Сможет ли катарский СПГ заместить российский природный газ при поставках в Европу: экономический и политический анализ

На сайте Вашингтонского Института Ближнего Востока была опубликована статья о перспективах поставок катарского СПГ в Европу в условиях усилившейся напряженности в отношениях между Россией и ЕС в свете последних событий на Украине. Одним из авторов данной статьи является экономист Николай Кожанов, в прошлом автор Института Ближнего Востока.

Авторы полагают сомнительным в краткосрочной перспективе замещение Катаром России в поставках природного газа в Европу. В ходе визита эмира Катара Тамима бен Хамада  в Вашингтон в январе с.г. президент США Дж.Байден предоставил эмирату статус «наиболее важного военного союзника США вне рамок НАТО» и попросил обеспечить энергетическую безопасность Европы в условиях разворачивающегося противостояния с Россией. Однако в реальности американская просьба будет только одним из факторов, влияющих на катарские расчеты. Конечное решение Дохи будет результатом комбинации долгосрочных политических и экономических соображений. При этом политические факторы не обязательно будут определяющие, а экономические драйверы не играют на руку Западу.

С одной стороны, в случае начала активной поставки СПГ Катар сможет укрепиться на европейском газовом рынке, выдавив Россию из Южной и Восточной Европы и существенно усилив свои позиции на западноевропейском рынке. Доха уже продемонстрировала готовность стать спасителем европейских потребителей. В 2021 году она срочно перебросила часть газа, предназначенного для дальневосточных потребителей в Великобританию для того, чтобы покрыть британские энергетические нужды. Таким образом, Катар продемонстрировал свою способность стать «последним прибежищем» для стран, сталкивающихся с энергетическими проблемами. Катарцы проявили готовность прийти на помощь британским властям в случае перерывов газовых поставок из других государств, хотя детали этой сделки остаются скрытыми.

С другой стороны, готовность Катара откликнуться на призывы США и ЕС для того, чтобы помочь европейцам решить газовую проблему, предоставляет им шанс еще больше сблизиться с администрацией Байдена. Эксперты считают, что договоренности между Катаром и Саудовской Аравией, достигнутые в январе прошлого года в городе Аль-Уля являются не долгосрочным миром, а только «прекращением огня». Сохраняется опасность новой конфронтации и возобновления саудовской блокады. В этих условиях Дохе важно получить от США гарантии безопасности.

В то же время, по мнению большинства экспертов в нефтегазовой отрасли, Доха не сможет сыграть решающую роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС.

Во-первых, энергетическая политика катарцев направлена на долгосрочные контракты, а не спотовые сделки. Обусловлено это тем, что Катар не имеет лишних объемов для экспорта по краткосрочным сделкам.  В 2016-2021 гг. доля катарского газа, продававшегося по спотовым и краткосрочным контрактам, составила всего 10-13% или 9,7-13,8 млрд куб. м в год.  Евросоюз в этом объеме занимал всего 2,8-4,1 млрд куб. м в год. Даже если оставшиеся 5,6-11 млрд куб. м будут перенаправлены из Азии в Европу, Катар все равно не сможет покрыть газовые нужды ЕС, приближающиеся к 326 млрд куб. м в год или эффективно заменить Россию в случае перерывов в поставках российского газа. Катарцы понимают это и призывают других экспортеров газа и его потребителей действовать совместно, чтобы помочь европейцам решить их проблемы. Одновременно неразвитая в Европе инфраструктура регазификации мешает ей наращивать импорт СПГ.

Во-вторых, европейский газовый рынок вторичен для Катара. Основными потребителями катарского СПГ были и остаются государства Восточной и Южной Азии: Китай, Япония, Индия, Тайвань, Южная Корея. В станы ЕС идет менее 30% катарского экспорта. Временный рост поставок газа в Европу был обусловлен либо стремлением перебросить часть СПГ с азиатского направления, чтобы не допустить его «перегрева», либо стремлением заработать дополнительные деньги как правило в зимний период, когда цены на СПГ в Европе выше, чем в Азии. Азия остается для катарцев безусловным приоритетом. Во-первых, цены на СПГ на Дальнем Востоке и в Индии в обозримый период будут расти, чего не скажешь о Европе. Кроме того, работать на азиатском рынке комфортнее, чем на европейском, зарегулированном многочисленными правилами Евросоюза.

Если сейчас Доха перебросит часть газа, предназначенного для Восточной Азии в Европу, на рынках АТР начнется существенный рост цен. В результате часть потребителей откажутся от газа и перейдут на уголь и нефть. Кроме того, катарскую нишу могут занять другие экспортеры. В настоящее время тремя главными экспортерами СПГ в Азиатско-Тихоокеанский регион являются Австралия, Катар и США. Несмотря на торговую войну с китайцами, США в 2021 году заключили с КНР долгосрочный контракт на поставки газа и оттеснили эмират со второго на третье место в списке экспортеров СПГ в Поднебесную. В Дохе считают, что предложение спасти ЕС может быть хитрой уловкой со стороны американцев. США побуждают катарцев войти в Европу, а сами будут отжимать у них потребителей в Азии.

В-третьих, существуют политические препятствия для того, чтобы Катар смог стать заменой России на газовом рынке Европы. Катарцы готовы вести экономическую войну за долю на газовом рынке, но не хотят политического противостояния, особенно с таким могущественным игроком как Россия. Катар всегда позиционировал себя в качестве влиятельной, но нейтральной державы, выступающей посредником в разрешении международных конфликтов. Весной 2021 года Доха отказалась участвовать в инициированной украинским правительством Крымской платформе, но проявила готовность обсуждать возможность поставок газа на Украину через территорию Польши. В 2014-2019 годах, в период крайне напряженных отношений с Египтом и ОАЭ, Катар, тем не менее, добросовестно выполнял свои обязательства по поставкам газа в эти страны. С 2014 года катарцы, воспользовавшись украинским кризисом, постепенно наращивали свое присутствие в Европе  (Польша, Италия, Франция). В то же время они всегда заявляли, что это обусловлено экономическими, а не политическими причинами. Одновременно они избегали заходить на рынок Германии и Австрии, считающийся российской вотчиной.

Разумеется, все это не означает, что Катар совсем не заинтересован в европейском рынке. Руководители Qatar Petroleum заявляют, что готовы работать с европейцами, но делать это на долгосрочной, стратегической основе. Они не хотят быть «пожарной командой», призванной ликвидировать последствия украинского кризиса. Для усиления присутствия Катар как экспортера на рынке Европы необходимо выполнение ряда условий. Прежде всего, увеличением свободных объемов газа, находящихся в катарском распоряжении. Сейчас Катар сталкивается с нехваткой газа, но в течение пяти лет он может столкнуться с его избытком. Дохой поставлена амбициозная задача довести производство СПГ с нынешних 106 до 175 млрд куб. м к 2027 году.

Кроме того, Доха рассчитывает на поставки газа в Европу на выгодных для себя условиях. Еще осенью 2021 года катарцы выдвинули руководству три условия расширения экспорта СПГ в Европу, которые могут войти в противоречие с общепринятыми европейскими правилами.

Во-первых, исключить реэкспорт катарского газа из Евросоюза в третьи страны, особенно катарским традиционным клиентам в Азии.

Во-вторых, Брюссель должен прекратить расследование рыночной политики Катара, начатое в 2018 году.

В-третьих, торговля возможна на основе долгосрочных соглашений, а не спотовых сделок.

Таким образом, Катар сможет составить России конкуренцию при экспорте газа в страны ЕС, но это состоится не ранее, чем через 5-6 лет, когда и если осторожные правители эмирата обеспечат  для себя максимально выгодные и комфортные условия таких поставок.

52.27MB | MySQL:103 | 0,414sec