Что думают в Иране о возможном завершении венского процесса

Иранские  СМИ  посвящают значительную часть публикаций обсуждению вопроса о судьбе проходящих в Вене переговоров по атомной проблеме. В связи с их затягиванием и отсутствием устраивающей Запад динамики, в последние дни аналитики все чаще касаются  использования военной опции как неизбежной при таком развитии событий.  Коснемся обстоятельной статьи на эту тему в издании «Фарару». В нем содержится  обращение к властям более серьезно принимать во внимание опасность  уничтожения всей инфраструктуры  национальной ядерной программы. Как сообщает «Фарару»,  распространяются успокаивающие общественное мнение инсинуации  о том, что в нынешней обстановке США не в состоянии предпринять военные действия против Ирана. Сторонники этой точки зрения пытаются доказать, что Ближний Восток перестает на деле быть приоритетным для США, которые реально переориентируется в восточном направлении, ибо там находятся страны – Россия и Китай (по отношению к которым иранские СМИ  все чаще употребляют метафоры «медведь» и «дракон» — В.М.), имеющие конфликтные точки  с Вашингтоном. В этом контексте военный конфликт Вашингтона с Тегераном, который может повлечь за собой значительные затраты, особенно с точки зрения воздействия на энергетический рынок, считается маловероятным. Но в любом случае, указывает иранское издание «Фарару», военную атаку со стороны США, не следует игнорировать. Хотя она маловероятна, однако подготовка к ней, даже психологическая, в момент, когда это достигает своего пика, несет в себе положительный импульс, и на нее можно опереться, чтобы отвлечь внимание общества  и даже создать своего рода национальную мобилизацию. При этом в Иране распространено мнение о слабости сегодняшних США, их поляризованности, децентрализации, падении показателей по многим параметрам, с неясными экономическими, социальными и политическими перспективами, ссылаются даже на мнение известного американского теоретика  Фрэнсиса Фукуяма об окончании эпохи глобальной гегемонии США. Однако, «Фарару» считает, что в этих условиях начало новой войны, даже несмотря на ее колоссальные потенциальные издержки, принимая во внимание и нынешнюю кризисную ситуацию в США, можно считать для Тегерана взрывоопасным событием, точкой отсчета, с которой произойдет резкое изменение общественного мнения в сторону радикализации.

Как видно из публикации в «Фарару», в Иране пристально отслеживают не только ход переговоров в Вене, но и процессы, проходящие внутри американской дипломатической команды в австрийской столице, в том числе противоречия по тактике и стратегии их ведения. Они уже привели к тому, из состава команды ушли ряд как заметных, так и второстепенных дипломатов. Недавняя статья в Wall Street Journal напрямую заявила о концептуальном расколе в переговорной группе США, связанном с жесткими разногласиями между членами группы и ее руководителем Р.Мали. Американское издание акцентировало внимание на том, что большинство членов переговорной команды США призывают к более жесткому подходу к Ирану. Это означает, что иранский оптимизм по поводу достоверности заявления о том, что США отказались от варианта нанесения военного удара по Ирану, не имеет под собой основания. На таком фоне вполне логичным шагом Ирана стал отказ от предложенного Россией подписания временного  соглашения. Такое действие Ирана, пишет «Фарару», совпадающее по времени с видимым размывом и эрозией процесса диалога c США, может считаться дальнейшим уклонением ИРИ от взаимодействия в ядерной сфере. Вполне вероятно, что США действительно выберут вариант военного противостояния с Ираном вместе с его региональными и международными партнерами, тем самым приступив к принципиально новому процессу, складывающемуся во внутренней политике страны и формирующему новые настроения среди американского народа. При таком сценарии  США  мониторят изменения в ядерной мощи Ирана, и если зафиксируют, утверждает «Фарару», что она превысила допустимый с их точки  зрения, предел, в Вашингтоне могут склониться в сторону реализации военного варианта против Тегерана.

Однако, как это ни парадоксально,  в СМИ ИРИ много пишут и о положительном для страны исходе переговорного процесса. Известный иранский политический аналитик А.Абди высказался в публикации в газете «Эттемад» о том, как в Иране видят исход встреч в Вене. По мнению А.Абди, политическая элита страны зациклена на отмене нефтяного эмбарго и получении валюты от ее продажи. «Однако подписание в 2015 г. СВПД означало нечто более масштабное». Аналитик напоминает, что с началом реализации Совместного  всеобъемлющего плана действий, в Иран хлынул «поток промышленных, коммерческих и частных представителей со всего мира»,  но организация и координация встреч и переговоров с этим большим числом экономических делегаций стало проблемой для правительства тогдашнего президента Х.Роухани.

В этой связи возникает вопрос, повторится ли подобное, если венский процесс завершится подписанием такого же соглашения как СВПД?  Это обязательно произойдет, убежден А.Абди. Но объемы сделки и быстрота реализации будут иными, потому что этому препятствуют два базовых фактора.

Во-первых, предыдущий опыт и страх перед новым приходом к власти в США президента Д.Трампа или любым другим событием, которое нарушит продолжение  реализации СВПД, заставит компании и правительства  быть более осторожными, когда имеешь дело с Ираном. Во-вторых, у нового правительства, в отличие от правительства Роухани, нет ни цели нормализации, ни возможности сделать это, ни особого интереса к этому. Поэтому и результаты, которые мы увидим после подписания СВПД в его новом виде, в свою очередь, будут гораздо более ограниченными, чем то, что мы видели в 2015- 2016 гг.

Примерно такой же позиции по поводу завершения переговоров придерживается другой опытный иранский аналитик А.Бигдели. В интервью порталу IranPressNews он выразил убеждение, что несмотря на видимое противодействие переговорам, правительство Э.Раиси теперь видит, что у него нет другого выбора, кроме как  довести их до конца и тем самым возродить СВПД.  В пользу приближения решающей фазы, считает А.Бигдели,  говорит и перерыв переговоров в Вене,  и возвращение переговорщиков в столицы своих стран для решающих консультаций. Интересно коснуться еще одного заключения, к которому склоняется маститый аналитик. Оно не совсем стыкуется  с иранскими официальными оценками последних визитов иранских лидеров в Москву и Пекин.  По словам А.Бигдели, эти визиты убедили президента ИРИ, «что на эти  две страны (Россию и КНР – В.М.) полагаться нельзя, они не могут и не хотят открыть ворота своей любви к Тегерану».  На таком фоне, пишет А.Бигдели, правительство пересматривает свои требования на переговорном поле, сходит с максималистских позиций, что позволит легче продвигаться в направлении взаимопонимания.

52.23MB | MySQL:103 | 0,530sec