О политике Турции по насильственной депортации на родину сирийских беженцев

Согласно докладу правозащитной организации «Сирийцы за правду и справедливость» (STJ), турецкое правительство в течение многих лет насильственно отправляет сирийских беженцев в Северную Сирию под видом «добровольного возвращения», используя принудительные методы допроса, чтобы заставить их депортироваться. Основываясь на опросах 21 депортированного беженца, доклад показал, что Анкара аннулировала их карты кимлик [документы, удостоверяющие личность и защищающие личность, выданные турецким правительством], ввела пятилетние запреты на въезд беженцев, заморозила их банковские счета и уволила их с работы. Сообщается, что турецкие власти принудительно депортируют сотни сирийских беженцев в месяц, причем в целом в период с 2019 по 2021 год было депортировано более 155 000 человек. Приводя пример одного из депортированных свидетелей, доклад показал, что процесс начался с произвольного ареста и задержания властями беженцев – часто по простым причинам. После нескольких недель содержания под стражей «они начали выводить из тюрьмы группы из пяти молодых людей каждый день. Мы не знали, что с ними случилось. Когда настала моя очередь, меня отвели в комнату для допросов. Следователь задал мне несколько вопросов, а затем сказал: «Я внимательно просмотрел документ и понял, что это одобрение «добровольного возвращения» в Сирию. Я отказался подписать его и попросил адвоката. Следователь отказался», — сказал свидетель.  Не обращая внимания на то, что у него была карточка кимлика, по которой ему было законно разрешено проживать в Турции и вести собственный бизнес, они вернули его в тюрьму. Через два дня они «надели на меня наручники и заставили подписать документ о «добровольном возвращении»». В мае 2021 года он и другие депортированные были переведены на границу с Сирией и переданы Сирийской национальной армии (СНА) – поддерживаемой Турцией оппозиционной группировке, которая «задерживала, допрашивала, избивала и унижала нас. После этого они попросили нас заплатить им деньги в обмен на наше освобождение». По сообщениям, после отправки в Северную Сирию беженцы также подвергались шантажу и нарушениям прав человека, включая задержание и пытки, со стороны других оппозиционных групп, таких как «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России). По словам сотрудников пограничной службы, которые были указаны в докладе, турецкие власти намеренно отправили много беженцев через пограничный переход, управляемый ХТШ, полностью осознавая, что некоторые из них были из этих районов и уже разыскивались боевиками. Отслеживая данные и статистику, опубликованные официальными СМИ, связанными с тремя крупными пограничными переходами Баб-эль-Хава, Баб-эль-Саламе и Таль-Абьяд, STJ обнаружил, что, по меньшей мере, 155 000 человек были возвращены в Сирию при таких обстоятельствах принуждения со стороны  турецких властей. Согласно докладу, 100 872 беженца были отправлены через пограничный переход Баб-эль-Хава – тот же самый, который официально используется для международной помощи — в период с 2019 по 2021 год, 47 310 прошли через пограничный переход Баб-эль-Саламе в течение того же периода, а пограничный переход Таль-Абьяд задокументировал депортацию 9 344 беженцев в Сирию в период с середины 2020 по 2021 год. По оценкам одного из источников, опрошенных на границе для подготовки доклада, число беженцев, депортируемых только через контрольно-пропускной пункт Баб-эль-Саламе, составляет 400 человек в месяц. При этом  большинство из них были депортированы насильно. Оценивается, что примерно  25% депортированных людей вернулись добровольно.

Такая политика Анкары в принципе была предсказуема, поскольку тема сирийских и афганских беженцев является  крайне актуальной для Турции с учетом внутриполитической  борьбы и нарастания в турецком обществе антимиграционных настроений. Правительство вынуждено реагировать на эти вызовы в рамках блокирования спекуляций на эту тему своих политических оппонентов, балансируя между двумя темами: поддержки своего имиджа защитника сирийских беженцев (президент Р.Т.Эрдоган публично заявил, что возвращение беженцев будет «безопасным и добровольным», что, как мы видим, не соответствует действительности) и реагирования на общественные настроения. Так в сентябре 2021 года лидер турецкой оппозиции Кемаль Кылычдароглу объявил, что все сирийские и афганские беженцы будут отправлены обратно на родину через два года, если он придет к власти после выборов 2023 года. Кылычдароглу заявил, что «Турция едва может прокормить себя и больше не может справляться с количеством беженцев». В июле прошлого года Турция начала расследование заявлений мэра северо-западного города Болу после того, как он заявил, что будет взимать с иностранцев-беженцев, иммигрантов и туристов — в десять раз больше за услуги водоснабжения и водоотведения. По данным агентства ООН по делам беженцев УВКБ, в настоящее время в Турции проживает около 4 млн беженцев, в основном сирийцев. По оценкам, вторую по величине группу составляют 200 000 афганцев. УВКБ ООН сообщает, что почти 300 000 человек были перемещены внутри Афганистана с января после вывода войск НАТО. При этом афганцы стремятся осесть   в больших городах, такие как Стамбул, Анкара и Измир, чтобы заработать деньги, чтобы добраться до Европы, сообщает УВКБ ООН, на что местное население реагирует отрицательно.

Положение усугубляется и тем, что финансовая ситуация в лагерях сирийских беженцев еще более тревожна из-за глобального энергетического кризиса. По данным УВКБ ООН, примерно 80% беженцев живут за чертой бедности. Они с трудом оплачивают свои ежемесячные расходы, из которых арендная плата и коммунальные услуги составляют их бОльшую часть. В некоторых районах существует проблема доступа к энергии. Люди используют только уголь и дрова для отопления и приготовления пищи. Согласно отчету Chatham House для Инициативы Moving Energy  в эпоху революции «зеленой энергетики», особенно после пандемии коронавируса большинство лагерей до сих пор полагаются на неэффективные методы сжигания биомассы, такие как древесина, так как она выделяет 4,54 т СО2 на тонну нефтяного эквивалента по сравнению с 2,79 т СО2 при сжигании эквивалентного количества сжиженного нефтяного газа. В докладе показано, что краткосрочное, политически ориентированное гуманитарное финансирование со стороны ООН и ЕС недостаточно для оплаты долгосрочных решений в области чистой энергетики в лагерях.  В 2015 году, например,  в лагерях на сирийско-турецкой границе в районе Аазаза, города на северо-западе Сирии, люди в среднем пропускали три приема пищи в неделю, хотя у них была еда, но не было топлива для приготовления пищи.  Ситуация сегодня все та же, а в некоторых районах стала еще хуже. В городе Идлиб УВКБ ООН расширяет доступ к возобновляемым источникам энергии для 10 000 беженцев и людей из принимающей общины, предоставляя системы водяного отопления и электроснабжения на солнечных батареях малообеспеченным домам, школам и общественным центрам вместе с Фондом ИКЕА. Но этого далеко недостаточно. Делается вывод, что объемы выделяемых средств должны быть увеличены и предоставлены непосредственно беженцам, принимающим общинам и вспомогательным учреждениям ООН. В прошлом году Еврокомиссия приняла два финансовых решения на сумму 560 млн евро для поддержки инклюзивного качественного образования беженцев в Турции на период 2021-2023 годов. В докладе указывается, что в связи с неподъемным ростом цен на энергоносители этот фонд должен быть переоценен и снова регулироваться на справедливых условиях. Даже в Великобритании домохозяйства в некоторых районах тратят на отопление до 66% больше своего бюджета. Условия в лагерях беженцев гораздо хуже.

62.85MB | MySQL:102 | 0,563sec