Оценки китайских специалистов некоторых аспектов противостояния Пакистана и Индии

ЗРК С-400 ПВО Индии и ракеты ВС Пакистана

Как известно, в декабре 2021 г. подразделения ПВО Индии развернули первый дивизион зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф» на западном направлении с тем, чтобы обеспечить прикрытие государственной границы от возможных нарушений со стороны ВВС Исламской Республики Пакистан и для прикрытия собственных авиационных баз. По данным китайских источников, первоначально официальный Нью-Дели планировал расположить один полк в регионе Ладакх для прикрытия линии государственной границы в спорном с КНР районе, а второй полк должен был заступить в штате Аруначал-Прадеш, рельеф которого имеет важную особенность для обороны северных районов Индии в случае вооруженного конфликта с КНР.

Однако, индийские стратеги изменили первоначальный план и разместили первый дивизион из состава первого полкового комплекта ЗРК С-400 вдоль границы с Пакистаном, поскольку военно-политическое руководство Индии всерьез опасается растущих ударных возможностей ВВС и ракетных подразделений Вооруженных сил ИРП. Вполне вероятно, что органы военной разведки ИРП были осведомлены о коррективах в планах дислокации новых ЗРК и в этой связи представляется примечательным деятельность некоторых подразделений ВС Пакистана, которые продемонстрировали готовность официального Исламабада к дальнейшему росту эскалации.

Так, на протяжении 2021 г. подразделения стратегического назначения Сухопутных войск ВС ИРП провели несколько пусков ракет различных моделей. Так, 20 января 2021 г. был выполнен контрольный пуск баллистической ракеты средней дальности «Шахиин-3», поскольку данные ракеты были приняты на вооружение в 2015 г. и соответственно пакистанские военные должны были проверить надежность работы всех элементов подвижного грунтового ракетного комплекса, который обеспечивает поражение любых объектов на всей территории Индии.

Кроме того, 26 марта 2021 г. были проведены испытания модифицированной версии баллистической ракеты малой дальности под обозначением «Шахиин-1А», которая благодаря модернизации определенных компонентов получила возможность выполнять полет на дальность до 900 км. Следует отметить, что 25 декабря 2021 г. пакистанские военные провели контрольный пуск модернизированной версии БР «Шахиин-1» с дальностью пуска 750 км. Командование подразделения стратегического назначения СВ ВС ИРП и руководство отдела стратегического планирования ВС страны высоко оценило достижения конструкторов национального ОПК, которые работали над повышением тактико-технических характеристик «Шахиин-1» и над созданием «Шахиин-1А».

По данным китайских источников, указанные БР малой дальности обеспечивают доставку боевой части массой до 1000 кг, а основные изменения заключаются в применении пакистанскими конструкторами новой системы высокоэффективной коррекции траектории, т.е. БЧ данных ракет способна выполнять маневры по высоте и уклонятся от перехвата всеми наличными средствами ПВО ВС Индии.  Некоторые китайские специалисты указывают, что основными целями подразделений ВС ИРП, укомплектованные ракетами «Шахиин-1 и 1А», являются пункты постоянной дислокации ЗРК «Барак-8» и «Акаш» ПВО ВС Индии.

Также, в 2021 г. пакистанские военные выполнили контрольный пуск крылатой ракеты «Бабур-1А» с мобильной установки и по результатам мероприятия было установлено, что боеприпас преодолел расстояние в 390 км, что, конечно, несколько меньше заявленных 450 км, однако КР поразила цель с достаточно высокой точностью. Коэффициент вероятного отклонения составил всего 10 м, что стало возможным благодаря применению нового приемника сигнала от системы глобального позиционирования «Бэйдоу» (разработка КНР).

22 декабря 2021 г. ВС Пакистана провели испытание модификации крылатой ракет «Бабур-1Б», которая по данным китайских источников, способна поражать цели на дальности до 900 км, т.е. подразделения, располагающие данными боеприпасами могут поражать цели, расположенные в глубине территории вероятного противника.

В дополнение к указанным выше испытательным и контрольным пускам баллистических и крылатых ракет специалисты профильных предприятий ОПК Пакистана 3 февраля и  16 августа 2021 г. провели испытания оперативно-тактического ракетного комплекса «Газнави» (максимальная дальность пуска 290 км) на точность поражения одиночной цели. Кроме того, 24 августа 2021 были проведены завершающие стрельбы новой тяжелой реактивной системы залпового огня «Фатах-1» (калибр 300 мм), которая разработана в Пакистане для замены аналогичных систем вооружения китайского производства – А-100 и А-200.

Создание РСЗО «Фатах-1» вполне может быть связано с тем, что китайские партнеры передали пакистанским оружейникам необходимую инженерно-конструкторскую документацию, а также оказали помощь в организации производственной линии реактивных боеприпасов и транспортно-пусковых контейнеров квадратного сечения с множественными ребрами жесткости.  Как известно, китайские специалисты разработали подобные ТПК для перспективных крупнокалиберных РСЗО, запуск ракет которых будет обеспечивать электромагнитная рельсовая система, встроенная в контейнеры.

Согласно поступившей информации, максимальная дальность пуска составляет 140 км, что позволяет подразделениям реактивной артиллерии СВ ВС ИРП эффективно противостоять таким образцам РСЗО индийского производства, как «Пинака» в модификациях Мк1., Мк.2 и Мк.3, обладающими максимальной дальностью пуска 40, 90 и 120 км соответственно.  Коэффициент вероятного отклонения у РСЗО «Фатах-1» составляет всего 5 м.

Проверка на точность попадания выполняется в ходе испытательного отстрела 4 ракет, которые должны поразить четыре круга с диаметром 25 м на специальной площадке. Такая схема отстрела указывает на то, что конструкторы рассчитывают достичь высокой точности, прежде всего, при одиночных пусках.

Анализ фото- и видеоматериалов с испытательных стрельб рассматриваемой РСЗО позволяют утверждать, что ОПК Пакистана продолжает сотрудничество с китайскими предприятиями, осуществляющими разработку и производство колесных машин для крупнокалиберных РСЗО.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что ВС Пакистана при содействии национального ОПК создают эшелонированную систему из подразделений стратегического назначения, укомплектованных баллистическим и крылатыми ракетами, а также дивизионов, располагающих РСЗО крупного калибра, что позволит поражать объекты военной инфраструктуры вероятного противника, даже при условии противодействия со стороны подразделений ПВО.

Некоторые китайские источники сообщают, что официальный Исламабад проявляет интерес к баллистической ракете средней дальности «Восточный ветер-17», которая принята на вооружение подразделений Ракетных войск НОАК в 2019 г. Отличительной особенностью данной ракеты является гиперзвуковой маневрирующий боевой блок, который способен преодолевать рубежи противоракетной обороны за счет выполнения маневров как по вертикали, так и по курсу.

Кроме того, за счет увеличения скорости полета до 7 МАХ данный ГМББ способен поражать цели в значительном диапазоне с высокой точностью.  Передача БРСД «Восточный ветер-17» позволит ВС ИРП компенсировать отставание от Индии в вопросе разработки баллистических ракет большой дальности и обеспечит паритет с Нью-Дели в аспекте стратегических вооружений.

 

Система ПВО ВС Индии и БПЛА ВС Пакистана

Одновременно с развитием вооружения и военной техники подразделений стратегического назначения Сухопутных войск ВС ИРП военно-политическое руководство Пакистана уделяет внимание развитию беспилотной авиации, как за счет приобретения готовых разработок у иностранных производителей разведывательно-ударных БПЛА, так и благодаря разработкам конструкторов национальных предприятий.  В рамках первого направления официальный Исламабад последовательно заключил контракты на покупку разведывательно-ударных БПЛА  «Радуга-3» (на базе которого разработана лицензионная копия под обозначением «Буррак» и ее улучшенная версия «Шахпар-2»), «Радуга-4» и «Птеродактиль-2», которые составляют основу беспилотной авиации ВВС Пакистана.

Кроме того, ВВС Пакистана приобрели партию БПЛА «Байрактар-ТВ2» (пр-во компании «Байкар Макина», Турция) и «Anka-S» (пр-во компании TAI, Турция) благодаря устойчивым военно-техническим контактам с официальной Анкарой.  По данным китайских источников, благодаря достигнутым договоренностям, турецкие производители уже разместили на территории Пакистана линии по производству композитных деталей фюзеляжей для различных БПЛА и на протяжении последних 5 лет проводят испытания своих разработок на работоспособность в условиях жаркого пустынного климата и на стабильность пилотирования в высокогорных районах.  В ближайшее время начнется строительство цехов для полноценной сборки БПЛА указанных моделей с частичным использованием комплектующих местного производства.

Китайские обозреватели отмечают определенные успехи пакистанских оружейников в освоении серийного выпуска авиационных средств поражения, а именно легких авиационных ракет и бомб, которые входят в номенклатуру БПЛА. В данном аспекте предприятия ОПК Пакистана достигли значительно лучших результатов в сравнении с ОПК Индии.

Опыт вооруженных конфликтов в Сирийской Арабской Республике, Ливии и Нагорном Карабахе показал, что грамотное применение разведывательно-ударных БПЛА позволяет не только уничтожать бронетехнику сухопутных войск, но и поражать зенитно-ракетные комплексы, которые исчерпали боекомплект и не были замаскированы должным образом. В данном аспекте отметим, что хотя ОПК Индии постоянно совершенствует национальную разработку – ЗРК малой и средней дальности «Акаш», однако его возможности в реальном бою так и не были проверены, тогда как упомянутые выше БПЛА китайского и турецкого производства являются вполне эффективным средством борьбы с ВВТ ПВО.

Китайские специалисты указывают, что конструкторы предприятий ОПК Пакистана активно работают над малозаметными разведывательно-ударными БПЛА, которые будут способны прорывать рубежи ПВО ВС Индии, скрытно наносить удары по наземным целям и уходить из зоны действия ЗРК без обнаружения таковыми. Подобные разработки активно ведут китайские и украинские специалисты, т.е. в перспективе ВВС Пакистана могут серьезно расширить возможности беспилотной авиации благодаря сотрудничеству с КНР и Украиной.

 

Противостояние ПВО ВС Индии и истребителей ВВС Пакистана    

Как известно, авиастроительные предприятия Пакистана и КНР реализуют программу серийного строительства легких одномоторных истребителей JF-17, которые относятся к поколению 3+  и представляют угрозу для таких истребителей ВВС Индии, как МиГ-21-93 и вполне могут противодействовать «Мираж-2000». В настоящее время, на мощностях пакистанского авиастроительного предприятия «Камра», расположенного на одноименной авиационной базе национальных ВВС, осуществляется серийный выпуск истребителей JF-17 Мк.3 и двухместных JF-17B.

Следует отметить, что серьезную заинтересованность в приобретении боевых самолетов в указанных модификациях в последние два года высказывают представители монархий Аравийского полуострова. Представители ВВС ОАЭ и КСА начинают всерьез рассматривать возможность приобретения недорогих и вполне надежных самолетов китайско-пакистанского производства в условиях серьезного снижения объема поступлений от продажи углеводородов и неубедительных результатов применении ВВТ американского производства в рамках операции против хоуситов в Йемене.

В качестве доказательства готовности отказаться от эксплуатации дорогостоящих американских боевых самолетов приведем пример заключения контракта между Пакистаном и Ираком на поставку партии истребителей JF-17Mk.3  в количестве 12 ед. за 667 млн долл. США, который был подписан в рамках официального визита командования ВВС  Ирака в Исламабад в конце 2021 г.

Основным преимуществом рассматриваемых истребителей над американскими и европейскими конкурентами является стоимость, которая не превышает 35 млн долл. США за единицу и при этом пакистанские конструкторы и инженеры обеспечивают возможность установки бортового/подвесного оборудования, как китайского (ОЭСРН WMD-7 или контейнерные системы РЭБ серий KG, KZ), так и турецкого (ОЭСРН от компании ASELSAN) или даже европейского производства (контейнерные системы РЭБ). С учетом дополнительного оборудования ударные возможности JF-17 могут быть расширены до такого уровня, который позволит данным самолетам безопасно действовать в зоне боевого дежурства ЗРК С-400.

Однако, в условиях поставки для ВВС Индии партии истребителей «Рафаль» официальный Исламабад был вынужден пойти на ассиметричный шаг и подписал с  китайскими авиастроителями соглашение на поставку 36 истребителей J-10CP (литера «Р» указывает на модификацию для ВВС Пакистана), которые поступят в 9 и 15-е эскадрильи. Известно, что впервые данные боевые самолеты будут продемонстрированы в рамках национального праздника – День республики (23 марта 2022 г.). Согласно поступившей информации, пилоты ВВС Пакистана уже выполнили программу контрольных полетов в районе авиастроительного предприятия в г.Чэнду и подписали все необходимые документы о приемке самолетов.

По данным китайских источников, к 23 марта 2022 г. на вооружении ВВС Пакистана должно находится не менее 25 истребителей J-10CP, а при условии продолжения военно-технического взаимодействия Нью-Дели и Парижа в качестве ответа КНР может поставить для официального Исламабада около 100 истребителей указанной модели.

Необходимо учитывать и достигнутую договоренность между КНР и ИРП о возможном оперативном предоставлении для ВВС Пакистана тяжелых истребителей J-11B на случай угрозы возникновения вооруженного конфликта.

52.52MB | MySQL:103 | 0,568sec