Парламентская комиссия Алжира обвиняет в продуктовом дефиците власти АНДР

Значительную долю ответственности за проявления в последние недели и месяцы продуктового дефицита в АНДР несут сами алжирские власти. Такой сенсационный вывод следует из представленных 31 января – 2 февраля текущего года первых результатов работы алжирской сенаторской комиссии, созданной в январе 2022 года для выявления породивших его причин.

Вопреки ожиданиям многих, парламентарии во главе со Смаилом Куадриа обрушились не на «вредителей»-спекулянтов, а на высокопоставленных чиновников во власти. Разумеется, они не стали обвинять в этом главу алжирского государства, ужесточающего курс по уменьшению в АНДР потоков иностранных товаров с целью снижения оттока капиталов заграницу.

Впрочем, сделанные комиссией выводы прямо бьют по окружению Абдельмаджида Теббуна и его ближайшим подчиненным. Так, одним из главных виновников усугубляющегося продуктового дефицита Смаил Куадриа назвал руководство Министерства торговли национального правительства во главе с Кемилем Резигом, которое-де предоставило главам кабинета министров (Аймен Бенабдеррахман) и государства недостоверные сведения о состоянии запасов продуктов в стране и объёмах их производства.

Руководитель Министерства торговли пытался оправдаться тем, что он пользовался данными, предоставляемыми ему с мест из регионов, что он не считает их всецело неверными и что главную причину создавшегося положения он видит в происках спекулянтов.

Впрочем, спорить с ревизорами в данном случае – дело неблагодарное. И для высшего руководства страны это явно не будет смягчающим обстоятельством, поскольку данная картина свидетельствует о неудовлетворительности работы данного ведомства в целом.

Отвечая на эти оправдания, глава парламентской комиссии по проблеме дефицита отметил, что «если бы данные Министерства торговли были бы реальными и достоверными, никакой нехватки продуктов и спекуляций бы не было».

По словам Куадрия, «Мы учли объявленные данные о наличии достаточного количества растительного масла, но во время наших поездок на местах поняли, что эти цифры являются плодом воображения».

Напомним, что ранее руководство Министерства торговли заявляло об «изобилии этого продукта на рынке. После сбоев в производстве растительного масла в нескольких вилайях по всей стране, департаменты министерства предприняли практические меры в координации с выпускающими его заводами в вилайях Алжира, Орана, Бежайи, Аннабы и Ум-эль-Буаги с целью увеличения выпуска и отслеживания его распределения в регионах, откуда сообщалось о проявлениях дефицита».

Так, согласно последним по времени статистическим данным, представленным Ахмедом Мокрани, директором отдела организации рынков, коммерческой деятельности и регулирования занятости министерства, объем поставок в последние недели и месяцы был увеличен до более чем 2000 тонн в сутки, что заметно превышает национальные потребности в 1600 тонн в сутки. Однако реально такого уровня производства в Алжире масла парламентская комиссия не обнаружила и оно, по данным ее членов, совсем не обеспечивает спроса его граждан.

Отдельного разбора заслужили «происки спекулянтов». По данным Куадриа, «мы не выявили никаких спекуляций во время наших посещений торговых площадей. И вообще, когда на рынке есть изобилие, спекуляций быть не может».

В этой связи парламентарий возложил ответственность «за ложные заявления, сделанные владельцами фабрик, заставившие поверить в изобилие растительного масла», на Министерство торговли. Причина этого, по мнению Куадриа, состоит в том, что подчиненные Резига не задействовали все необходимые средства, в том числе свои контрольные комиссии, благодаря чему он своевременно бы выявил обман со стороны его производителей.

Напомним, что ранее руководство алжирского Минторга, огульно обвинявшее в создавшемся дефиците «спекулянтов», настаивало на применении к ним самых суровых наказаний. Напомним, что законодательство АНДР предусматривает виновным в этом до 30 лет лишения свободы. Так, Кемиль Резиг заявлял, что закон будет применяться «буквально». То есть любой торговец или владелец местного предприятия, хранящего масло и другие продукты «в спекулятивных целях», может оказаться за решеткой.

Однако теперь эти выводы оказались порушены и не только руководство Министерства торговли страны, но и глава кабинета министров оказались посрамлены.

Впрочем, важно заметить, что парламентская комиссия пока окончательных детальных выводов, в том числе относительно данных по производству продуктов питания в Алжире, не сделала. Как ожидается, они появятся на следующей неделе, хотя их ожидали еще до конца января. Смаил Куадриа объясняет эту задержку тем, что ряд членов его комиссии в ходе ревизионных поездок заболели короновирусом.

Между тем, по его словам, в конечном варианте подготовленного ими документа «ответственность за произошедшее будет разделена», но кому, кроме руководства алжирского Минторга, будут предъявлены соответствующие претензии, точно неизвестно.

Источники в парламенте страны намекают, что Куадриа нанесет следующий удар по чиновникам на местах, причем не только из числа подчиненных Резигу, но и из руководства регионов.

Во всяком случае, он обещает, что выводы его комиссии будут взвешенными и основанными на личном общении ее членов с торговцами – оптовиками, дистрибьюторами, розничными, простыми гражданами и с представителями производств в нескольких вилайях. Причем по признанию Смаила Куадриа, «В свете наших дискуссий с ними мы обнаружили явное отсутствие связей с ними и осведомленности о ситуации в этой нише бизнеса».

Также, по его данным, члены этой комиссии смогли оценить и серьезную степень «недовольства» граждан из-за проявлений дефицита и колоссального роста цен. Так, стоимость некоторых продуктов выросла за минувший год, по данным Смаила Куадриа, на 100%.

Вопрос, однако, состоит в том, кого назначат виновными за это. Так, по мнению самих алжирских торговцев, это наблюдается из-за новых налогов, введенных законом о финансах 2022 года.

Причем, по данным Смаила Куадриа, ситуация достаточно тревожная, поскольку схожие кризисные явления «распространяются с масла на другие продукты, включая хлеб, молоко», в чем опять-таки он усматривает значительную долю вины действий работников Министерства торговли, чьи «Несвоевременные и импровизированные меры привели к серьезным сбоям в работе сектора».

Иными словами, он остановился буквально в шаге от обвинения более высокопоставленных представителей алжирского правительства, инициировавших введение репрессивного по отношению к торговцам и производителям продуктов антиспекулятивного закона, которые, опасаясь оказаться за решеткой за ведение своего бизнеса, предпочитают закрываться или уходить «в тень».

Какие последствия будут нести за собой выводы парламентской комиссии, контуры которых уже очевидны. Нельзя исключать, что в перспективе он может не только лишиться занимаемой им должности, но и свободы. Также выводы комиссии Смаила Куадриа могут сильно ударить и по премьер-министру А.Бенабдеррахману, перед которым прежде успешно отчитывался в ведении своей работы К.Резиг. Главное здесь – отвести гнев алжирцев от самого главы государства.

Причем первые выводы парламентской комиссии уже ставят много вопросов: 1) о будущем нынешнего курса Теббуна по сокращению импорта зарубежных товаров в Алжир в условиях отсутствия собственной производственной базы для их выпуска внутри страны; 2) будет ли далее и как применяться на практике жесткий антиспекулятивный закон в отношении торговцев и заводчиков; 3) каким образом власти будут бороться с продолжающимся колоссальным ростом стоимости продовольствия.

От характера выбора ответов на эти жизненно важные вопросы во многом зависит дальнейшая устойчивость Алжира к продолжающемуся кризису и сохранение в нем социального мира.

52.34MB | MySQL:103 | 0,576sec