по поводу возможность того, что Соглашение может перестать применяться в результате продолжающихся юридических проблем. Визит показал динамично развивающийся регион с большим количеством инвестиций, многие из которых поступали от местного населения и организаций, а также от кооперативов, которые зависели от возможности экспорта в ЕС в соответствии с тарифными преференциями, предоставляемыми Соглашением.

52.31MB | MySQL:103 | 0,481sec