Об использовании шпионской программы Pegasus от израильской компании NSO Group. Часть 7

Торговля оружием, бизнес и не более

Последние дне недели пока раскручивался скандал вокруг шпионской программы  Pegasus, ее производители старались отмалчиваться, но видимо чересчур агрессивные и более чем лицемерные публикации в прессе, о моральной ответственности «за судьбы мира» заставили руководство NSO Group перейти в наступление.

Информация об этом появилась 13 февраля. Источники в NSO Group поделились ею на условиях анонимности, так как давали подписку о неразглашении. По их словам, при Йоси Коэне представители «Моссада» несколько раз просили компанию взломать определенные телефонные номера при помощи Pegasus. «Зачем это потребовалось», —не объясняли. По словам источников, сотрудники «Моссада» часто посещали офис NSO Group в Герцлии. Сам Йоси Коэн там не появлялся, но другие высокопоставленные сотрудники «Моссада» нередко приходили в сопровождении зарубежных гостей, с целью продать шпионское программное обеспечение некоторым зарубежным странам. По словам источников, однажды при них это обеспечение пытались продать спецслужбе одной из арабских стран, но сделка не состоялась.

Сообщается, что сотрудники «Моссада» присутствовали на встречах руководства NSO Group с представителями Саудовской Аравии, Анголы и других стран, с которыми Израиль хотел неофициально укрепить отношения. Поскольку это происходило по инициативе правительства, руководство NSO Group возмущено тем, что США включили их в список компаний, чья деятельность противоречит американским интересам. Источники сообщили, что, по мнению руководства NSO Group, правительство обязано решить возникшие из-за этого у них проблемы.

Источники выразили недоумение, зачем «Моссаду» потребовалось их программное обеспечение для проникновения в чужие телефоны. Фактически, «Моссад», ШАБАК и военная разведка разработали подобное обеспечение у себя самостоятельно еще до появления NSO Group, и скорее можно сказать, что ведущие сотрудники NSO Group – ветераны оборонного ведомства, пользуются их наработками. Они не могли ответить на вопрос, зачем «Моссад» обратился к ним. То ли у спецслужбы возникли технические трудности в проникновении в чей-то телефон, то ли по каким-то другим причинам.

Как рассказали источники, с приходом к руководству «Моссада» Давида Барнеа, интерес этой организации к NSO Group резко ослабел. Однако интерес с программе со стороны других стран, наоборот возрос. Руководство NSO Group не понимает в чем вообще их проблема , если все сделки проходили под эгидой и с разрешения Министерства обороны Израиля.

Так что все вопросы , а уж тем более критика и осуждение должны быть обращены к Министерству обороны. Хотя все прекрасно понимают, что нет ничего нового в том, что чиновники Министерства обороны смотрят сквозь пальцы на то, как оружие продается сомнительным режимам, а потом укоризненно молчат, когда их позор становится достоянием общественности.

Начиная с 1960-х годов это происходило неоднократно. Под руководством Израиля и с его разрешения оружие продавалось режиму апартеида в Южной Африке и тираническим режимам в Африке, которые нарушали права человека и убивали своих противников. Так же поступали диктаторские государства в Центральной и Южной Америке в конце 1980-х годов. Бывший командир разведывательного подразделения ЦАХАЛа «Сайерет Харув» подполковник (в отставке) Яир Кляйн занимался продажей оружия и обучением боевиков в Колумбии, которые затем действовали по указке наркокартелей, в том числе возглавляемого Пабло Эскобаром. И так далее, и так далее.

Продажа оружия всегда была инструментом для продвижения внешней политики и политики безопасности израильских правительств и того, что они определяют как «национальные интересы». В настоящее время деятельность высокотехнологичных и кибернетических компаний является платформой для того, что можно назвать «шпионской дипломатией». Феномен использования военного и разведывательного потенциала Израиля для продвижения дипломатических связей при содействии «Тевеля» — отдела «Моссада» по внешним связям — и помощи Министерства обороны существовал всегда. Такая практика активизировалась во время правления Биньямина Нетаньяху, а с 2015 года, после назначения Йоси Коэна директором «Моссада», еще более расширилась.

Хотя NSO Group была заинтересована в продаже программы Pegasus в 90 стран, но не получила согласия на продажу в 50 из них. При этом были и случаи, когда продажа использовалась для установления или укрепления дипломатических отношений. Так было в случае с Угандой и Руандой, и особенно с арабскими странами. И наоборот, Министерство обороны не одобрило аналогичные продажи Катару, Иордании, Египту и Турции.

И в этом суть дела: когда Министерство обороны хочет, оно знает, как затормозить продажу оружия. Не раз представители стран с деспотическими режимами, помогавшие «Моссаду» в операциях против врагов Израиля, таких как Иран или ливанская «Хизбалла», просили Израиль помочь им оружием и даже расправиться с противниками режима. Почти во всех случаях «Моссад» им отказывал.

Вполне возможно, что Министерство обороны должно было проявить щепетильность и не продавать Pegasus Саудовской Аравии, Марокко, ОАЭ и другим государствам, которые наряду с войной с террором не стесняются заниматься политическими убийствами и преследованиями противников режима. Именно так следовало действовать в тех случаях, когда были опасения, что продажа программного обеспечения закончится его вредоносной эксплуатацией. Лидеры этих государств были бы рассержены на Израиль, но они нуждаются в Израиле не меньше, чем он в них.

Когда речь идет об играх между государствами, о сантиментах можно забыть: есть только интересы. Израиль — не единственная западная демократия, которая для сбора разведданных и войны с террором и преступностью использует шпионские технологические инструменты. Соединенные Штаты, Франция, Великобритания и многие другие страны также имеют такие или подобные инструменты. В выделении Израиля как страны, занимающейся чем-то неприглядным, в то время как у других якобы руки ничем таким не замараны, есть большая доля лицемерия.

Но, с другой стороны, это и неудивительно, когда Министерство обороны Израиля постоянно трубит о больших объемах продаж оружия по всему миру. Только в минувший понедельник Министерство опубликовало данные, согласно которым оно одобрило продажу оружия не менее чем 130 странам.

С некоторым запозданием директор израильского Управления по контролю за экспортом Министерства обороны Рахель Хен объявила об ужесточении правил и процедур, касающихся «экспорта разведывательных данных и киберсистем». Ее заявление о том, что министерство будет продолжать «делать акцент на защите и недопущении ущерба правам человека», цинично, особенно на фоне послания, исходящего от министра обороны Бени Ганца и правительства: «продавать как можно больше».

Однако по мнению аналитиков, сейчас нужно не пустословить, а проводить глубокие и радикальные реформы с целью выработки новой политики, которая действительно и в полной мере обеспечит баланс между потребностями безопасности, защитой прав человека, этикой и ценностями. Последние также являются важным компонентом национальной безопасности. Хотя мало вероятно, что этот призыв будет услышан, тем более в нынешнее беспокойное время, когда практически каждая страны, взяла на вооружение американский лозунг «Америка превыше всего»! Так в принципе говорят сегодня практически все основные геополитические игроки и им явно не до сентиментов и морали.

62.86MB | MySQL:102 | 0,598sec