Фактор кризиса вокруг Украины в российско-турецких отношениях

Разногласия России и Турции по украинскому вопросу и Крыму не мешают выстраиванию  отношений Москвы и Анкары. Об этом заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, отвечая на вопрос ТАСС, как заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о российском решении по ЛНР и ДНР скажутся на планах визита главы государства Владимира Путина в Турцию.

«Пока никакой взаимосвязи мы не видим. Никто пока не увязывал эти два [обстоятельства]. Вы знаете, что у нас с турками разногласия есть и по Крыму тоже, они давние, но это не мешает нам выстраивать наши отношения. У нас [есть] проблемная часть наших двусторонних отношений, а есть области, где мы достигли изрядных успехов», — сказал Песков.

26 января Р.Т.Эрдоган заявил, что пригласил российского лидера посетить страну. Кроме того, он выразил желание организовать встречу президента РФ Владимира Путина и президента Украины Владимира Зеленского, чтобы они могли «продолжить путь по восстановлению атмосферы мира». В среду, 16 февраля, Эрдоган сообщил о желании провести телефонный разговор с Путиным, чтобы узнать его отношение к идее проведения трехсторонней встречи на высшем уровне в Турции.

22 февраля  администрация турецкого лидера по итогам его телефонных переговоров с Зеленским сообщила, что Эрдоган призвал использовать все возможности дипломатии на международной арене для решения сложившейся на Украине ситуации. Администрация Эрдогана отметила, что в разговоре с Зеленским он «назвал неприемлемым решение» президента России признать Донецкую и Луганскую народные республики.

При этом президент Турции позднее занял более отчетливую позицию  и призвал лидеров НАТО действовать быстро и решительно по ситуации на Украине. Рискнем предположить, что такая позиция обусловлена рядом фактором, и не в последнюю очередь тем фактом, что его предложения о своем посредничестве между Москвой и Киевом были отвергнуты. «Осталось только НАТО», — заявил Эрдоган 23 февраля журналистам, сопровождавшим его в поездке в Демократическую Республику Конго и Сенегал. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил во вторник, что союзники по НАТО развернули тысячи военнослужащих в Восточной Европе и перевели их в режим ожидания, заявив, что они «будут продолжать делать все необходимое, чтобы защитить Альянс от агрессии». Но Эрдоган хочет большего: «НАТО должно определить свою собственную позицию и делать все, что оно будет делать. Как вы знаете, мы не видели сколько-нибудь значительного развертывания вооруженных сил в Украине. Все говорят, но ничего не предпринимают». Эрдоган заявил, что разговаривал со своим украинским коллегой в начале этой недели и сказал ему, что Турция не примет никакой инициативы, которая нарушает Минские соглашения, подписанные в 2014 и 2015 годах после войны на Донбассе — регионе, где находятся Донецк и Луганск, — чтобы обеспечить прекращение огня между двумя сторонами. «Наша позиция такая же, как и в Крыму. Мы показали свое отношение к территориальной целостности Украины и отвергли российскую позицию», — сказал он, имея в виду вторжение России и аннексию региона в 2014 году после февральского Майдана на Украине.  Министерство иностранных дел Турции заявило на этой неделе, что решение России признать Донецкую и Луганскую республики является явным нарушением не только Минских соглашений, но и политического единства, суверенитета и территориальной целостности Украины. «Мы считаем так называемое решение России неприемлемым и отвергаем его»,- заявили в министерстве.

Турция имеет значительные оборонные, торговые и торговые связи как с Россией, так и с Украиной. Киев поставляет Анкаре двигатели для беспилотных летательных аппаратов, а Турция — самое популярное направление для российских туристов. «Мы не можем отказаться ни от Украины, ни от России. Мы надеемся, что хотели бы сделать шаг, который не заставит нас отказаться ни от одного из них. Вот почему я очень ценю саммит лидеров НАТО [предстоящую виртуальную встречу]. Посмотрим, что думают по этому поводу все лидеры. А потом мы сами примем решение», — сказал Эрдоган.  Он  23 февраля также провел телефонный разговор с Путиным и якобы сказал ему, что Турция принципиально не признает шаги, которые нарушают суверенитет и территориальную целостность Украины, говорится в сообщении, опубликованном турецким председательством. Эрдоган заявил во время разговора, что вооруженный конфликт никому не пойдет на пользу, добавив, что Анкара ценит дипломатическое взаимодействие, и повторил свой призыв к диалогу. Министерство иностранных дел Турции заявило 23 февраля, что «»В рамках последних событий в восточных регионах Украины нашим гражданам настоятельно рекомендуется покинуть восточные регионы Украины».

Таким образом, можно констатировать, что Анкара, по крайней мере, публично не только заняла «атлантическую» позицию по украинскому кризису, но и даже выступает за более решительные шаги на этом направлении. Если проще, то Эрдоган пытается  использовать эту ситуацию как новый шанс для разрыва фактического эмбарго на поставки оружия и технологий со стороны стран Запада с точки зрения необходимости координации усилий альянса на украинском направлении.   Он получил какие-то обнадеживающие сигналы от британцев и голландцев в рамках разрешения на поставки определенных типов вооружений и теперь старается расширить это «окно возможностей». Вашингтон и его партнеры также стремятся выступить единым фронтом против России в связи с кризисом на Украине и Эрдоган хочет использовать эту возможность для решения не только проблем ВПК, но и экономических вызовов. В настоящее время Турция имеет дело с нарастающим экономическим кризисом у себя дома, который привел к тому, что она попыталась наладить отношения с западными державами и региональными врагами, такими как ОАЭ, Израиль и Саудовская Аравия. Таким образом, член НАТО Турция пытается найти баланс между своей поддержкой Киева и отношениями с Москвой, которая является крупным торговым партнером и конкурирующей державой в других глобальных горячих точках. При этом воевать на украинской территории турки, безусловно, не хотят и не будут. Насколько оправданны  эти ожидания Эрдогана? Сложно сказать, как могут отреагировать на Западе, но есть несколько серьезных «но» лично для турецкого президента.

1.Это то обстоятельство, что сам Эрдоган персонально является токсичной фигурой для США и ЕС. И там ждут новых выборов в Турции в надежде его ухода с политической сцены. В этой связи какие-то решительные шаги в рамках его интеграции в «политический клуб» коллективного Запада маловероятны, хотя поощрять его к более отчетливой антироссийской позиции на Западе  будут.

  1. На Западе крайне недовольны фактами цензуры и ограничения своих СМИ в Турции, и это пока остается «камнем преткновения» между Анкарой и Брюсселем.

Две международные общественные вещательные компании заявили, что не будут подавать заявки на получение онлайн-лицензий в Турции, что может привести к блокировке их сайтов. «Голос Америки» (VOA) и «Немецкая волна» (Deutsche Welle)  заявили 23 февраля, что откажутся выполнить просьбу турецкой службы по надзору за СМИ RTUK подать заявку на получение лицензии на вещание в течение 72 часов, заявив, что она была разработана для обеспечения цензуры неблагоприятного освещения в прессе. «Угроза заблокировать сайты «Голоса Америки», «Немецкой волны» или любой другой независимой, государственной, профессиональной службы новостей в Турции вызывает тревогу. Независимая журналистика «Голоса Америки» не может быть подвержена этому или какому-либо правительственному контролю, что приводит либо к цензуре, либо даже к ее восприятию», — заявила исполняющая обязанности директора «Голоса Америки» Иоланда Лопес.  Генеральный директор Deutsche Welle Питер Лимбург также раскритиковал то, что он назвал попыткой «ограничить отчетность международных медиа-служб», добавив, что компания обратится в турецкие суды по поводу этого решения. Он сказал, что такая лицензия «дает турецким властям возможность блокировать весь сервис на основе отдельных критических отчетов, если эти отчеты не будут удалены. Это открыло бы возможность цензуры. Мы обжалуем это решение и подадим иск в турецкие суды». Позже VOA поделилась статьями в Twitter о том, как просматривать свой веб-сайт, если доступ заблокирован. После неудачной попытки государственного переворота в июле 2016 года в Турции были закрыты по меньшей мере 180 СМИ, а десятки журналистов были заключены в тюрьму по обвинению в «террористических преступлениях». По данным Freedom House, американской неправительственной организации, занимающейся вопросами демократии и прав человека, Турция находится ниже Мали и Алжира по уровню свободы интернета. Турецкое правительство заявляет, что задержанные журналисты содержатся за пропаганду терроризма или участие в антигосударственной деятельности, а не за свою журналистскую работу. В этой связи крайне показательным индикатором будут дальнейшие действия турецких властей на этом направлении.

52.28MB | MySQL:103 | 0,615sec