Израиль: проблемы развития инфраструктуры общественного транспорта Большого Тель-Авива.

Крупнейшая агломерация Израиля с населением приблизительно 3,2 млн человек, называется Гуш-Дан, включает в себя Тель-Авивский округ и Центральный округ на побережье Средиземного моря. Фактически в Гуш-Дане проживает треть населения страны.

Гуш-Дан делят на ядро и два основных кольца. Ядро включает следующие города и поселения: Тель-Авив-Яффо, Бат-Ям, Холон, Рамат-Ган, Гиватаим, Бней-Брак, Азор. К внутреннему кольцу относятся города: Петах-Тиква, Герцлия, Рамат-ха-Шарон, Ход-ха-Шарон, Кфар-Саба, Раанана, Ришон-ле-Цион, Кирьят-Оно и большое число местных советов. К внешнему кольцу относятся города: Ор-Йехуда, Йехуд, Нес-Циона, Реховот, Рамла, Лод. Ядро и его 2 кольца представляют собой единую непрерывную городскую застройку. Чётко обозначенных границ Гуш-Дан не имеет.

Гуш-Дан находиться практически в центре Израиля и через него проходит большая часть как железнодорожных, так и автобусных маршрутов. Очень разветвлённая сеть шоссейных дорог уже давно не справляется с потоком машин и практически дважды в день: утром и вечером Большой Тель-Авив (как иногда называют Гуш-Дан ) стоит в пробке.

В этой связи вопрос о строительстве метро в Тель-Авиве, возникал неоднократно, но как-то все время откладывался в долгий ящик. Еще апреля 1973 г. премьер-министр Израиля Голда Меир объявила о начале строительства метро. Это было первое официальное заявление о строительстве метро в Тель-Авиве. Однако, по ряду причин, этот проект вновь не был реализован. Вернулись к обсуждению этого вопроса лишь в 1997 году, которое так же затянулось на несколько лет.

В  феврале 1997 года проектная компания PBS представила эскизный проект системы общественного транспорта в столичном районе Тель-Авива, включающей две линии метро и две линии легко-рельсового транспорта, при этом стоимость метро оценивалась в 3 млрд долларов, а линии легко-рельсового транспорта около 1 млрд долларов.

Первый план системы общественного транспорта в столичном районе Тель-Авива был сформулирован как часть Национального общего плана 23А, утвержденного 15 октября 1998 года. В плане предлагалось сохранить участки дорог в северной агломерации Тель-Авива в городах Герцлия, Рамат-ха-Шарон- Раанана и Кфар-Саба, а также восточную агломерацию в городах Рамат-Ган и Бней-Брак для заполнения линий легко-рельсового транспорта (LRT) на земле.  В план также включены участки дороги для маршрута «муниципального поезда» (метро), большая часть которого проходит через подземные туннели в городах Тель-Авив, Рамат-Ган, Яффо и Бат-Ям.

В 2002 году в рамках работы над эскизным планом района началось детальное проектирование системы. Во время планирования возник  спор между Государственной компанией  NАTA (Городские транспортные маршруты) и муниципалитетом Тель-Авива относительно характера системы, в итоге планирование линий метро (полное метро) было отложено.

В 2006 году был завершен первоначальный проект системы. Детальное планирование было утверждено в 2010 году в Национальном эскизном плане.  Однако в  сентябре 2016 года стало ясно, что система общественного транспорта в планируемой агломерации Тель-Авива не сможет достичь требуемых от нее целей (из-за низкой пропускной способности системы).

В итоге НАТА объявил первый тендер на проектирование трех линий метро. В январе 2017 года французская компания Systra ( AN ) выиграла тендер NATA на проектирование линий метро в блоке Дан с бюджетом около 30 млн шекелей.

В июле 2018 года Министерство транспорта и безопасности дорожного движения приняло решение заложить в бюджет планирование линий метро стоимостью более полумиллиарда шекелей, но их строительство, оцениваемое в 100–150  млн шекелей, на данный момент не утверждено.

В феврале 2019 года было раскрыто первоначальное планирование маршрутов метро и дополнительные детали проекта.  В рамках проекта, подготовленного компанией НАТА запланированы пути общей протяженностью около 145 км на всех 3-х линиях, которые пройдут через 24 местных органа власти, а также 109 станций. Расчетный срок строительства около 12 лет (открытие линий в 2032 г.) В год можно будет совершать около 450 млн рейсов, причем по плану вагоны поездов будут автоматическими и без машинистов и могут эксплуатироваться с частотой пересечения поездов на станциях каждые 3 минуты.

Подземные станции по плану будут использоваться и как бомбоубежища в случае войны, способные защитить от биологических и химических атак, так как в Гуш-Дане по некоторым оценкам нехватка бомбоубежищ составляет 30%. Станции планируется оснастить системами фильтрации, благодаря которым отпадёт необходимость использовать индивидуальные средства защиты внутри бомбоубежищ. При прокладке тоннелей будет использоваться технология Deep mining

Сегодня проект метро является крупнейшим инфраструктурным проектом, продвигаемым в настоящее время в Государстве Израиль. Проект является еще одним звеном в огромной транспортной системе, которая в настоящее время строится по всему столичному региону Тель-Авива, и по завершению этого проекта Гуш-Дан будет иметь передовую, безопасную и экологичную инфраструктуру общественного транспорта.

Планируемая система общественного транспорта будет способствовать значительному облегчению въезда в города Гуш-Дана и выезда из них в крупнейшие центры занятости страны. Расположение станций метро призвано максимально облегчить доступ к важным объектам или пересадку на другие виды транспорта. В частности, несколько станций будут построены непосредственно на территории больниц.

Проект включает в себя четыре линии: две на стадии планирования, одна на стадии утверждения и одна на стадии строительств. Маршрут «Красной линии» в Гуш-Дане соединит Петах-Тикву, Рамат-Ган, Тель-Авив и Бат-Ям.  «Зелёная линия» соединит Холон и Герцлию. Протяжённость линии составит 39 км, на ней будет 62 станции.  Маршрут «Фиолетовой линии» будет проходить от транспортного терминала «2000» («Савидор Мерказ»), через улицы Арлозоров, Бен-Йехуда, Алленби, Ха-Алия, Левински, Ха-Хагана, Дерех ха-Шалом, Дерех Алуф-Саде (Гиватаим — Рамат-Ган), через развязку Алуф-Саде и Дерех-Шиба. «Коричневая линия» соединит Ришон-ле-Цион, Беэр-Яаков, Црифин, Рамле и Лод. Общая протяжённость линии составит 30 км, она будет включать в себя 46 станций.

«Красная линия» начнёт действовать в 2022 году. На сегодняшний день прокладка туннелей для этой линии завершена, продолжается строительство станций и прокладка рельсов на поверхности земли. Это один из самых дорогих подобных проектов в мире, стоимость «Красной линии» оценивается в 12 млрд шекелей.

В июне 2021 года прошла первая тестовая поездка по «Красной линии» между улицами Орлова и Жаботинского в Петах-Тикве, а в октябре 2021 года аналогичная поездка прошла уже по всему маршруту от Петах-Тиквы до Бат-Яма. Официальный пуск «Красной линии» намечен на конец 2022 года, примерно на год позже первоначально запланированного срока. Протяженность линии – 24 км, из которых 12 км проложены под землей. Линия соединяет центральный автовокзал Петах-Тиквы с южной оконечностью Бат-Яма, пролегая через больницу «Бейлинсон», железнодорожный вокзал «Савидор Мерказ», Яффо.

В течение 2020–21  года были рассмотрены заявки на  прокладку «Зеленой» и «Фиолетовой» линий.  По итогам обсуждения присланных предложений НЕТА, потребовала от одного из консорциумов разъяснений по поводу заявки на участие в тендере на их прокладку. Как сообщает издпние «Калькалист» со ссылкой на источники в тендерной комиссии, заявка консорциума, в который входят китайские государственные компании CRCC и CRRC, а также автобусная компания «Эгед» и строительный подрядчик «Шихун у-Бинуй», на несколько миллиардов шекелей дешевле, чем заявки остальных конкурентов. По утверждению источников, суммы, указанные в некоторых компонентах заявки, находятся за гранью экономической целесообразности для консорциума.

Следует отметить, что компания CRCC была недавно включена США в «черный2 список китайских корпораций, американские инвестиции в которые запрещены. В итоге заявка консорциума в составе китайской государственной компании CRCC и израильских компаний «Эгед» и «Шихун у-Бинуй», претендовавшего на строительство обеих линий, была отклонена, как слишком дешевая за гранью экономической целесообразности.

Помимо этого консорциума, на победу в тендере стоимостью около 30 млрд шекелей претендуют еще четыре консорциума, в два из которых входят китайские компании. Одним из участников тендера является испанская компания CAF и израильская «Шафир Андаса». Также за право на строительство двух трамвайных линий борются китайский CREC вместе с канадской компанией Bombardier и израильскими компаниями «Экселленс», «Керен Ной» и «Феникс», китайская China Harbor с израильскими компаниями «Минрав», «Элайд» и «Клаль», и французская Alstom с израильскими компаниями «Электра» и «Дан».

В итоге государственная компания НЕТА объявила победителей тендеров на строительство «Зеленой» и «Фиолетовой» линий Тель-Авивского скоростного трамвая. Объявление победителей два года откладывалось из-за задержек в расселении Кфар-Шалема, дома которого расположены на маршруте следования одной из линий.

«Зеленую линию» трамвая будет прокладывать консорциум в составе французской компании Alstom, а также израильских компаний «Дан» и «Электра». Линия должна соединить Холон и Ришон ле-Цион с центром Тель-Авива, Тель-Авивским университетом, промышленной зоной Герцлии и Кирьят-Атидим. Протяженность линии, на которой будут 63 остановки, составит 39 км. Четыре остановки будут подземными. Стоимость прокладки – 20 млрд шекелей, срок пуска – 2027–2028  годы.

«Фиолетовую линию» будет прокладывать консорциум из испанской CAF и израильской «Шафир Андаса». Линия должна соединить Кирьят-Оно и Йегуд с центром Тель-Авива, пройдя через университет Бар-Илан, больницу «Шиба», рынок «Кармель». Протяженность линии – 27 км, на которых будут 45 станций. Стоимость прокладки – 10 млрд шекелей, срок пуска – 2026 год.

62.85MB | MySQL:102 | 0,666sec