Обзор парка БПЛА государств Северной Африки. Часть 1

Использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) всё больше превращается в одно из ведущих направлений развития современных вооруженных сил. Бурное увеличение объемов производства этого вида авиационной техники и рост конкуренции на рынке беспилотников привели к снижению стоимости высокотехнологичных БПЛА, что, в определенной степени, обеспечило их доступность в глобальном масштабе.

Успешное применение БПЛА различных классов в ходе конфликтов последних лет заставило военных экспертов говорить о своеобразной революции в военном деле. Очевидно, что подобные тенденции не могут ускользнуть от руководства государств африканского континента, находящихся под нарастающим давлением внешних и внутренних противоречий, ударов террористических и иных экстремистских организаций. В этой связи, поступление на вооружение национальных армий современных образцов БПЛА способно сыграть существенную роль в повышении их боевых возможностей.

В настоящей статье представлен обзор состояния и перспектив развития парка БПЛА государств, расположенных вдоль Средиземноморского побережья Африки: Марокко, Алжира, Туниса и Египта. Из-за фактической потери государственности и продолжающейся гражданской войны Ливия здесь не рассматривается.

Королевство Марокко

Использование Марокко беспилотных летательных аппаратов покрыто завесой секретности с тех пор, как страна впервые приобрела дроны в конце 1980-х годов. Хотя эта секретность окружает почти все оборонные закупки королевства, Рабат приложил особые усилия к сокрытию информации о типах приобретенных и планируемых к развертыванию БПЛА.

Тем не менее, сообщается, что первый опыт в применении дронов королевство получило в конце 1980-х годов, когда, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), оно приобрело в США несколько R4E «Скай Ай» (SkyEye) от BAE Systems. Об их последующем использовании в Марокко мало что известно. Предполагается, что из-за ненадежности этих изделий раннего поколения и возникших технических проблем их досрочно вывели из эксплуатации.

Новое сообщение о поставках БПЛА в Марокко относится к январю 2014 года. Тогда сетевой ресурс Israel Defense опубликовал материал о закупке Рабатом 3 дронов типа «Херон» (Heron I) производства IAI. Согласно источнику, марокканцы проявили интерес в израильским беспилотникам уже годом ранее. Сделку закрыли в марте 2013 года, а уже в апреле того же года аппараты и сопутствующее оборудование поступили в Марокко. Стоит отметить, что согласно другим источникам (Intelligence Online), Королевские ВВС Марокко получили свои системы только в январе 2020 года после длительных переговоров.

Сделка состоялась при посредничестве французской компании Dassault, которая продала Марокко израильские «Хероны» под французским названием «Харфанг» (Harfang). Сумма контракта с Dassault составила 48 млн долл. США. В пакет поставки вошли 3 планера, а также наземные станции управления, запчасти и поддержка.

«Харфанг» на базе «Херона» – это проверенная на практике система  разведки и обнаружения целей (ISTAR) в категории БПЛА средней высоты и большой продолжительности полета (MALE). «Харфанг» способен выполнять непрерывный полет более 20 часов. Дрон оснащен оптико-электронными датчиками и РЛС, обеспечивающими круглосуточное выполнение задач в любых погодных условиях.

ВВС Франции успешно эксплуатируют БПЛА «Харфанг» с ноября 2008 года. В период с 2009-2012 годы «Харфанг» находился в Афганистане для поддержки  Международных силы содействия безопасности. В 2011 году дрон также использовался с итальянской базы Сигонелла в рамках операции «Харматтан», проведенной в Ливии. БПЛА «Харфанг» применялся французами и в Африке, в зоне Сахеля, особенно с января 2013 года в операции «Сервал», в Мали.

Незадолго до переговоров по «Харфанг»/«Херону» Рабат приобрел у США 4 невооруженных БПЛА MQ-1A «Предатор» (Predator).

В июне 2020 года сообщалось, что Марокко находится в процессе закупки 4 американских БПЛА MQ-9B «Си Гардиан» (SeaGuardian). Поставку этой беспилотной модели связывают с заключенной ранее, в 2019 году, миллиардной сделкой на приобретение 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач» (Apache). Практически сразу после подписания вертолетного контракта, в ноябре 2019 года, Агентство по сотрудничеству в области обороны и безопасности США (U.S. Defense Security Cooperation Agency, DSCA) одобрило договор на сумму 4,25 млрд долл. Документ включал передачу Марокко 39 командных комплексов, обеспечивающих взаимодействие пилотируемых и беспилотных систем (manned-unmanned teaming kits, MUTK).

Как утверждается, подобные комплексы позволят пилотам вертолетов контролировать операции и получать видеопоток с взаимодействующих БПЛА. В результате ожидается, что марокканские «Апачи» станут одними из самых смертоносных за пределами США. Впервые возможность пилотируемого и беспилотного объединения (MUM-T) была задействована в 2009 году. В связке с вертолетами планируется использовать БПЛА MQ-1A «Предатор» и MQ-9B «Си Гардиан».

Взаимодействие между БПЛА и вертолетом может организовываться на различных уровнях (LOI):

  • LOI 1 – это косвенное получение данных от полезной нагрузки БПЛА (низкий уровень взаимодействия);
  • LOI 2 – прямое получение пилотом вертолета данных от полезной нагрузки БПЛА, пилот находится в прямой связи с дроном;
  • LOI 3 – пилот «Апач» может запустить ракету с БПЛА;
  • LOI 4 – управление полетом дрона передается пилоту «Апач»;
  • LOI 5 – охватывает полный спектр управления полетом БПЛА, включая его взлет и возвращение на базу.

В то время как оператору наземной станции управления всегда доступны все 5 уровней управления, пилот «Апач» может запросить определенный уровень.

В 2020 году появилось первое подтвержденное сообщение о приобретении Марокко ударных БПЛА. В частности, Рабат получил от 3 до 4 аппаратов «Винг Лонг I» (Wing Loong I) китайского производства. Наблюдатели отмечают, что эти БПЛА поступили не напрямую из Китая, а, предположительно, переданы Марокко от ОАЭ в качестве подарка. Интересно, что вскоре, в апреле 2021 года, Рабат применил свои недавно приобретенные ударные беспилотные возможности в спорной Западной Сахаре. По утверждениям источников, тогда марокканские «Винг Лонг» в сочетании с двумя спутниками «Мухаммед IV A-B» обеспечили разведку и нанесение удара по руководству Фронта ПОЛИСАРИО. В результате атаки погиб начальник жандармерии Фронта Адд аль-Бенди. В конечном итоге подарок ОАЭ привел к тому, что в Марокко принято решение о приобретении в Китае дополнительной партии БПЛА «Винг Лонг».

Следует отметить, что Королевские ВВС Марокко не остановились на дронах из Китая и закупили 13 «Байрактаров» (Bayraktar TB2) в Турции примерно на 70 млн долл. США. Первый турецкий беспилотник прибыл в страну в сентябре 2021 года. За турецким контрактом последовала закупка 4 разведывательно-ударных БПЛА «Гермес 900» (Hermes 900) и неустановленного (предположительно Harop) барражирующего боеприпаса израильского производства. Причем, с израильской IAI ведутся переговоры, направленные на локализацию производства дронов-камикадзе в Марокко.

В качестве перспективной площадки рассматривается, например, марокканская компания Bio Cellular Design Aeronautics, уже имеющая опыт изготовления БПЛА. Так, на авиасалоне в Марракеше в 2018 году компания представила первый прототип разведывательного беспилотника MA-1 собственной разработки. Израильская же сторона рассматривает возможность выноса производства одноразовых дронов за рубеж для снижения их цены и получения значимых экспортных преимуществ. По мнению экспертов, внимание Рабата к израильской беспилотной продукции, успешно проявившей себя в 2020 году в Нагорном Карабахе, говорит о том, что Марокко стремится повторить эти успехи в потенциальном будущем конфликте с Фронтом ПОЛИСАРИО или с Алжиром.

 

БПЛА на вооружении Королевских ВВС Марокко (по состоянию на декабрь 2021 года)

Модель БПЛА Страна-производитель Год поставки Количество Примечание
Разведывательные БПЛА
Haftar/Heron Израиль 2014/2020 3 Размещены на авиабазе Бен-Герир (Ben Guerir) с передовым развертыванием в Дахле(Dakhla) в Западной Сахаре
Hermes 900 Израиль 2021 4  
WanderB Израиль 2021 Нет данных (Н.д.) Визульно наличие в составе ВВС страны не подтверждено
ThunderB Израиль 2021 Н.д. Визульно наличие в составе ВВС страны не подтверждено
MQ-1A Predator США до 2020 4  
MQ-9B SeaGuardian США 2020 4 Н.д., подтверждающих поставку
Ударные БПЛА
Wing Loong I Китай 2020 3-4 Предполагается, что они находятся в Лааюне (Laayoune)  в Западной Сахаре
Bayraktar TB2 Турция 2021 13 Количество, согласно контракту
Барражирующие боеприпасы
Harop Израиль 2021   Рассматривается возможность лицензионного производства в Марокко
62.85MB | MySQL:102 | 0,497sec