О назначении Катара в качестве союзника США, не входящего в НАТО

Как полагают американские эксперты, назначение Вашингтоном Катара в качестве союзника США, не входящего в НАТО, поможет защитить его от давления Саудовской Аравии или ОАЭ, а также побудит Эр-Рияд и Абу-Даби скорректировать свою собственную политику, чтобы заслужить такое же назначение. Однако новый президент США может отменить это решение и снова сделать Доху уязвимой в этом отношении. Во время государственного визита 31 января эмира Катара президент США Джо Байден объявил, что вскоре уведомит Конгресс о том, что Соединенные Штаты объявят государство это государство основным союзником, не входящим в НАТО (МННА), дипломатическая и правовая классификация, которая предлагает расширенную подготовку, сотрудничество в области обороны и военные исследования. Байден сказал, что это объявление давно назрело после десятилетий координации между США и Катаром и размещения на его территории крупнейшей военной базы США в регионе. Но, несмотря на то, что Саудовская Аравия и ОАЭ также являются основными оборонными партнерами США и покупателями американского оружия и  военной техники, они не обозначены президентом США как МННА из-за противоречивых показателей в области прав человека и внешней политики обеих стран в охваченных войной Йемене и Ливии. Помимо размещения войск и регионального командования, Соединенные Штаты принципиально полагались на Катар при эвакуации из Афганистана, проведении переговоров с талибами, оказании помощи израильской безопасности путем оказания помощи Сектору Газа и содействии переговорам между США и Ираном. Другие страны, назначенные МННА на Ближнем Востоке, включают Кувейт, Бахрейн, Израиль, Иорданию, Египет, Тунис и Марокко. С обозначением MNNA Катар получает дополнительный уровень дипломатической защиты от Соединенных Штатов, если ОАЭ и/или Саудовская Аравия возобновят те или иные кампании давления на Доху. Блокада Катара закончилась в январе 2021 года, как раз когда администрация Байдена вступила в должность, но ни одна из причин блокады не была устранена, поскольку Катар не изменил политику, а только продолжил ее. Саудовская Аравия и ОАЭ потребовали тогда, чтобы Катар разорвал связи с «Братьями-мусульманами», закрыл или контролировал освещение своей государственной медиа-организации «Аль-Джазира», выслал турецкие войска из Катара, сократил связи с Ираном, согласовал свои стратегические приоритеты с приоритетами Эр-Рияда и Абу-Даби и принял меры по отказу в приеме на своей территории СМИ или лиц, критикующих политику Саудовской Аравии и ОАЭ. Ни одно из этих требований не было выполнено, хотя Саудовская Аравия и ОАЭ по-прежнему стремятся не допустить, чтобы влияние Катара подрывало их политическую стабильность, и сдерживать влияние Ирана в Персидском заливе. Блокада частично прекратилась из-за выборов новой администрации в Соединенных Штатах. Бывший президент Дональд Трамп изначально молчаливо поддерживал блокаду и не оказывал давления, чтобы положить ей конец. Но в ходе предвыборной кампании Байден более широко критиковал поведение Саудовской Аравии и ОАЭ и подразумевал, что он пересмотрит отношения с обеими странами после вступления в должность. Хотя полное возобновление блокады представляется маловероятным в ближайшей перспективе, Эр-Рияд и Абу-Даби могут прибегнуть к кампаниям по дезинформации, тарифам, бойкоту или замедлению обработки виз, как это было до блокады, чтобы попытаться пошатнуть репутацию и экономику Катара — особенно во время  игр чемпионата мира по футболу, которые пройдут в Дохе в конце этого года. Но если эти кампании давления и состоятся, то они, скорее всего, будут скромными после того, как США изменят свой стратегический взгляд на Катар. Ни Саудовская Аравия, ни ОАЭ не хотят отчуждать себя от Соединенных Штатов, и по-прежнему рассматривают Вашингтон как единственную гарантию  защиты от Ирана и основного партнера в борьбе с такими угрозами, как повстанцы-хоуситы в Йемене.

Чтобы заслужить такое же звание, ОАЭ и Саудовская Аравия будут поощрены к дальнейшей корректировке своей политики в соответствии с ожиданиями США, такими как поддержание низкой напряженности в отношениях с Катаром, публичная поддержка усилий США по пересмотру ядерной сделки с Ираном, избегание углубления связей с соперником Вашингтона Китаем, предотвращение нарушений прав человека как внутри страны, так и за рубежом, и поддержка целей США по деэскалации гражданской войны в Йемене. Саудовская Аравия и ОАЭ, вероятно, будут стремиться к своему собственному назначению MNNA как для поддержания дипломатического паритета с соперничающим Катаром, так и для укрепления своих отношений в области безопасности с Соединенными Штатами (которые по-прежнему являются их основным гарантом безопасности). Но политика, как Эр-Рияда, так и Абу-Даби подвергалась постоянной критике со стороны значительной части законодателей в Конгрессе США, которую необходимо будет смягчить, прежде чем эти  арабские государства Персидского залива смогут подтолкнуть администрацию Байдена рассматривать их в качестве вновь назначенных MMNA. Обе страны уже начали изменять некоторые из своих  политических трендов, отчасти потому, что они пытаются избежать серьезного дипломатического раскола с Соединенными Штатами при Байдене. Но желание, чтобы его считали таким же надежным союзником, как Катар, побудит ОАЭ и Саудовскую Аравию пойти на дальнейшие уступки, чтобы успокоить американских политиков в Конгрессе. Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты лоббировали отказ от ядерной сделки с Ираном, подписанную в 2015 году, что в том числе в  конечном итоге привели к выходу Соединенных Штатов из соглашения в 2019 году. После нападений со стороны Ирана обе страны теперь более склонны к новой ядерной сделке и выступают за деэскалацию с Тегераном. Как Саудовская Аравия, так и Объединенные Арабские Эмираты активно развивают новые отношения с Китаем, даже на уровне обороны, что вызвало обеспокоенность США по поводу растущего глобального влияния Пекина. Чтобы ослабить эти опасения, Эр-Рияд и Абу-Даби могли бы либо замедлить свои контакты с Китаем, либо изменить свои отношения с ним в пользу большего сосредоточения  на экономической, а не военной сфере.  Саудовская Аравия и/или Объединенные Арабские Эмираты могли бы освободить некоторых из многочисленных задержанных активистов и диссидентов в каждой стране, чтобы выслужиться перед Соединенными Штатами. Саудовская Аравия уже освободила, по крайней мере, одну видную активистку по защите прав женщин, Луджейн аль-Хатлул, которая была освобождена из тюрьмы в феврале 2021 года, но остается под наблюдением.

У будущего президента США, особенно если Трамп вернется на второй срок, может возникнуть соблазн отменить назначение Катара, политизировав категорию MNNA. Некоторые американские политики критиковали Катар за его связи с Ираном, Турцией и палестинской военизированной группировкой ХАМАС. Эти же политики подтолкнули администрацию Трампа поддержать блокаду Катара в 2017-21 годах. И они могут получить «второе дыхание», если Трамп вернется в Белый дом в 2024 году или если другой президент-республиканец с аналогичной политической базой придет к власти. Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном в 2019 году отчасти потому, что некоторые из его сторонников хотели, чтобы Соединенные Штаты усилили давление на Тегеран и его союзников. Многие из этих политиков утверждают, что Катар способствует вызывающей политике Ирана, поддерживая с ним экономические и дипломатические связи.

52.65MB | MySQL:106 | 0,652sec