Почему крах ВВС Афганистана произошел еще до захвата власти талибами. Часть 2

Уже сейчас кажется очевидным, что американским военным руководством могло быть принято иное решение о закупках за счет большего вклада афганской стороны. Одним из примеров являются вертолеты UH-60 Black Hawk, упомянутые ранее бывшим офицером AНA. До прихода США афганские ВВС использовали вертолеты Ми-17, оставшиеся еще со времен войны с СССР. Афганцы были знакомы с принципами их ремонта и обслуживания. Однако в последствии растущие трудности с получением запасных частей для Ми-17 побудили Министерство обороны Афганистана в 2016 году принять решение прекратить использование Ми-17 и запросить у ВВС США вертолеты UH-60 Black Hawk производства компании Sikorsky Aircraft (Коннектикут). Пульт управления Ми-17 имеет циферблаты и кнопки; панель управления UH-60 представляет собой массив электронных считывателей. Решение США поставить современные UH-60 вместо более простой модели было воспринято афганскими властями как новый этап в обучении афганских пилотов, хотя количество американских инструкторов по-прежнему оставалось минимальным. По оценкам Минобороны США, к 2019 году ВВС ИРА смогли бы полностью содержать парк вертолетов Ми-17. С введением в эксплуатацию UH-60 такой целевой датой в лучшем случае стал бы 2030 год. Тем не менее, за два года до того, как Конгресс одобрил закупку вертолетов UH-60, SIGAR в ходе очередного аудита предупредил, что ВВС ИРА не в состоянии обслуживать даже имеющиеся у них стареющие самолеты. По мнению SIGAR, афганцам не хватало потенциала – как в плане численности личного состава, так и опыта – для эксплуатации и обслуживания как существующего парка, состоящего из 30 устаревших самолетов, так и запланированного парка из 48 новых самолетов общей стоимостью 771,8 млн долларов. В последующие годы SIGAR неоднократно указывал на неспособность афганцев обслуживать собственный авиапарк. В результате в вопросе технического обслуживания ВВС ИРА полагалась преимущественно на подрядчиков. Само по себе это было ничем не примечательно: ВВС США также прибегают к услугам подрядчиков. Но проблемы, связанные с почти полной зависимостью ВВС ИРА от внешней поддержки, усугублялись тем, что подрядчики сталкивались с превалирующей неграмотностью среди афганского персонала. Теоретически, стажеры для обучения в ВВС ИРА отбирались на основе заслуг и результатов тестирования, но, как отмечает SIGAR в отчете за 2019 г., американские военные признавали, что афганские чиновники часто выделяли места, руководствуясь принципами покровительства и семейных связей. Другие проблемы в обучении контингента ВВС ИРА возникли из-за военной бюрократии США. В 2013 году американские ВВС санкционировали покупку 4 военно-транспортных самолетов Lockheed C-130 в дополнение к 2, которые уже были на вооружении у ВВС ИРА. Годом позже SIGAR поднял вопрос о закупке, указав на то, что ВВС ИРА не были в состоянии обслужить уже имевшиеся у них C-130. Решение Пентагона состояло в том, чтобы нанять больше подрядчиков, которые, теоретически, помогли бы обучить больше афганских специалистов техническому обслуживанию. Однако в контракте не были прописаны какие-либо тренировочные цели. Дополнительные проблемы возникли из-за политики Министерства обороны США, в которой говорилось, что американские специалисты могут летать только на бортах,  признанных годными к полетам сертифицированным механиком Федерального авиационного управления США, что привело к отстранению афганцев от работы на самолетах. В целом, на тот момент было множество причин, по которым процесс создания с нуля действительно самодостаточных военно-воздушных сил в Афганистане оказался нереальным. К тому же, ВС США сталкивались с собственными кадровыми проблемами. Решения об оснащении всех родов войск афганских ВС часто принимались неподготовленными сотрудниками, которым часто не хватало опыта для разработки более подходящих или экономичных вариантов. Более того, политика Пентагона по краткосрочному размещению контингента (в течение одного года) провоцировала постоянную текучесть кадров. Неудивительно, что эта система приводила к плохим решениям. Одним из примечательных примеров является покупка в 2006 году 20 отремонтированных самолетов G222 стоимостью 549 млн долларов, которые в конечном итоге были проданы на металлолом – инцидент, о котором SIGAR впервые сообщил в 2014 году. Самолеты были приобретены в цейтноте через контракт с единственным поставщиком с целью израсходовать средства на закупки до конца 2008 финансового года. Это произошло несмотря на предупреждения специалистов, что практически идентичная модель, использовавшаяся в 1990-х годах, оказалась ненадежной и дорогой в обслуживании. Один год эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях Афганистана показал, что ничего не изменилось: G222 по-прежнему были ненадежными и дорогими в обслуживании. ВВС США попытались продать самолеты, но не нашли покупателей и в конце концов они были проданы на металлолом за 40 тысяч долларов. Однако не эти ошибки погубили усилия США в Афганистане. Более фундаментальной проблемой была склонность американского военного руководства к созданию афганских ВС по собственному образу и подобию, а затем неспособность ответить на вызовы и угрозы таким образом, как того требовала реальная ситуация. США действительно разработали одну высокоэффективную программу обучения афганских пилотов и ремонтных бригад: программа под названием А-29 стартовала в январе 2015 года на базе ВВС Муди (штат Джорджия). Контингент ВВС США, выбранный в качестве инструкторов для программы, должен был пройти обучение в Академии ВВС США для получения сертификата, а затем направиться в трехлетние командировки в составе 81-й истребительной эскадрильи, базирующейся в Муди. После проведения вводного курса американские инструкторы и афганские стажеры направлялись в Афганистан, где на местах обеспечивалось дополнительное наставничество и обучение. После командировки инструктора возвращались на базу Муди с целью подготовки новой партии афганских стажеров. Длительные командировки и постоянное наставничество как в США, так и в Афганистане позволили инструкторам внедрить последовательные стандарты обучения и установить взаимопонимание с подопечными. В результате к 2018 году афганские пилоты самолетов А-29 поражали цели с 88-процентной точностью, о чем говорилось в отчете Пентагона Конгрессу за тот же год. Это является доказательством того, что поэтапный подход к обучению и долгосрочные отношения могут дать положительные результаты. Однако вскоре Минобороны США закрыло программу А-29 по причине того, что растущее число афганцев начало уходить с курсов в самоволку. Тем не менее, недолговечный проект А-29 стал образцом для аналогичных программ, которые впоследствии применялись США в Нигерии и Ливане. Все проблемы афганских ВС были бы решаемы, если бы на это было достаточно времени, но у ВВС ИРА его уже не было. В феврале 2020 года администрация Д.Трампа объявила, что достигла мирного соглашения с талибами о полном выводе войск США из Афганистана в течение 14 месяцев. Главными условиями сделки было обещание талибов не допустить, чтобы Афганистан стал убежищем для террористов, и начало переговоров с афганским правительством. Так называемое Дохийское соглашение оказало разрушительное воздействие на боевой дух афганских военнослужащих. «Талибан» начал медленно, но неумолимо консолидировать силы, расширяя зоны своего контроля. Затем пришла пандемия коронавируса, одним из последствий которой стало ограничение поддержки афганских ВС со стороны США. Была приостановлена не только материальная поддержка, но также консультативные совещания и брифинги по совместным операциям, которые раньше проводились регулярно. Но когда на афганских базах стали заканчиваться боеприпасы, а раненые военнослужащие начали умирать из-за отсутствия медицинского транспорта, объекты военной инфраструктуры стали легко доставаться талибам. В результате ускоряющийся эффект домино завершился бегством из страны президента Афганистана Ашрафа Гани и последующим захватом власти движением «Талибан». В сложившейся ситуации ясно одно: без политической воли и долгосрочных обязательств ВВС ИРА не смогли бы просуществовать самостоятельно долгое время. Однако если бы к 2021 году афганские ВС располагали высокоэффективными и самодостаточными военно-воздушными силами, исход мог бы быть другим. Создание вооруженных сил, главным образом зависящих от авиации, а затем неспособность их обеспечить, значительно снижает шансы положительного исхода в любой конфликтной ситуации. Тем не менее, судьба ВВС ИРА вряд ли была единственным фактором краха Афганистана. Помимо этого было множество причин, включая паталогический уровень коррупции и отсутствие адекватного опыта государственного управления у предыдущего афганского правительства.

62.88MB | MySQL:102 | 0,521sec