О финансовой помощи США Иордании как факторе, влияющем на планы политических реформ в стране

Меморандум о взаимопонимании, подписанный между Иорданией и США в феврале 2018 года, истекает в этом месяце. Согласно его условиям США ежегодно предоставляли  Иордании помощь в размере 1,275 млрд долларов в период с 2018 по 2022 год; что в общей сложности составило 6,375 млрд долларов. В 2018 году Конгресс США увеличил обещанную помощь до 1,525 млрд долларов, так что это финансирование включает еще 1,08 млрд долларов экономической помощи в дополнение к военной поддержке на сумму 425 млн долларов. Во время исторического визита короля Абдаллы II в США в июле 2021 года и его встречи – в качестве первого арабского лидера – с новым президентом США Джо Байденом, вице-президентом Камалой Харрис, американскими официальными лицами и лицами, принимающими решения в США, был обсужден вопрос помощи, который подтвердил готовность администрации США оказывать все формы поддержки Иордании, особенно экономическую поддержку. За визитом короля в США последовал визит иорданской министерской делегации, в состав которой входили министры планирования и международного сотрудничества Насер Аш-Шрайде и министр финансов Мухаммад аль-Ассис, в сентябре 2021 года, в рамках детального согласования этой помощи.  В феврале эксперты ожидают  подписание нового меморандума о взаимопонимании между Иорданией и США, который продлит действие меморандума. Предполагается, что  в течение следующих пяти лет Иордании будет оказана помощь примерно на 6,5 млрд долларов. Важность американской помощи заключается в том, что за последние годы она была самой крупной, стабильной и безопасной (Иордания является третьим по величине получателем ежегодной иностранной помощи США в мире). Помощь США сформировала основу и главную опору государственного бюджета и средство для облегчения его хронического дефицита. Объявление о продлении действия меморандума совпадает с утверждением парламентом Иордании бюджета на 2022 год. Помощь США обычно позволяет Иордании получать кредиты с помощью доступных кредитных гарантий, которые всегда помогали королевству с международными кредиторами, особенно Всемирным банком и Международным валютным фондом (МВФ).  Помощь США Иордании является, помимо прочего,   подтверждение Вашингтоном  «дружественности»  короля Абдаллы II и признанием реформ, проведенных Иорданией на всех уровнях, в дополнение к пониманию международными и донорскими органами неотложных потребностей королевства в области развития. Безусловно, помощь и гранты помогут правительству реализовать свою программу экономических приоритетов на годы (2021-2023), особенно крупные проекты, главным из которых является проект «Национальное водоснабжение», который получит помощь США в размере 100 млн долларов. Иордания также приобретает особое значение для Вашингтона с точки зрения сирийского досье. Как с точки зрения дислокации там американских сил по мере их вывода из Ирака, так и реализации нового проекта по электроснабжению Ливана  из Иордании через Сирию. Предполагается, что первые партии электроэнергии поступят в Ливан через этот коридор в следующем месяце.

Без этой американской помощи не будет и  внутренних реформ. Надо отметить, что комитет, созданный королем Иордании в прошлом году для модернизации политической системы страны, был первоначально  встречен бурей скептицизма внутри королевства. Но несколько месяцев назад комитет выпустил ряд рекомендаций, касающихся выборов и политических партий, которые предусматривает более глубокую интеграцию молодежи и женщин в политику. Действительно, несмотря на значительную общественную оппозицию этому процессу, он привел к огромному движению на политической арене Иордании. Наблюдается интенсивная активность среди молодежных политических течений, наряду с изменением позиций уже существующих партий, которые хотят воспользоваться конституционными поправками для активизации своей политической роли. В то же время остаются законные вопросы о достоверности официальных обещаний достичь демократической модели в течение десятилетия, при которой парламентские партии будут выбирать правительство. При этом внутриорданский фронт «антимодернизации» не является единым политическим движением; скорее, он включает противоречивые и антагонистические течения, а также широкие социальные слои, которые потеряли веру в любую надежду на иорданскую демократию, которая приведет к подлинным политическим изменениям. Противники и скептики королевского комитета варьируются от правых до левых, от демократов до исламистов. Некоторая часть критики сосредоточена на потенциальных последствиях для палестинской ситуации на фоне опасений, что программа модернизации является прелюдией к созданию альтернативной родины для палестинцев в Иордании — традиционного пугала для многих иорданцев. Важно отметить, что иорданские правые, которые превозносят иорданскую идентичность и опасаются изменения идентичности государства, стали важным игроком на политической сцене, даже если они еще и не организованы структурно. Эпизод с «заговором» принца Хамзы бен Хусейна является, помимо прочего, серьезным предупреждением режиму  о состоянии беспокойства по этому вопросу, которое сегодня характерно для иорданских бедуинских племен, на фоне недовольства и гнева по поводу экономических условий и высокого уровня безработицы. Помимо этого рядом с иорданскими правыми стоит элитная группа традиционных государственных деятелей из «старой гвардии» и консервативного течения, которые исторически выступали против политических реформ. Для них результаты работы королевского комитета представляют угрозу стабильности. На другой стороне политического спектра критиков реформ  — т.н. «реформистские силы» — левые, исламисты и либералы — которые выступают либо против выводов комитета, либо остаются нейтральным. У многих есть сомнения в серьезности государства и надежности проекта реформы, так как все предыдущие попытки реформирования  закончились плохо. При этом, как это не парадоксально, существует большая часть иорданской молодежи, которая жаждет политических действий и платформы для выражения своих озабоченностей и амбиций. Многие иорданские молодые люди стремятся принять в  участие в работе комитета и подобных структур, что рассматривается ими как новый «социальной лифт». Таким образом, можно констатировать, что  оппозиция движению модернизации в королевстве  присутствует, в том числе и на фоне спекуляций  о проблемах, которые демократия может принести с точки зрения социальной стабильности. Но в официальных кругах, принимающих решения, существует сильное течение, которое выступает за   перемены и развитие, что поддерживается иорданским королем.

52.21MB | MySQL:103 | 0,460sec