Об использовании шпионской программы Pegasus от израильской компании NSO Group. Часть 6

О развитии «шпионской дипломатии» Израиля

Как не странно, но несмотря на антиизраильскую риторику, Израиль , так сказать «под ковром» дружил и сотрудничал с многими монархическими режимами Ближнего Востока, а порой и не чуждался связей и с деспотическими правителями мира. Все это правда происходило за закрытыми дверями, но всегда в угоду то порой политической, то экономической  реалии. При этом основным мерилом успеха этих взаимоотношений являлись либо возможности Израиля в производстве новейшего вооружения, либо в умении при необходимости достать любую сумму денег для решения вопроса.

Более трех десятилетий назад, после того, как немалая сумма денег перешла из рук в руки, «Моссаду» удалось сделать в мусульманской стране, с которой у Израиля не было дипломатических отношений, новое приобретение. Это приобретение представляло собой боевой комплекс, произведенный в Советском Союзе, который использовался арабскими государствами. Боевой комплекс был приобретен по просьбе ВВС Израиля, которым было необходимо его основательно изучить, чтобы наиболее эффективно ему противостоять. Была надежда, что покупка также поможет Израилю установить дипломатические отношения с этой страной, но она не реализовалась и по сей день.

Использование «Моссада», разведданных, которые он добывает, и продажа оружия с целью развития внешних отношений страны тесно переплетены с историей Израиля.

В этом смысле нет ничего удивительного в том, что Министерство обороны и «Моссад» поощряли фирму NSO Group продавать арабским государствам свою шпионскую программу Pegasus, которая сыграла свою роль и способствовал расширению внешних связей Израиля, но в то же время не стоит перегибать палку и предполагать, что именно благодаря этому были подписаны «соглашения Авраама» – такая идея была выдвинута в статье-расследовании, опубликованной в New York Times. Дело в том, что Саудовская Аравия до сих пор отказывается устанавливать дипломатические отношения с Израилем. ОАЭ, Бахрейн и Марокко пошли на установление открытых дипломатических отношений с еврейским государством из-за совпадения интересов, разделяемых Израилем и странами Персидского залива, и в первую очередь, из-за опасений по поводу планов экспансии Ирана.

В деле NSO Group очень много лицемерия, притворной невинности, поливания грязью и поверхностного позирования. Это не черно-белая история. Расследование New York Times, одним из репортеров которого является израильский журналист Ронен Бергман, заостряет и подчеркивает этот факт. Это отчет о расследовании, который следует за длинной серией публикаций последних лет в Израиле и других странах о правонарушениях, совершенных агрессивной израильской кибер-фирмой, действующей в технологическом мире, в котором понятие «право на частную жизнь» уже не имеет особого значения.

Расследование New York Times включало три новых элемента: во-первых, после убийства колумниста Washington Post Джамаля Хашогги, тело которого было расчленено в консульстве КСА в Стамбуле в октябре 2018 года сотрудниками саудовской разведки, действовавшими по приказу наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, NSO Group закрыла в королевстве использование Pegasus.

Следует подчеркнуть, что NSO Group  в прошлом отрицала, что когда-либо продавала программное обеспечение Саудовской Аравии. Кроме того, даже если эта «израильская игрушка» использовалась для слежки за Хашогги, что NSO Group считает, миссия по его ликвидации была бы выполнена даже без прослушки его телефона. Хашогги лично позвонил послу Саудовской Аравии в Вашингтоне Халиду бен Сальману, который приходится братом наследному принцу, и сообщил ему, что скоро прибудет в консульство, чтобы получить документы, необходимые ему для заключения брака с гражданкой Турции. Этот звонок был, по всей видимости, перехвачен американской разведкой и позже представлен в качестве доказательства причастности саудовского дипломата к убийству.

Согласно расследованию, после того как доступ к системе NSO Group был закрыт, наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман лично позвонил Биньямину Нетаньяху, который вмешался, и NSO Group вновь открыла Саудовской Аравии доступ к Pegasus. Нетаньяху отрицает это обвинение.

Второе открытие состоит в утверждении, что ЦРУ содействовало покупке шпионского программного обеспечения правительством Джибути, чтобы оно помогло США в борьбе с террористическими группировками, действующими в регионе Африканского Рога, который имеет большое стратегическое значение и для Израиля.

Третья новость — при Д.Трампе ФБР в течение почти двух лет проверяло и рассматривало возможность приобретения программы Pegasus, но, как сообщается, в итоге, после прихода к власти Дж.Байдена, решило не использовать «ограниченную лицензию», приобретенную, чтобы больше узнать о шпионском ПО.

Это показывает, что в отличие от Израиля, в США гораздо более осторожны и чувствительны к нахождению баланса между национальной безопасностью и гражданскими правами и свободами, и в то же время подчеркивает лицемерие США, включивших NSO Group в черный список компаний, с которыми теперь запрещено вести дела.

В конце концов, США через Агентство национальной безопасности сами активно занимаются глобальной прослушкой, включая прослушивание звонков бывшего канцлера ФРГ Ангелы Меркель и возможно и других правителей мира.

По мнению редакции в деле NSO Group столь плачевный результат деятельности компании, произошел по вине руководства, написавших на своем лозунге, слова «бизнес и ничего личного»! Лицемерие, притворная невинность и уход от ответственности — это также удел владельцев, руководителей и сотрудников NSO Group. Основатели компании, Шалев Хулио и Омри Лави, были молодыми предпринимателями, для которых не существовало никаких запретов и которые понимали, что разработали уникальный продукт. Жадность подтолкнула их к тому, чтобы сделать легкие и быстрые деньги. Вопросы этики и ценностей, а также философские последствия использования такого инструмента, как Pegasus, этакой управляемой ракеты, судя по всему, их не интересовали.

В то же время представитель NSO Group сообщил, что за эти годы, несмотря на контракты, которые были ей  подписаны, компания семь раз закрывала систему из-за опасений по поводу ее ненадлежащего использования. Он отказался назвать конкретные  страны, но можно предположить, что, помимо Саудовской Аравии, после того, как стало известно, что Pegasus был установлен в телефонах американских дипломатов в посольстве Кампалы, система была отключена в Уганде.

Несмотря на утверждения NSO Group о том, что она всегда действовала в соответствии с законом, в ходе интервью, которое Ш.Хулио дал израильскому 12-му телеканалу, он как обычно имел самодовольный вид, без тени угрызений совести. Создается впечатление, что даже сейчас он не понимает, что происходит, или что ему просто все равно, какого монстра он создал.

В 2011 году, когда Pegasus был только выпущен, он уже был смертоносным монстром. Первым клиентом компании стала Мексика. Эта страна послужила испытательным полигоном для NSO Group, и именно здесь кроется ее первородный грех. Отсутствие у  NSO Group тормозов также одна из причин того, что несколько бывших оперативников «Моссада» отвергли попытки компании привлечь их, хотя компания скрывала и оправдывала свои действия тем, что демонстрировала разрешения на экспорт, полученные от Министерства обороны.

Именно позиция Министерство обороны  Израиля, не проявившего должной щепетильности и позволило  NSO Group продавать Pegasus Саудовской Аравии, Марокко, ОАЭ и другим государствам, которые наряду с войной с террором не стесняются заниматься политическими убийствами и преследованиями противников режима. В то же время как показывают последние разоблачения , среди покупателей было достаточно и демократических стран и пока не ясно против каких шпионов и террористов  они использовали Pegasus. Так что осуждать компанию , а уж тем более Израиль из-за принципа «бизнес и ничего личного» слишком лицемерно, ведь в очереди на ее продукцию стоит практически весь мир. При этом не стоит  забывать и о том, что желание «уничтожить Израиль» до сих пор на повести у десятка стран мира, а как показала практика этот вопрос личной безопасности  Израилю приходиться чаще всего решать самому, несмотря на неодобрительные возгласы одних и под молчаливое согласие других. Но чаще всего только самому. Вот он и решает всеми доступными для него способами.

52.27MB | MySQL:103 | 0,444sec