О росте гуманитарных потребностей в Сирии в 2022 году

В Сирии под воздействием непрекращающихся климатических катаклизм с начала 2022 года наблюдается рост гуманитарных потребностей. В середине января на северо-западе страны из-за сильных снегопадов пострадала инфраструктура и особенно палаточные лагеря для временного размещения внутренних переселенцев в провинциях Алеппо и Идлиб. Урон был нанесен десятку населенных пунктов, более 2 тысяч человек оказались лишенными крова. Также климатические катаклизмы в январе с.г. привели к нарушению транспортного сообщения между различными провинциями, что осложнило доступ к жизненно важным товарам – продовольствию, медикаментам и пр.

Произошедшие катаклизмы стали очередным важным свидетельством уязвимости сирийской экономики и ее неспособности скорого выхода из фазы острого гуманитарного кризиса и перехода на рельсы устойчивого развития. Даже несмотря на относительную стабилизацию военно-политической ситуации в стране и значительном сокращении конфликтного потенциала, другие факторы, в том числе любые даже незначительные в глобальном масштабе катаклизмы климатического характера, продолжают оказывать долгосрочное воздействие на гуманитарную ситуацию в стране.

Примечательно, что большинство экспертов ООН рефреном озвучивают мысли, что несмотря на кардинальное изменение характера сирийского кризиса (речь идет в первую очередь о частичной демилитаризации) гуманитарные потребности в стране растут и на начало 2022 года существенно превышают нужды до пандемии, то есть в период 2018-2020 гг. Оговоримся сразу – до полной демилитаризации еще очень далеко, и несмотря на отсутствие активных боевых действий угроза насилия и роста конфликта сохраняется на доминирующей части территории Сирии.

Тем не менее, по оценкам экспертов ООН, гуманитарная ситуация в Сирии продолжила только ухудшаться за истекшие несколько лет. Им активно в этом вторят и представители сирийских властей, заинтересованные в росте весьма скромных донорских и инвестиционных поступлений.

Рост гуманитарных нужд Сирии последовательно отражается и в разрабатываемых ООН стратегических планах и проектах на предстоящий период. По оценкам Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), общее число нуждающихся в гуманитарной помощи в Сирии достигнет 14 млн человек (на 1 млн больше, чем в 2021 году). Реализация плана потребует мобилизации рекордного бюджета в размере 4.2 млрд долларов США. В качестве сравнения, в 2018 году бюджет сирийской гуманитарной операции составлял всего лишь 3.35 млрд долларов и был пополнен лишь на 50% — то есть реально удалось мобилизовать 1.7 млрд долларов США. При том, что это был период относительно стабильной финансово-экономической ситуации и устойчивого роста в мире, задолго до старта пандемии. Сегодня, в условиях сдержанного оптимизма относительно быстрого восстановления мировой экономики после ковида финансирование на цели развития и гуманитарного содействия ограничено.

С началом 2022 года донорам придется принимать стратегические решения по Сирии.  Помимо ограниченных ресурсов, обусловленных мировой пандемией, им придется также согласовать важные политические решения относительно финансирования гуманитарных потребностей Сирии с учетом изменяющегося характера гуманитарного кризиса. Речь о том, что гуманитарные нужды Сирии в контексте климатических, cоциальных, финансовых и иных вызовов, при отсутствии явной военной составляющей, могут быть разрешены только за счет адресных долгосрочных инвестиций в инфраструктуру, производство и создание новых рабочих мест и устойчивых источников дохода для населения. В противном случае,  инвестирование только на цели гуманитарного содействия при возникновении чрезвычайных ситуаций окажется пустой тратой ресурсов и не даст желаемых результатов.

Объективно, c учетом сохраняющихся политических разногласий между западными донорами (и аффилированными финансовыми институтами) и правительством в Дамаске, ожидать резкого разворота в донорской политике в сторону финансирования сирийской экономики не приходится. В то же время, прагматизм диктует необходимость постепенного втягивания Сирии в региональную игру с учетом ее ключевого геополитического и геоэкономического расположения между арабскими странами залива и Турцией с выходом на европейские рынки. Осторожное зондирование почвы на этом треке уже началось в конце 2021 года – с попыткой вовлечения Сирии в некий энергетический альянс для поставок газа из Египта и Иордании в Ливан. Если эта попытка, санкционированная со стороны США и их союзников увенчается успехом, в течение 2022 года следует ожидать увеличения донорского интереса в плане инвестирования в инфраструктурные и иные проекты в Сирии, особенно по линии частного сектора. Это может развернуть планируемую на этот год гуманитарную операцию ООН в сторону более долгосрочных и экономически устойчивых проектов развития, реализация которых позволит выработать резистетность национальных и местных экономических систем к различного рода климатическим катаклизмам и иным кризисным явлениям.

С другой стороны, в случае пессимистического настроя доноров относительно перспектив втягивания Сирии в свое геополитические расклады, особенно на энергетическом треке, активность на донорском направлении в 2022 году и позже будет только снижаться. В принципиальном плане западный альянс уже четко озвучил свое главное условие политических реформ и изменений в Сирии, а более конкретно – смену нынешней власти во главе с президентом  Б.Асадом и вовлечение оппозиции, в том числе из Идлиба в структуры и институты власти. То есть выполнение именно этого условия может позволить активизировать выделение требуемых финансовых и инвестиционных ресурсов на полномасштабное восстановление экономики,  а также снять существующие финансовые санкции и ограничения и открыть рынки для сирийских товаров. Пока этого не произойдет, гуманитарные потребности в Сирии будут оставаться высокими, и гуманитарный кризис в стране грозит перерасти в некую хроническую фазу, даже в отсутствие прямых военных операций. Сегодня в этом гуманитарном кризисе находится 67% сирийского населения, и в течение наступившего года эта цифра продолжит расти.

52.3MB | MySQL:106 | 2,556sec