Об изменении баланса сил Турции и Греции в воздушном пространстве Эгейского моря

Советник президента Турции по вопросам безопасности и внешней политики Месут Хакки Кашин заявил, что баланс сил между Турцией и Грецией изменился после того, как Запад оказал военную помощь Афинам. По его словам, работа турецких военнослужащих с тех пор значительно усложнилась. Будучи офицером ВВС в отставке, Кашин также отметил, что превосходство в воздухе после приобретения партии новых истребителей перешло к Греции[i]. Примечательно, что заявления Кашина, который часто принижает Грецию в своих публичных заявлениях, также противоречат давнему утверждению Анкары о том, что т Вооруженные силы (ВС)  Турции во много раз превосходят греческие.

В декабре 2021 года Кашин принял участие в ежегодном Конгрессе Исламского союза, организованном Центром стратегических исследований Ассоциации защитников справедливости (ASSAM) – организацией, управляемой частным военным подрядчиком SADAT, который де-факто является военизированной организацией, лояльной президенту Турции Р.Т.Эрдогану.

«Помимо истребителей, Греции были переданы четыре современных американских фрегата. Франция также предоставила четыре военных судна. Четыре MEKO [фрегата немецкого производства – ред.] в данный момент проходят модернизацию», – отметил Кашин, добавив: «благодаря этим 12 военным кораблям американо-греческое сотрудничество бросило нам вызов в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. В Греции находится 20 военных баз США. Мы видим, что у Турции есть трудности в Александруполисе и на Крите»[ii].

В реальности, на территории Греции есть только одна официальная база США, в заливе Суда.  Американские ВС получили доступ к четырем дополнительным греческим базам в соответствии с новым соглашением о сотрудничестве в области обороны, подписанным в октябре 2021 года. Кашин заявил, что превосходство в воздухе перешло к Греции благодаря новым истребителям, поступившим на вооружение. Он также обратил внимание на подготовку Израилем греческих ВВС на авиабазе Каламата. «Пока не ясно, что Турция может сделать против нападения греческой армии, готовой вторгнуться во Фракию и Эгейское море», – добавил Кашин.

Критикуя совместные военные учения между Грецией и США в Эгейском море в ноябре прошлого года, он отметил, что мероприятие проводилось с гораздо большим количеством личного состава и кораблей, чем необходимо, и что это не является хорошим предзнаменованием для Турции.

В январе 2021 года Афины приобрели французских 18 истребителей Rafale, 12 из которых были поставлены из наличия. Стоимость контракта составила 2,5 млрд евро. В сентябре 2021 года к заказу добавили еще 6 самолетов, в результате чего их общее количество достигло 24-х. Турция обеспокоена тем, что может утратить собственное влияние в воздушном пространстве, особенно после того, как она была исключена из совместной программы создания ударного истребителя F-35 из-за приобретения систем ПВО С-400 у России, несмотря на противодействие со стороны Вашингтона.

В настоящее время Турция ведет переговоры с США о закупке 40 истребителей Lockheed Martin F-16 и почти 80 комплектов для модернизации имеющегося парка F-16. Неизвестно, одобрит ли Конгресс США запрос Турции, учитывая недовольство на фоне ее сближения с Россией.

СМИ ранее сообщали, что ВВС Турции намерены провести совместные учения с катарскими летчиками на истребителях Dassault Rafale французского производства в рамках противостояния потенциальной угрозе со стороны ВВС Греции, которые увеличили свои боевые возможности с помощью недавно приобретенных истребителей Rafale.

Согласно документам турецкого парламентского комитета, одной из причин, по которым Турция стремится провести совместную боевую подготовку с Катаром является желание получить полное представление о боевых возможностях истребителя Rafale. Соглашение, подписанное начальниками штабов обеих стран в марте 2021 года, допускает временное размещение в Турции до 36 катарских военных летательных аппаратов и до 250 человек личного состава. По мнению Анкары подобный комплекс мер поможет турецким ВС отразить предполагаемую угрозу, исходящую от греческих ВВС в Эгейском и Средиземном морях.

Помимо того, что Турция не имеет возможности закупить истребители нового поколения, страна переживает не лучшие времена с точки зрения потери квалификации личного состава. Само того не желая, правительство Р.Т.Эрдогана нанесло ощутимый удар по ВВС Турции, проведя массовую чистку среди нескольких сотен летчиков и тысяч наземных специалистов по сфабрикованным обвинениям в терроризме после спорной попытки государственного переворота в 2016 году. Однако первый удар турецкие ВВС претерпели еще раньше – в результате законопроекта 2012 года, который облегчил процедуру увольнения летчиков, принявших решение уйти в частную авиационную отрасль. Генеральному штабу пришлось оказать давление на Р.Т.Эрдогана, чтобы тот отменил законопроект, и в 2014 году ему удалось добиться внесение поправки, чтобы замедлить истощение личного состава ВВС Турции. Тем не менее, на тот момент ущерб уже был осязаем.

Неожиданная чистка, произошедшая летом 2016 года, ухудшила ситуацию в ВВС Турции, оставив многие боевые самолеты без квалифицированных пилотов.

Чтобы исправить ситуацию и преодолеть назревший кризис, в 2017 году ВВС  Турции повторно призвали 1040 кандидатов, которые были исключены в ходе предыдущих испытаний. Сообщается, что из них 830 сдали квалификационный экзамен и прошли подготовку, чтобы стать военными летчиками. Стремясь восполнить дефицит кадров в ВВС, в 2017 году турецкое правительство также обратилось с призывом вернуться в строй к бывшим летчикам-истребителям, большинство из которых работают в гражданской авиации, однако на призыв откликнулись только 40 из 300 бывших пилотов.

[i] https://nordicmonitor.com/2022/02/security-advisor-admits-greece/

[ii] https://www.youtube.com/watch?v=YVOFPOsx5Vk&t=6358s

52.33MB | MySQL:103 | 0,500sec