Об экономических интересах Франции в Ираке

Выдвинутая с большой помпой в прошлом году инициатива президента Франции Эммануэля Макрона по развитию отношений с Ираком должна была проложить путь для увеличения французских инвестиций в эту страну. Запланированный вывод американских войск из Ирака был воспринят Францией как шанс расширить свое влияние в стране и создать стартовую площадку для расширения своих позиций на Ближнем Востоке. Но политическая неопределенность в Багдаде и конкуренция со стороны Китая, Турции и других стран поставили серьезные препятствия на пути французских амбиций. В то время как переговоры о формировании нового правительства Ирака идут ни шатко, ни валко, экономические амбиции Франции, в том числе планов компании ADP, Aéroports de Paris, по восстановлению разрушенного войной гражданского аэропорта Мосула, зависят от политической живучести нынешнего премьер-министра Ирака Мустафы аль-Казыми. Этим досье занимается лично посол Франции в Ираке Эрик Шевалье. ADP заключила контракт на строительство аэропорта Мосула с управлением гражданской авиации Ирака в январе 2021 года. Но в сентябре конкурирующее турецкое предложение, которое первоначально было отклонено Багдадом, получило «второе дыхание»  из-за новых и  более гибких финансовых условий сделки, которые выдвинули турки. В сентябре, всего через несколько дней после своего назначения послом, Шевалье встретился с губернатором провинции Ниневия Наджимом аль-Джибури, чтобы обсудить ситуацию. Посол Франции также недавно встретился с аль-Казыми по этому вопросу.
Несмотря на усилия Шевалье,  иракские власти считают, что после визита Эммануэля Макрона в Ирак в августе прошлого года они не получили обещанной поддержки Франции на высоком уровне. Премьер-министр М.аль-Казыми сейчас в основном озабочен тем, чтобы сохранит свой пост в новом кабинете министров на фоне растущего прессинга со стороны шиитских ополченцев, которые проиграли на выборах, что ставит контракт ADP под угрозу. Ряд французских оборонных компаний также предлагали свои услуги для ведения бизнеса в Ираке, в том числе Défense Conseil International (DCI), делегация которая недавно посетила Багдад. В выставке IQDEX, которая состоится в марте, примут участие такие компании, как Nexter, Thales, Airbus и Safran. Но небольшие французские компании, заинтересованные в иракском рынке, полагают, что французское правительство не поддержит должным образом их усилия по входу в эту страну, где уже серьезно обосновались   китайские и испанские компании: их промышленные гиганты  Norinco и Poly Technologies, которые планируют принять участие в этой ярмарке, также активизирует свои усилия по ведению бизнеса с Ираком. Оплотом французского бизнеса в стране остается CMA CGM Родольфа Сааде, которая управляет портовым терминалом Ум-Каср на юге Ирака, и контракты TotalEnergies, которая заключила контракт на 27 млрд долларов в Ираке в сентябре после прошлогоднего визита Макрона. При этом отметим, что TotalEnergies напрямую не подтвердила стоимость или срок действия контракта. Но по ряду данных, французская нефтяная компания изначально планирует инвестировать 10 млрд  долларов в инфраструктуру, доходы от которой затем позволят провести второй раунд инвестиций в размере 17 млрд долларов.  Бывшая французская Total, которая в этом году переименовала себя в TotalEnergies, чтобы символизировать диверсификацию в пользу более чистых источников энергии, входит в пятерку крупнейших энергетических компаний мира и присутствует в Ираке с 1920-х годов. Несмотря на то, что Ирак является производителем «номер два» в ОПЕК, он переживает острый энергетический кризис и хронические отключения электроэнергии, которые подпитывают социальное недовольство. Официальные лица оправдывают нехватку инвестиций и ветхое состояние энергетической сети Ирака, ссылаясь на падение цен на нефть, которые составляют более 90% государственных доходов. Предполагается, что сделка TotalEnergies частично уменьшит зависимость Ирака от ископаемого топлива. Ирак сильно зависит от соседнего Ирана, который обеспечивает треть его потребностей в газе и электроэнергии. Однако в настоящее время Багдад должен Тегерану 6 млрд долларов за уже поставленную электроэнергию. Контракт, подписанный  с TotalEnergies, охватывает четыре проекта. Одна из них направлена на транспортировку морской воды из Персидского залива на нефтяные месторождения Южного Ирака. Вода используется для извлечения нефти из подземных залежей. Другой проект направлен на увеличение добычи на нефтяном месторождении Артави вблизи южного порта Басра с 85 000 баррелей в сутки до 210 000 баррелей в сутки. Третий проект предусматривает строительство комплекса по освоению добычи на газовых месторождениях сектора. Вместо того, чтобы сжигать излишки, планируется утилизировать их для использования в производстве электроэнергии. В рамках четвертого проекта будет установлена солнечная ферма в Артави. Иракский источник сообщил, что, в конечном счете, солнечные панели должны вырабатывать «1000 мегаватт» электроэнергии, что эквивалентно энергии, вырабатываемой ядерным реактором. Электроэнергия, производимая солнечными батареями, «стоит на 45% дешевле, чем электроэнергия, производимая традиционными электростанциями», — заявило иракское правительство. На сегодня эти проекты пока развиваются не слишком оперативно. Так, в частности, по  данным французских источников, TotalEnergies серьезно затягивает темпы строительства нефтепровода, соединяющего Басру с Акабой.

52.23MB | MySQL:103 | 0,593sec