Турецкие БПЛА: производство и стратегия экспорта

За последнее десятилетие Турция создала внушительный арсенал беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для обнаружения целей и дальнейшего их высокоточного поражения. Изначально основная цель создания беспилотных машин заключалась в противодействии курдским силам или связанным с ними ополчениям на юго-востоке Турции, а также в Ираке и Сирии. Неоднократно в турецких СМИ сообщалось, что Турецкая Республика и ее союзники использовали боевые БПЛА также против других субъектов в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе. В открытых источниках сообщается, что БПЛА были эффективны в борьбе с противниками, но в то же время зарубежные эксперты выражают опасения по поводу законности их использования в этих условиях и угрозе, которую БПЛА представляют для гражданских лиц.

Турция сосредоточилась на производстве отечественных беспилотников, что отчасти связано с тем, что в начале 2010-х годов правительство страны не смогло приобрести модульные разведывательно-ударные БПЛА MQ-9 Reaper американского производства. Сообщалось, что сделка по их приобретению не состоялась из-за оппозиции в Конгрессе США, чья позиция была обусловлена опасениями, что Израиль мог преднамеренно поставить в Турцию «малоэффективные» версии своих разведывательных беспилотников Heron в начале 2010-х годов. Впоследствии Kale Group и Baykar Technologies разработали ударный оперативно-тактический средневысотный БПЛА Bayraktar TB2, а компания Turkish Aerospace Industries (TAI) – модель беспилотника ANKA-S. В ближайшее десятилетие Турция планирует пополнить свой арсенал беспилотниками как большего, так и меньшего размеров. Примечательно, что именно Сельчук Байрактар, зять президента Р.Т.Эрдогана, сыграл ключевую роль в разработке беспилотников Bayraktar, которые с 2020 года доминируют в турецком ВПК.

Собирая беспилотники, турецкие компании, очевидно, полагались на западные страны в отношении некоторых ключевых компонентов, включая двигатели, оптические датчики и системы камер. В октябре 2020 г. Канада приостановила выдачу разрешений на экспорт деталей, используемых в турецких беспилотных машинах, и в апреле 2021 г. правительство североамериканской страны официально объявило, что их эксплуатация «не соответствует внешней политике Канады и гарантиям конечного использования в мирных целях, данным Турцией». Также в октябре 2020 г. канадская компания, чье дочернее предприятие в Австрии производило двигатели для Bayraktar TB2, объявила, что приостановит поставки двигателей в страны, в которых конечная цель их использования остается неясной. Кроме того, армянские источники выразили обеспокоенность по поводу возможного использования в Bayraktar TB2 некоторых компонентов американского происхождения, а председатель Сенатского комитета США по иностранным делам Роберт Менендес предложил внести поправку в Закон об оборонном бюджете США на 2022 финансовый год, которая потребовала бы отчета о недавнем экспорте турецких беспилотников и  о том, содержали ли они компоненты американского происхождения и нарушало ли это закон США о контроле за экспортом оружия.

При этом неясно, насколько эффективна в случае с турецкими БПЛА будет замена компонентов западного происхождения отечественными комплектующими. Сообщается, что с 2018 года TAI интегрирует двигатели отечественного производства в свою продукцию, включая ANKA-S.

В июне 2021 г. официальные представители концерна Baykar Technologies заявили, что их новые БПЛА оснащены турецкими камерами, а к концу года ожидается выпуск двигателей отечественного производства. Кроме того, СМИ неоднократно сообщали, что Украина производит двигатели для некоторых турецких беспилотников.

Очевидная эффективность турецких БПЛА на сегодняшний день – например, в уничтожении систем ПВО российского производства – могла повысить мировой спрос на экспорт турецкой оборонной продукции. Помимо того, что Азербайджан закупил Bayraktar TB2, которые использовались в Нагорно-Карабахском конфликте 2020 года, Катар, Украина, Польша, Марокко и Эфиопия приобрели или изъявили желание приобрести модель TB2. При этом Тунис подписал  с Турцией соглашение о покупке ANKA-S. Некоторые другие страны также предположительно проявили интерес к турецким БПЛА.

Киргизия в 2021 году также получила неназванное количество разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2 производства турецкой частной компании Baykar Makina. Президент Садыр Жапаров 18 декабря осмотрел беспилотные летательные аппараты «Байрактар», поступившие на вооружение Пограничной службы Государственного комитета национальной безопасности. Данные аппараты полностью приобретены на средства из республиканского бюджета и будут использоваться для обеспечения оборонной безопасности страны, в том числе по охране государственных границ.

В свою очередь, военно-транспортные самолёты C-130 Королевских ВВС Марокко доставили в страну в конце 2021 года новую партию из 6 ударных БПЛА Bayraktar TB2 турецкого производства. Ранее Рабат уже получил 13 беспилотников данного типа, один из которых был задействован для удара по территории Алжира, что практически стало поводом к войне. На месте удара ВС Марокко по стоянке грузовиков, в результате которого погибли трое граждан Алжира, обнаружены обломки турецкого управляемого боеприпаса MAM-L, который входит в комплект вооружения БПЛА Bayraktar TB2, стоящих на вооружении ВВС Марокко.

В заключение отметим, что неясным остается то, является ли предоставление беспилотников другим государствам безоговорочным плюсом или минусом для хрупкой экономики Турции, учитывая, что таким образом она становится в определенной степени вовлеченной в их политические разногласия и военные конфликты. На данный момент ключевой задачей турецкого правительства является осмотрительное ведение политики в области военно-технического сотрудничества, которое не позволит изолировать ее от крупных держав, представляющих собой ключевые источники торговли и инвестиций.

52.32MB | MySQL:106 | 0,613sec