Оценки в Израиле переговоров в Москве президента Ирана Э.Раиси и президента России В.Путина

Приезд президента Исламской Республики Иран Эбрахима Раиси в Москву (19-20 января 2022 г.) стал его первым по значимости зарубежным визитом с момента вступления в должность в августе 2021 г. Последний раз президент ИРИ посещал Россию в 2017 г.

На встрече в Кремле с президентом Владимиром Путиным Э.Раиси заявил, что ограничений на развитие отношений с Россией нет, и необходимо стремиться к тому, чтобы они стали стабильными и стратегическими. Иранский лидер выразил надежду на увеличение товарооборота между двумя странами в несколько раз, отметив, что российской стороне передан проект соглашения о стратегическом партнерстве на 20 лет (срок действия предыдущего соглашения от 2001 г. истек в 2021 г.). Оба лидера обсудили переговоры в Вене по восстановлению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД, или «ядерная сделка»), а также взаимодействие по Сирии и Афганистану.

В ходе выступления в Государственной Думе, которое завершилось аплодисментами всех депутатов нижней палаты российского парламента, Э.Раиси предсказал распад альянса НАТО, рассказал о совместном с Россией противостоянии враждебной политике США и экономическим санкциям.

Сет Францман, ведущий корреспондент по Ближнему Востоку The Jerusalem Post, назвал эти переговоры важными. «Они прошли в период, когда Россия призывает США не поставлять Украине оружие, а Турция предлагает провести у себя российско-украинские переговоры. Это означает, что визит Ирана является частью более масштабной политики России от Европы до Ближнего Востока. Тегеран видит в Москве ключевого партнера наряду с Пекином в его стремлении к большему могуществу»[i].

Эксперт по России подполковник (запаса) Даниил Раков рассмотрел визит с позиции того, что Израилю необходимо сохранить военно-политическую свободу действий в Сирии в противостоянии попыткам иранцев закрепиться на ее территории. Помимо этого он отметил «ярко выраженный религиозный аспект визита». Э.Раиси стал первым мусульманским лидером, прервавшим встречу с В.Путиным на десять минут, чтобы провести вечерний намаз в Кремле. Президент ИРИ поприветствовал 20 млн российских мусульман. Вместе с муфтием Равилем Гайнутдином посетил Московскую соборную мечеть, где они провели молебен.

По словам израильского эксперта, еще «до визита в Москву Э.Раиси стремился к прорыву в отношениях между двумя странами, которые в последние десятилетия развиваются на фоне иранской исторической памяти о России и Советском Союзе как имперском оккупанте. По возвращении в Иран его политические соперники утверждали, что он подвергает опасности Иран, доверяя его судьбу русским».

В качестве прочного фундамента отношений между Россией и Ираном называется «общее противостояние американскому доминированию на международной арене и на Ближнем Востоке. Обе страны страдают от экономических санкций, политической изоляции и угроз безопасности со стороны Вашингтона. Поспешный уход США из Афганистана рассматривался в Тегеране и в Москве как стратегическое достижение, поскольку он подорвал имидж администрации Байдена в глобальном масштабе и завершил военное присутствие США в Центральной Азии. С другой стороны, обе державы теперь нуждаются в сотрудничестве в отражении угроз безопасности из Афганистана. В этом контексте иранский президент благодарен В.Путину за его действия в сентябре 2021 г. Тогда в первые недели после избрания Э.Раиси президент России предоставил Тегерану статус полноправного члена в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС)».

Отмечается, что в переговорах в Вене, которые ведутся без прямых контактов между американцами и иранцами, Россия играет активную посредническую роль (в тесном взаимодействии с Китаем). После визита Э.Раиси сообщалось, что Москва с ведома Вашингтона пыталась убедить Иран подписать временное соглашение о прекращении обогащения урана до уровня 60% в обмен на размораживание иранских капиталов на счетах за рубежом. «Это делалось в попытке выиграть время для трудных переговоров о возврате к ядерной сделке. Из всех держав к Ирану наиболее близка Россия, которая возлагает вину за срыв СВПД на США и выступает за отмену санкций, в том числе в расчете на то, что российским компаниям будет легче работать в Иране. Снятие санкций также позволит иранцам закупить у России товары гражданского и оборонного значения и погасить долги по реализации проекта ядерного реактора в Бушере. Россия, однако, не заинтересована в том, чтобы Иран стал ядерной державой». «Поэтому Москва стремится представить координацию с США и европейцами как пример предметного сотрудничества с Западом именно в разгар большого кризиса вокруг Украины».

В анализе встречи внимание уделяется также укреплению Ираном военного сотрудничества с Россией, «в основном в совместных операциях по защите режима Асада в Сирии». Накануне визита Э.Раиси три российских военных корабля пришвартовались в иранском порту Чабахар в ходе участия в совместных учениях с военно-морскими силами Ирана и Китая в Индийском океане. В последние годы российские и иранские военно-морские силы почти регулярно проводят учения, время от времени к ним присоединяется Китай. В октябре 2021 г. начальник иранского Генштаба Мохаммад Багери посетил Москву и заявил о желании закупить в России истребители и вертолеты. «Две страны ранее предпочитали более расплывчатые сообщения по такому чувствительному вопросу», т.к. до 18 октября 2020 г. в отношении Ирана действовало оружейное эмбарго ООН. Израильский эксперт в комментариях российских обозревателей видит сомнение по поводу того, что визит Э.Раиси приведет к оружейным сделкам путем предоставления Россией кредитов или заключения прочих соглашений, поскольку Москва вряд ли будет субсидировать продажу оружия Ирану до тех пор, пока не будут погашены долги.

Пытаясь справиться с удушающими санкциями, Э.Раиси стремится углубить экономическое сотрудничество с Россией и Китаем. В Москву его сопровождала делегация министров. По завершении визита иранский президент сообщил о достижении важных договоренностей в сферах энергетики и сельского хозяйства, направленных на увеличение товарооборота до 10 млрд долларов в год (текущий объем составляет 2-3 млрд долларов). Израильский эксперт указывает на то, что «российские комментаторы выразили скептицизм по поводу возможности развития отношений между двумя странами, в основном из-за опасений, что российские компании могут подвергнуть себя опасности из-за антииранских санкций». Эксперт INSS считает, что «на практике, учитывая тесное сотрудничество России со странами Персидского залива в согласовании цен на нефть, Москва выигрывает от санкций, поскольку они помогают ей поддерживать высокий уровень цен».

По его словам, аналитики в Москве задаются вопросом, как иранская «атака добротой» согласуется со стремлением России поддерживать хорошие отношения с Израилем и отсутствием ее реакции на израильские удары по иранским позициям в Сирии. Предполагается, что Россия продолжит придерживаться подхода, который уравновешивает ее отношения с Ираном и Израилем, пытаясь при этом обеспечить, чтобы обмен ударами между ними на сирийской земле не перерос в серьезную эскалацию, которая нанесла бы ущерб российским интересам.

Отметим, что в Израиле пристально следили за первым совместным патрулированием российскими ВКС и сирийскими ВВС воздушного пространства Сирии. В ходе маневров российские самолеты Су-34, Су-35 и А-50, а также сирийские МиГ-23 и МиГ-29 отрабатывали удары по наземным целям, прикрытие этих действий с воздуха и обеспечение контроля над воздушным пространством. Были проведены учебные пуски ракет по воздушным и наземным целям. Авиационная группа пролетела вдоль границ Израиля и Иордании, а затем через долину Евфрата направилась к северным районам Сирии[ii].

По словам Д.Ракова, первое «демонстрационное российско-сирийское воздушное патрулирование израильской границы является признаком недовольства Москвы действиями Израиля на сирийской арене в последние месяцы, но это не положит конец политике игнорирования израильских ударов по Сирии».

Эксперт предлагает визуально сравнить первую встречу В.Путина и президента ИРИ с первым визитом премьер-министра Израиля Нафтали Беннета в Россию в октябре 2021 г. «Если кадры пребывания Э.Раиси в Кремле – это  длинный пустой стол, за которым лидеры сидят на большом расстоянии друг от друга (что объясняется ограничениями из-за коронавируса), то Н.Беннет гулял с В.Путиным в его курортной усадьбе в Сочи». Делается вывод, что «стремление Ирана к сближению с Россией, больше чем у Москвы». «Путин рад продвигать экономические интересы своей страны, но он понимает, что у Тегерана нет другой альтернативы, кроме как искать поддержки в России и Китае. У Путина есть веские причины не подчеркивать поддержку Ирана. Значительное расширение российско-иранской торговли, в том числе в сфере вооружений, в настоящее время зависит от решения дальнейшей судьбы ядерной сделки в Вене».

Для Израиля итоги визита эксперт называет неоднозначными. «С одной стороны, нет публичного давления России на Тегеран с целью заставить его проявить гибкость в переговорах по ядерной сделке, но, с другой, – не было и критических заявлений относительно его роли на сирийской арене. Поскольку Тегеран стремится сблизиться с Россией, сохранение за Израилем военно-политической свободы действий в Сирии требует поддержания официального диалога с Москвой, несмотря на болезненность текущего периода острого российско-западного кризиса»[iii].

В целом, в Израиле, для которого Иран – враг номер один, это событие не получило широкую огласку и анализировалось, прежде всего, с позиции израильских военно-политических усилий по предотвращению иранского закрепления в Сирии, что невозможно без договоренностей с Москвой. Отношение к Ирану России и Израиля отличаются кардинальным образом.

Накануне визита Э.Раиси в Москву израильский премьер-министр Нафтали Беннет в ходе виртуальной конференции Всемирного экономического форума в Давосе, говоря о ситуации в регионе и иранской угрозе, отметил: «Мой подход заключается в том, чтобы строить мосты в регионе. И я думаю, что мы занимаемся этим последние несколько лет. У нас есть общий враг в регионе – Иран. Нам нужны здравомыслящие страны, которые в сотрудничестве хотят бороться с экстремистским исламом. И я думаю, что все больше и больше региональных партнеров начинают рассматривать Израиль как якорь стабильности в очень неспокойном регионе, и не только в плане безопасности, но и в экономике».

«Иран – это осьминог террора и нестабильности. Его голова находится в Тегеране, которая посылает оружие по всему Ближнему Востоку и вмешивается в Ливан с «Хизбаллой», в Ирак, в Сирию, в Йемен с хоуситами».

«Последнее, что хочется делать с таким осьминогом, это вливать в него десятки миллиардов долларов. Ведь что вы получите? Вы получите ужас на стероидах. Верно? Потому что они станут намного сильнее».

«Я деловой человек. Я стал бизнесменом в сфере высоких технологий и т.д. Я бы сказал, что инвестиции в Иран не являются надежными, независимо от того, заключена ли сделка или нет»[iv].

[i]Iran sees ties with Russia as ‘new Middle East’ – analysis // Jerusalem Post. 19.01.2022.  https://www.jpost.com/middle-east/iran-news/article-693953

[ii] Военные летчики из России и Сирии провели первое совместное патрулирование // РИА Новости. 24.01.2022. https://ria.ru/20220124/patrulirovanie-1769192227.html

[iii]? יחדיו שניים הילכו:ואיראן רוסיה / JISS. 26.01.2022.  https://jiss.org.il/he/rakov-russia-and-iran/

[iv] PM Bennett Participates in Davos World Economic Forum Virtual Conference //

Prime Minister’s Office. 18.01.2022. https://www.gov.il/en/departments/news/event_wef180122

52.29MB | MySQL:103 | 0,522sec