Ситуация в Алжире: январь 2022 г.

5 января было объявлено, то после трех месяцев отсутствия посол Алжира в Париже вернется к исполнению своих обязанностей начиная с 6 января. Тем самым Алжир сделал жест, призванный прекратить серьезный дипломатический кризис с Францией накануне 60-летней годовщины завершения войны в Алжире (1954 – 1962 гг.).

Как отмечалось в коммюнике канцелярии президента АНДР, Абдельмаджид Теббун принял посла Алжира во Франции Мухаммеда Антар-Дауда, который «вернется к исполнению своих обязанностей 6 января».

Напомним, что Алжир отозвал своего посла из Парижа 2 октября 2021 г. в знак протеста против приписанных газетой «Монд» президенту Франции Эммануэлю Макрону высказываний о том, что Алжир после достижения независимости в 1962 г. существует благодаря «мемориальной ренте», поддерживаемой «политико-военной системой». Он также задался вопросом – а существовала ли алжирская нация до начала французской колонизации в 1830 г.

В качестве другого жеста протеста Алжир запретил французским военным самолетам полеты в воздушном пространстве АНДР. Такие полеты выполнялись регулярно в рамках материально-технического обеспечения антитеррористического контингента «Бархан», развернутого в странах Сахеля.

Напомним, что еще 9 ноября 2021 г. Э.Макрон через своего советника сообщил, что он «сожалеет из-за полемики и недоразумений» с Алжиром, заверив, что поддерживает «самое большое уважение к алжирской нации и ее истории».

В начале декабря 2021 г. в попытке разрядить кризис в двусторонних отношениях в Алжире с визитом побывал глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан.

Несмотря на сложности в отношениях с Алжиром, 26 января Э.Макрон сделал сильное заявление в поддержку тех французов (включая алжирского происхождения), которые выступали за французский Алжир. В выступлении перед родственниками репатриантов из Алжира он назвал «непростительным для Республики» расстрел в 1962 г. в Оране манифестации сторонников французского Алжира, отметив, что он должен быть признан. Трагедии в Оране и Алжире (26 марта 1962 г.) имели место уже после подписания Эвианских соглашений от 19 марта 1962 г.

29 января Елисейский дворец сообщил, что в тот день состоялся телефонный разговор между Э.Макроном и А.Теббуном. Обсуждался, в частности, вопрос «примирения памяти о колонизации и войне в Алжире». Согласно коммюнике, Э.Макрон «вернулся к последним инициативам Франции относительно примирения памяти о колонизации и войне в Алжире, он договорился с алжирским коллегой, в частности, о работе по поиску пропавших без вести и поддержания европейских кладбищ в Алжире».

11 января Алжир напомнил о своей роли в событиях вокруг Мали, выступив с предостережением против негативных последствий «долгого переходного процесса» в этой стране, который предусматривает правящая в ней военная хунта. Он же предложил малийским военным принять «ответственную и конструктивную» позицию. Согласно коммюнике канцелярии главы АНДР, президент Алжира Абдельмаджид Теббун принял 6 января малийскую делегацию  высокого уровня. В ходе встречи он настаивал на том, то переходный период в Мали продолжался от 12 до 16 месяцев. Малийские военные ранее заявляли, что хотели бы видеть переходный процесс продолжительностью 5 лет. Затем они согласились на 4 года.

«Алжир призывает все стороны к сдержанности и новым обязательствам в поддержку диалога с тем, чтобы не усугублять кризис в регионе, — отмечалось в коммюнике. – Алжир выражает свое намерение активно сопровождать Республику Мали и Экономическое сообщество стран Западной Африки на спасительном пути поиска взаимопонимания, которое служило бы высшим интересам братского малийского народа».

Протяженность совместной границы между двумя странами составляет 1400 км. В 2015 г. именно в Алжире было подписано мирное соглашение между Бамако и вооруженными группировками сепаратистов, действовавших на севере Мали.

16 января новый эмиссар ООН по Западной Сахаре Стаффан де Мистура в ходе первой поездки в регион в этом качестве встретился в районе алжирского города Тиндуф с главой Фронта ПОЛИСАРИО Брагимом Гали. Согласно алжирскому информационному агентству АПС, в ходе встречи, проходившей в одном из лагерей сахарских беженцев, глава сепаратистского (по отношению к Марокко) движения вновь высказался «за справедливое и взвешенное решение» конфликта в Западной Сахаре, которое бы «гарантировало сахарскому народу его право на самоопределение и полную независимость».

Де Мистура вступил в должность в ноябре 2021 г. Его первое турне в регион проходило на фоне резкого обострения отношений между Марокко и Алжиром. Первым остановочным пунктом в ходе поездки эмиссара был Рабат. Его визит в Марокко практически не освещался. После Тиндуфа де Мистуру ждали в Алжире. Затем он направился в Мавританию.

22 января заместитель генерального секретаря Лиги арабских государств (ЛАГ) Хоссам Заки сообщил, что ежегодный саммит ЛАГ, планировавшийся 22 марта в Алжире, будет перенесен из-за пандемии. Саммиты ЛАГ не проводились по этой причине уже три года подряд. По его словам, очередной перенос саммита сделан с ведома Алжира. Новая дата саммита может быть объявлена 9 марта в ходе встречи глав МИД стран ЛАГ.

Обычно саммиты ЛАГ проходили в марте. Последняя по времени такая встреча состоялась в марте 2019 г. в Тунисе. Из-за пандемии саммиты ЛАГ в 2020 и 2021 годах были отменены. Предстоящий саммит в любом случае считается очень важным для Алжира, который пытается расширить свое влияние на международной политической сцене в контексте обострившихся отношений с Марокко и амбициями более активного участия в решении конфликтов в зоне Сахеля, и в частности, в Мали.

Повестка дня предстоящего саммита остается неизвестной в условиях, когда в арабском мире есть несколько конфликтов и кризисов, и в частности, в Йемене, Судане, Ливии и Сирии.

28 января Министерство национальной обороны Алжира объявило, что днем ранее в боестолкновении близ границы с Нигером в районе Ин Гуэззам погибли 2 алжирских военных, были уничтожены 2 джихадиста.

30 января новый «залп» в алжиро-марокканской тяжбе из-за Западной Сахары сделал посол Амар Белани, занимающий пост специального посланника Алжира по этой проблематике. Он вновь обвинил Марокко в «убийстве гражданских лиц» за пределами международно признанных границ сахарских провинций с использованием «сложного оружия». Под этим понятием подразумевались ударные беспилотники «Байрактар», которые ранее королевство получило из Турции.

Ранее сообщалось, что 3 ноября 2021 г. Алжир объявил о гибели в Западной Сахаре трех своих граждан в результате авиаудара, приписанного Марокко. Удар был нанесен 1 ноября по грузовикам, направлявшимся из Нуакшота (Мавритани) в Уарглу (Алжир). Автодорога между Нуакшотом и Уарглой протяженностью 3,5 тыс км проходит на одном участке через Западную Сахару. В коммюнике канцелярии президента не уточнялось место инцидента, однако, по данным специализированных СМИ, он имел место в Бир Лахлу, то есть на территории, не контролируемой Марокко. По данным тех же СМИ, для нанесения удара впервые использовался БПЛА «Байрактар», первая партия которых поступила в Марокко в середине сентября. «Их убийство не останется безнаказанным», пообещала канцелярия президента АНДР, осудив «этот акт государственного терроризма».

А.Белани подчеркнул, что инцидент имел место к востоку от «марокканской стены», делящей сахарские провинции на территории, подконтрольные Марокко (примерно 80% территории), и территории, на контроль над которыми пытается претендовать Фронта ПОЛИСАРИО.

3 января генеральный директор государственной нефте- газодобывающей компании СОНАТРАК Туфик Хаккар сообщил, что эта группа в период с 2022 по 2026 гг. намерена инвестировать 40 млрд долларов в разведку, добычу и переработку природного газа и нефти. Из указанной суммы 8 млрд предполагается вложить уже в 2022 г. Он уточнил, что треть от общей суммы предоставят иностранные партнеры. В частности, в планах компании строительство НПЗ в Хасси Мессауд, где находится самое большое в Алжире месторождение нефти, и расширение мощностей НПЗ в Скикде.

Т.Хаккар также сообщил, что объем экспорта группы в 2021 г. составил 34,5 млрд долларов против 20 млрд в 2020 г.

23 января источники подтвердили информацию о том, что Алжир заказал у китайской компании CASC 6 ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) CH-5 Rainbow. Ранее Алжир закупил БПЛА CH-3 и CH-4 производства той же компании. Поставки БПЛА новой партии начнутся в марте и завершатся в течение 2022 г.

БПЛА CH-5 Rainbow имеет характеристики, сопоставимые с американским БПЛА MQ9 Predator. Он может находиться в воздухе 60 часов на высоте 9 км, преодолевать без посадки 10000 км. Способен нести 1 тонну боевой нагрузки. При выполнении ударных и разведывательных миссий способен взаимодействовать с БПЛА CH-3 и CH-4.

Известно также, что Алжир заказал ударные БПЛА Wing Loong 2. Ожидается, что к концу 2022 г. ВВС Алжира будут иметь до 60 ударных БПЛА.

В целом, не приходится сомневаться, что после недавнего кризиса отношения между Алжиром и Францией вернутся к нормальным, поскольку, по многим причинам, он оказался никому не нужным.

52.21MB | MySQL:103 | 0,429sec