Турция: что стоит за увольнением главы Турецкого статистического института и министра юстиции

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уволил главу статистического агентства страны, согласно указу, опубликованному 29 января , после того, как годовые показатели инфляции вызвали резкую критику как в проправительственном, так и в оппозиционном лагерях. Саид Эрдал Динсер, глава Турецкого статистического института (TUIK), попал под критику после публикации в этом месяце данных, согласно которым годовой уровень инфляции достиг 19-летнего максимума в 36,1%. Оппозиция заявила, что эта цифра была занижена, утверждая, что реальный рост стоимости жизни был как минимум вдвое выше. Но Эрдоган раскритиковал статистическое агентство в частном порядке за публикацию данных, которые, по его мнению, преувеличивают масштабы экономического кризиса в Турции.  При этом он  не объяснил свое решение назначить Эрхана Четинкая, который занимал пост заместителя председателя банковского регулятора Турции, новым главой Турецкого статистического института. TUIK в свою очередь отклонил обвинения во вмешательстве в официальные данные, но исследователи уже начали альтернативные расчеты инфляции. Втянутая в валютный кризис, Турция столкнулась с резким ростом инфляции, которая, как ожидается, достигнет почти 20-летнего максимума в размере около 47% в январе. Эрдоган 29 января также пригрозил турецким СМИ судебным иском за контент, «несовместимый с национальными и моральными ценностями», что критики расценили как попытку подавить инакомыслие. В указе президента говорится, что «стало необходимым принять необходимые меры для защиты [семей, детей и молодежи] от вредного медиаконтента». Он призвал власти принять «законные меры» против «разрушительных последствий» некоторых материалов СМИ, не раскрывая, что это повлечет за собой. Фарук Билдиричи, журналист-ветеран и омбудсмен по СМИ, в Twitter обвинил Эрдогана в объявлении «чрезвычайного положения против СМИ». Правозащитные группы регулярно обвиняют Турцию в подрыве свободы СМИ, арестовывая журналистов и закрывая критически важные СМИ, особенно с тех пор, как Эрдоган пережил неудачную попытку государственного переворота в июле 2016 года. Правительство естественно отрицает это обвинение.

Эрдоган также назначил нового министра юстиции — бывшего заместителя премьер-министра Бекира Боздага вместо ветерана правящей партии Абдулхамита Гюля. «Я уволился со своих обязанностей в министерстве юстиции, которое я исполняю с 19 июля 2017 года. Я хотел бы выразить свою благодарность… за то, что приняли мою просьбу», — написал Гюль в Twitter. 56-летний Боздаг уже занимал пост министра юстиции при Эрдогане в период с 2013-2015 по 2015-2017 годы, а затем был заместителем премьер-министра до 2018 года, когда эта должность была упразднена в рамках конституционных изменений, которые дали Эрдогану широкие исполнительные полномочия. «Я благодарю нашего президента господина Тайипа Эрдогана за то, что он доверил мне пост министра юстиции… Да поможет нам Бог», — написал Боздаг в Twitter в субботу. В этой связи ряд оппозиционных СМИ указывает на то, что новый министр юстиции Турции Бекир Боздаг в свое время был объектом уголовного прокурорского расследования  по борьбе с терроризмом в 2014 году за пособничество и подстрекательство к поддержки «Аль-Каиды» (запрещена в Росии). Расследование в отношении Боздага было начато прокурорами провинции Адана, расположенной недалеко от сирийской границы, после того, как он незаконно вмешался в расследование нелегальных поставок оружия джихадистским группировкам в Сирии. Груз, доставленный на грузовиках на турецко-сирийскую границу из Анкары агентами Национальной разведывательной организации (MIT), был перехвачен 1 января 2014 года местными правоохранительными органами и расследован прокуратурой. Доказательства того, как Боздаг защищал незаконные поставки оружия джихадистам, были обнаружены среди тысяч документов, классифицированных правительством Эрдогана как секретные. Хотя прокуроры и местные правоохранительные органы искали достоверную зацепку, чтобы раскрыть то, что предположительно было поставкой оружия для «Аль-Каиды», ближайшее окружение правительства Эрдогана пыталось заставить расследование прекратить и беспрепятственно доставить оружие в пункт назначения в Сирии. Озкан Шишман, специально уполномоченный прокурор по борьбе с терроризмом в провинции Адана, прибыл на место происшествия, чтобы расследовать инцидент с грузовиком, но ему помешали сделать это, когда правительству Эрдогана удалось вывести полицейских и жандармов, оставив прокурора в одиночестве перед десятками вооруженных агентов MIT. Опасаясь за свою безопасность, прокурор был вынужден покинуть место происшествия и доложил о случившемся своему начальнику Сулейману Багриянику, главному прокурору Аданы, и составил памятку для представления в качестве доказательства в рамках уголовного расследования в отношении должностных лиц, которые вмешались в независимое судебное расследование. Багрияник, взбешенный вопиющим и неконституционным вмешательством исполнительной власти в судебное расследование, решил подать в суд и возбудить дело против Боздага и других должностных лиц. Он раскрыл в закрытом досье содержание разговоров, которые он вел с Боздагом и его заместителем Кенаном Ипеком 2 января 2014 года. Боздаг, тогдашний министр юстиции, был представителем исполнительной власти, и Конституция Турции запрещает любому лицу или органу, включая членов исполнительной власти, вмешиваться в судебные дела. Тем не менее, он попытался приказать прокурорам прекратить расследование поставок оружия «Аль-Каиде» в Сирии. Когда сотрудники турецкой разведки были пойманы с поличным при незаконной перевозке оружия, направлявшегося через границу, Боздаг и его заместитель Ипек несколько раз звонили главному прокурору Багриянику. Согласно показаниям, предоставленным Багрияником специально уполномоченному государственному прокурору Азизу Такчи, который курировал дела о терроризме, Ипек несколько раз звонил ему, пытаясь убедить его отпустить груз без оформления ордера на обыск и арест. Во-первых, он попытался возбудить судебное дело, заявив, что Закон о разведке требует разрешения тогдашнего премьер-министра Эрдогана, прежде чем может начаться какое-либо расследование или судебное преследование разведывательного агентства. Он также привел аргумент о государственной тайне, чтобы укрепить свою позицию. Тем не менее, Багрияник, опытный прокурор, который в течение многих лет охотился за радикальными террористическими группировками, знал, что эти требования Министерства юстиции не имеет юридической силы. MIT не имела полномочий на перевозку оружия, особенно без предварительного информирования местных правоохранительных органов, а предоставление оружия преступным и террористическим группировкам не могло считаться государственной тайной. После этого тогдашний (и уже нынешний) министр юстиции Боздаг вмешался и заявил главному прокурору, что любое расследование в отношении агентов MIT требует разрешения канцелярии премьер-министра, и попросил его прекратить исполнение ордера и прекратить обыск. Он даже указал на то, что главный прокурор должен верить на слово шефу разведки и министру внутренних дел, которые отрицали наличие в грузовиках оружия, а не на наводку, предоставленную осведомителем. При этом  Боздаг попросил главного прокурора уволить государственного прокурора, работавшего в тот момент на местах, и немедленно сообщить полиции и жандармам об их увольнении. После этого генеральный прокурор начал уголовное расследование уже в отношении Боздага в рамках подозрения в содействии  незаконной поставке оружия наряду с другими должностными лицами. Судебное преследование министра кабинета министров требует отдельных процедур в парламенте, и поэтому краткое изложение разбирательств против него в соответствии с делом № 2014/54 было направлено в парламент для рассмотрения. Парламент создает комиссию для расследования фактов после того, как голосование будет обеспечено на пленарном заседании, и дело может быть позже передано в Конституционный суд для судебного разбирательства, если комиссия даст зеленый свет обвинению. И Боздаг, и Ипек были спасены от юридических проблем, когда правительство Эрдогана поспешно протолкнуло законодательство через парламент, чтобы изменить HSYK, судебный совет, который принимает решения о продвижении по службе, назначениях и дисциплинарных разбирательствах для судей и прокуроров. Поскольку контроль над судебным советом находился в руках правительства, прокурор Багрияник был переведены на другие должности, а затем уволен и заключен в тюрьму по сфабрикованным обвинениям в разглашении государственной тайны, а также шпионаже. Уголовные расследования, которые были начаты в отношении исламистских чиновников за пособничество «Аль-Каиде», были прекращены; документы, касающиеся незаконной поставки оружия, были засекречены; и был получен общий приказ о запрете СМИ на публикацию любых материалов, касающихся этого инцидента. Запаниковав из-за разоблачения незаконной подпольной деятельности турецкой разведки на сирийском направлении, правительство Эрдогана приняло чрезвычайные меры. Например, Али Доган, новый заместитель главного государственного обвинителя в Адане, которому было поручено прекратить дело о поставках оружия, 20 февраля 2014 года запретил всем государственным прокурорам в приграничных городах и поселках проводить  активные расследования с участием агентов MIT.  13 февраля 2014 года Доган ввел  строгую  цензуру любых новостных сообщений, передач или даже критических комментариев, появляющихся в традиционных средствах массовой информации или в интернете в связи с незаконными поставками оружия.

52.37MB | MySQL:103 | 0,575sec