О предлагаемом Турцией посредничестве между Россией и Украиной. Часть 1

Нынешний кризис по безопасности между Россией и Западом многие зарубежные игроки склонны сводить к обострению российско-украинских отношений. Это – достаточно удобная позиция, которая позволяет, при желании, уводить тему в сторону от российских озабоченностей вопросами своей национальной безопасности и сводить их до уровня отдельно взятого регионального конфликта, который является следствием, но никак не причиной происходящей эскалации напряжённости.

С другой стороны, российско-украинский конфликт сам по себе является точкой эскалации напряженности, которая заботит / интересует многих зарубежных игроков по самым разнообразным причинам. К числу таких игроков относится и Турция, которая, с одной стороны, строит с Россией уникальные отношения по модели «конкурентное сотрудничество» и, пожалуй что, в не меньшей мере, стратегическое партнёрство с Украиной.

При этом, мы не раз писали о современных российско-турецких отношениях в контексте того, в чем в них заключается «кровный интерес» Турции. Аналогичным образом, мы говорили и про Украину, куда Турция заходит по всем направлениям, с использованием всех имеющихся у страны возможностей – экономических, политических и гуманитарных.

Такое «одновременное сидение на двух стульях» ставит Турцию в достаточно сложное, нередко двусмысленное положение как в отношениях с Россией, так и в отношениях с Украиной.

Достаточно вспомнить украинское недовольство реализацией российско-турецкого проекта строительства газопровода «Турецкий поток», который ставит своей задачей минимизацию числа транзитных государств на пути российского газа в Европу. Никто в российском руководстве и не скрывает того, что главной целью России является обход украинской территории и дело далеко не в экономической составляющей поставок газа. Тут надо сделать отсылку к богатой истории российско-украинских, так называемых, «газовых войн».

То же недовольство касалось и реализации проекта строительства АЭС «Аккую», который, на украинский взгляд, «слишком крепко» привяжет Турцию к России.

И то же самое касалось и поставок Россией Турции систем С-400, которое может вылиться в более тесное сотрудничество между Россией и Турцией в сфере оборонно-промышленного комплекса. А это предполагает уже и другой формат (возможного) сближения между двумя странами.

Заметим, что последние два проекта напрямую не затрагивают интересов Украины. Вообще, если уж смотреть совсем глубоко, то АЭС «Аккую» — это проект, который реализуется инженерами и персоналом далеко не только российскими или же турецкими. АЭС «Аккую» строит «советский интернационал». Трудятся на этой стройке и сотрудники (шеф-инженеры и управленческие кадры) с украинскими паспортами. Такова атомная отрасль, что там – полный «интернационал», как будто СССР и не распадался вовсе. В определенной степени, можно сказать, что «Аккую» строит и Украина тоже, пусть делается это руками украинского инженерного персонала, как, допустим, и руками центральноазиатского персонала.

Однако, повторимся, любой проект, который становится «скрепой» в отношениях между Россией и Турцией, встречается Украиной с заметным неудовольствием.

С другой стороны, Россия выражает на публике глухое недовольство тем, что Турция поставила и продолжает поставлять Украине ударные беспилотники «Байрактар», которые уже «отметились» своими действиями на Донбассе. Остается только догадываться, каким образом и в каком тоне этот вопрос обсуждается на высшем уровне между президентами В.Путиным и Р.Т.Эрдоганом в ходе их телефонных разговоров, когда затрагивается тема Украины. Однако, не вызывает сомнений то, что Россия открыто призвала Турцию не поставлять вооружения Украине, как воюющей стороне.

В турецком же ответе России, на эту тему, содержится определенное лукавство, которое заключается в том, что Турция не просто понимает, что поставки оружия далеко выходят за рамки отношений в системе координат «продавец – покупатель». Оружие поставляется только союзническим или, по крайней мере, невраждебным странам. Более того, как следует из разного рода профессиональных изданий, в Турции отлично понимают, что поставки оружия являются внешнеполитическим инструментом продвижения своих интересов. Так что, когда турецкие официальные лица говорят о том, что Турция может продать оружие «кому угодно», то, конечно же, это не так. И бесцельно, без представления о том, где это оружие может, в итоге появиться, оружие на зарубежных, официальных, не черных рынках никому не поставляется.

В этом смысле, показательна позиция той же Германии, которая прикинув, где именно Турция может воспользоваться её системами вооружений, уже не один год отказывает турецкой стороне в поставках.

Развивая свою мысль: не может для себя не отметить Россия и той активности в плане экономического и гуманитарного проникновения на Украину, которую развила Турция в последние годы. В особенности, после возвращения Крыма в состав Российской Федерации. Тут и приватизация украинских морских портов, и строительство аэропортов и прочей строительной инфраструктуры. Не говоря уже об открытии Турцией своих культурных центров и школ на территории Украины.

Особый характер отношений между Турцией и Украиной строится, в первую очередь, на том – называя вещи своими именами – что Турция открыто и регулярно выражает свое непризнание Крыма в составе Российской Федерации, характеризуя его как «оккупацию» и «аннексию» со стороны России. Более того, Турция позиционирует себя, в глазах Украины, в качестве той страны, которая может «балансировать» «агрессивно настроенную Россию» в регионе. Такая подача себя Украине также не добавляет «энтузиазма» России в отношениях с Турцией. Зато приводит к тому, что, по отношению к Турции, Украина проводит политику «открытых дверей» и «зеленого коридора» в самых разных сферах, включая и сферу оборонно-промышленного комплекса.

Ситуация вокруг Украины сейчас заметным образом поляризуется. Украина становится точкой бифуркации для концептуального противостояния между Западом и Россией. И в этих условиях Турции все сложнее становится усидеть «на двух стульях» одновременно.

Наилучшим образом, пусть и достаточно утрированно, не сказать гротескно, эту ситуацию охарактеризовал Е.Я.Сатановский в эфирах с автором настоящей статьи  на Вести ФМ и Соловьев Live — по поводу позиции Турции в противостоянии между Россией и Западом:

«Если и когда будет догорать Вашингтон, то Турция присоединится к России, если и когда Москва — то к США».

Но вопрос заключается в том, что турецкое руководство хочет быть одним из архитекторов нового мирового порядка. А архитекторы за свою роль платят дорогую цену — они новому мировому порядку прокладывают дорогу лично. Отсидеться в тылу до последнего, чтобы потом создать, условно, «новую ООН» — так не бывает…

Турция, во Вторую мировую войну, символически поучаствовала и итог — не она создавала нынешний миропорядок, к которому имеет столько претензий, которые выдвигает под своим лозунгом «Мир — больше Пяти!».

Есть желание писать историю? – Тогда, на ранней стадии, предстоит определиться на чьей «стороне истории» выступать — либо с Россией, либо с Западом. Причем, оказываясь на той или иной стороне, предстоит выступить не с политическими заявлениями, а своими реальными силами.  Двусмысленность история прощает тем, кто ни на что и не претендует. А Турция все последние годы претендует на то, чтобы встать у истоков нового мирового порядка. Так что, если Турция говорит о необходимости реформы ООН, то такого рода реформы происходят только на сломах истории, которые – возможно, тут будет уместно сказать слово «увы» — знаменуются острыми силовыми противостояниями, включая и угрозу очередной мировой войны.

Впрочем, имея многократно высказанные претензии к глобальной системе мироустройства, пока же Турция занимается ровно тем же самым, что и делала все последние годы – а, именно, пытается найти себя в роли посредника и арбитра в российско-украинском противостоянии. Заметим, что, в прошлом, данная роль уже была неоднократно российскими официальными лицами, включая министра иностранных дел Сергея Лаврова, отвергнута.

Тем не менее, «Турция готова сыграть свою роль в деэскалации напряженности между Россией и Украиной», в очередной раз, заявил 18 января с.г., пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын. Обратимся более развернуто к тому, как подает эту идею, на этот раз, турецкая сторона.

Как пишет в своем материале от 19 января с.г. авторитетное англоязычное издание Турции – газета Daily Sabah — выступление пресс-секретаря президента Турции Ибрагима Калына прозвучало на онлайн-вебинаре под названием «Напряженность между Россией и Украиной: что поставлено на карту для Европы и НАТО?», организованном Circle Foundation.

Ибрагим Калын, в частности, указал, что президент Реджеп Тайип Эрдоган разговаривал как с президентом России Владимиром Путиным, так и с президентом Украины Владимиром Зеленским.

«На самом деле, он даже пригласил их обоих приехать в Турцию, если они хотят там встретиться, уладить свои вопросы и разногласия», — сказал он.

Также пресс-секретарь турецкого президента добавил, что «Турция остается доступной для любой роли… для снижения напряженности между Россией и Украиной». «И мы делаем это как Турция, как дружественная России и Украине страна, а также как союзник по НАТО».

Пресс-секретарь Ибрагим Калын отметил, что президент Эрдоган отправится в Украину, чтобы через пару недель провести там переговоры с президентом Зеленским, и Анкара также будет поддерживать связь с россиянами, чтобы избежать любых военных действий.

«Поэтому мы все должны сделать все возможное, чтобы избежать такой ситуации» — заявил пресс-сектерать турецкого президента Ибрагим Калын.

Он подчеркнул, что «диалог между Западом и Россией давно должен был начаться, но заседания Совета Россия-НАТО были сорваны незаконной аннексией Крыма в 2014 году».

От себя заметим, что это – достаточно интересная трактовка событий, произошедших в 2014 году. С российской точки зрения, именно глубокие расхождения между Западом и Россией, в итоге, и привели к тому, что получило название «Крымская весна».

Как подчеркивает издание, Турция, будучи членом НАТО, «имеет хорошие отношения с Москвой», хотя и выступает против российской политики в Сирии и Ливии. Она наладила сотрудничество с Россией в области энергетики и обороны, «одновременно выступая против аннексии Россией в 2014 году Крымского полуострова на Украине». Ну, то есть, таким образом, издание указывает на то, что Турция имеет «вес» в глазах России, а, следовательно, и «посреднический переговорный потенциал».

Далее издание ссылается на турецкого президента, который недавно заявил, что «Турция может стать посредником между Украиной и Россией в условиях роста напряженности в регионе».

Как напоминает турецкое издание, в своем первоначальном ответе официальный представитель Кремля Дмитрий Песков отклонил предложение Анкары, выступая перед журналистами в Москве, заявив: «Дело в том, что Россия не является стороной конфликта в Донбассе. На таком саммите невозможно будет найти решения проблемы».

Но в более позднем заявлении Кремль заявил, что, если Турция и Эрдоган смогут использовать свое влияние, чтобы побудить Украину выполнить Минский протокол 2014 года, Россия будет это приветствовать. Заметим, что трактовка турецким изданием этих слов в качестве российской готовности принять посредническую миссию Турции на Украине – неверна. Во-первых, Россия настаивает на выполнении Минских соглашений и это не является предметом для торга или переговоров. Уж кто в этом убедит Украину, для России не имеет, ровным счетом, никакого значения. И, во-вторых, как полагают в России, потенциалом добиться от Украины соблюдения Минских соглашений, обладают только США. Но, если Турция готова потратить свое время на разговоры с Украиной, то это её личное дело.

Далее издание приводит цитату турецкого президента: «Мы надеемся, что этот регион не станет регионом, где доминирует война», — отметил Эрдоган. «Пусть этот регион войдет в будущее как регион, где царит мир».

В свою очередь, выступающий на вебинаре пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын отметил, что напряженность в отношениях между Россией и Украиной нарастает, и Турция следит за этими событиями «с большой озабоченностью… потому что здесь многое поставлено на карту».

«Но прежде всего позвольте мне очень четко заявить, что мы не хотим видеть никаких военных действий, конфронтации или войны в Украине или между Россией и Украиной», — сказал он.

Отметив, что Турция полностью поддерживает территориальную целостность, политический суверенитет и социальную сплоченность Украины, Калын сказал, что Анкара призывает обе стороны проявлять сдержанность и воздерживаться от любого военного вмешательства.

Также Ибрагим Калын отметил, что «к проблемам безопасности Украины следует относиться серьезно и что Турция не хочет видеть никаких войн, военной конфронтации или действий на местах».

Он напомнил, что украинцы «поплатились… потеряв Крым, (через) незаконную аннексию Крыма, которую мы все осудили и не приняли».

«Какие требования существуют для переопределения или сохранения геополитических параметров текущего положения дел?» — задается Ибрагим Калин.

«Я полагаю… они только в начале переговоров нового типа, или разговор вроде серьезный, настоящий, не один, скажем, в России и в каком-то числе стран, а между Россией и западными союзниками, особенно, конечно, НАТО. Но также есть и другие страны, не входящие в НАТО, в Европе, которые справедливо обеспокоены тем, что там происходит».

Также Ибрагим Калын указал, что «довольно контрпродуктивно», что «диалог между Россией и западным альянсом сейчас проходит под давлением украинского вопроса».

Цитируем, вслед за турецким изданием пресс-секретаря турецкого президента: «Нет быстрых решений для таких больших, долгосрочных геополитических проблем, потому что… да, речь идет об Украине» — добавил он.

Далее турецкое издание приводит цитаты из выступлений других спикером на мероприятии.

Британский депутат Дэниел Кавчински, который также присутствовал на вебинаре в качестве спикера, сказал, что с Россией можно бороться более эффективно, укрепляя связи внутри НАТО. Бывший премьер-министр Великобритании «Маргарет Тэтчер и (бывший президент США) Рональд Рейган учили нас в 1984 году, что единственный способ иметь дело с русскими — это с позиции силы», — сказал он.

Напомнив, что Великобритания больше не является членом Евросоюза, британский парламентария Дэниэл Кавчински добавил, что Великобритания и Турция, как два союзника по НАТО, могут пойти на дальнейшее сотрудничество во многих областях, включая торговлю, и укрепление отношений.

Также на вебинаре присутствовал бывший посол США на Украине Стивен Пайфер, который заявил, что западные союзники должны сделать все возможное, чтобы «удержать Россию от применения военной силы против Украины».

Пайфер также сказал, что взаимное ограничение Западом и Россией размера и сферы применения ракет в Европе может стать основой для дальнейшего диалога. Иными словами, он повторил переговорную позицию США, прозвучавшую на прошлой неделе.

62.86MB | MySQL:102 | 1,370sec