Об активизации дипломатических усилий Марокко по нормализации отношений с Европейским союзом

С тех пор как Соединенные Штаты признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой в обмен на нормализацию отношений с Израилем, королевство начало дипломатическое наступление на всех фронтах, чтобы побудить другие государства последовать их примеру. При этом особенное внимание уделяется ЕС. Назначенный в октябре (отметим, после долгих раздумий в отношении кандидата) представителем Марокко в Европейском союзе, Юсеф Амрани является одним из лиц, реализующих эту стратегию. Обладая более чем 30-летним опытом работы на различных должностях в Министерстве иностранных дел Марокко дипломат считается специалистом по одному из самых чувствительных вопросов в Северной Африке — Западной Сахаре. Вопрос о бывшей испанской колонии, классифицированной ООН как «несамоуправляющаяся территория», является источником многолетнего конфликта между Марокко и движением за независимость Западной Сахары — Фронтом ПОЛИСАРИО, который  при поддержке Алжира в августе 2021 года разорвал отношения с Рабатом. Нанятый в 1978 году в качестве гражданского служащего в МИД Марокко, Амрани поднялся по служебной лестнице марокканской дипломатии: консул, посол, генеральный секретарь министерства, делегат-министр и временный поверенный в делах Королевского кабинета — с особым акцентом на Западную Сахару. Его чисто дипломатический профиль контрастирует  по сравнению с его предшественниками. Ахмед Рахху, например, был главой банка и не имел никакого опыта в дипломатии, прежде чем возглавить это стратегическое посольство в период с 2019 по 2021 год. Предшественник Рахху, Ахмед Реда Чами, бывший генеральный директор Microsoft в Северной и Западной Африке и бывший министр промышленности, также не имел опыта работы в области дипломатии до того, как был назначен на эту должность  в 2016 году. Конкретный выбор Амрани был продиктован, как сообщил источник в марокканской дипломатии, «существующей напряженностью в отношениях с некоторыми европейскими странами по сахарской проблеме и необходимостью должным образом защищать свои связанные с Брюсселем интересы». Имеется в виду  дипломатический конфликт с Испанией, вызванный госпитализацией в апреле 2021 года главы Фронта ПОЛИСАРИО Брахима Гали с осложнениями, связанными с коронавирусом, который привел к отзыву марокканского посла в Мадриде и разрыв всех дипломатических отношений с главным коммерческим партнером  королевства в Европе. С тех пор Марокко предпринимает шаги, чтобы убедить своих европейских соседей занять более выгодную для него позицию  по урегулированию западносахарского  конфликта.

В марте 2021 года, Марокко также приостановил все дипломатические отношения с Германией, упрекая его за «антагонистической активности» на следующий день после того, как США признали суверенитет Марокко над Западной Сахарой. Берлин в свою очередь потребовал провести закрытое заседание Совета Безопасности ООН для обсуждения решения бывшего президента США  Дональда Трампа. «Приоритет Амрани, который полностью осведомлен об этом вопросе, будет заключаться в том, чтобы помочь добиться признания суверенитета Марокко над Сахарой европейскими странами, зная, что он уже приобрел опыт в более враждебных ситуациях», — заявил марокканский дипломатический источник,  Амрани  был послом в Колумбии, Эквадоре и Панаме, проживал в Боготе с 1996 по 1999 год, затем в Чили до 2001 года, а затем был направлен в Мексику, Гватемалу, Сальвадор, Гондурас, Коста — Рику, Никарагуа и Белиз. Все они были — и некоторые до сих пор остаются — враждебно настроены по отношению к инициативе Марокко по широкой автономии Западной Сахары.

До назначения на пост посла в ЕС, Амрани был с неофициальной дипломатической миссией  в ЮАР — стране, с которой Марокко разорвало все дипломатические отношения в 2004 году после ее признания Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР).

Его появление в 2018 в Претории не случайно  состоялась за несколько месяцев до того, как  Южная Африка получила  двухлетний мандат в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. Затем перед ним встала задача привлечь южноафриканских граждан и учреждения к плану широкой автономии для Западной Сахары.  Это было трудно, учитывая позицию Претории, но, как полагают в МИД Марокко, ему удалось  защитить позицию Марокко с помощью публикаций и выступлений в южноафриканских СМИ. Бывший политик «Истикляля», националистической партии, для которой марокканский суверенитет в Западной Сахаре был приоритетом с момента обретения страной независимости, он теперь имеет задачу обеспечить соблюдение новой доктрины: никаких торговых сделок без включения территории Западной Сахары. Этот приоритет был установлен королем Мухаммедом VI 6 ноября по случаю 46-й годовщины «Зеленого марша» — мирного марша в оккупированную тогда Испанией Западную Сахару, начатого королем Хасаном II с целью возвращения этой территории. «Тем, кто проявляет расплывчатую или двойственную позицию, мы заявляем, что Марокко не будет участвовать с ними в каком-либо экономическом или коммерческом подходе, который исключил бы марокканскую Сахару», — сказал он. Это было тонкое завуалированное предупреждение Европейскому союзу. Суд ЕС тогда только что отменил две торговые сделки — по сельскохозяйственной и рыбной продукции из Западной Сахары — между ЕС и Марокко. Эта отмена,  последовала за апелляцией, поданной Фронтом ПОЛИСАРИО, после чего ЕС обжаловал решение о восстановлении торговых сделок. Но в любом случае в политике Марокко на европейском направлении наметился явный сдвиг. В то время как у Ахмеда Рахху, по сути, были экономические приоритеты, такие как выведение Марокко из серого списка налоговых гаваней, иммиграция или изменение климата, Юссефу Амрани теперь поручено укреплять отношения между Марокко и Европой, не уступая ни на дюйм в вопросе Западной Сахары.

Если быть еще точнее, то Рабат сейчас выбрал в качестве приоритета для прорыва на европейском  направлении  именно ФРГ. При этом первоначально назначенный еще в прошлом году новый немецкий посол в Марокко Томас Занейзен был уже переведен на другую должность с учетом отказа Рабата принять его. Но теперь он все-таки должен отправиться в королевство и организовать визит марокканского  короля в Берлин. Как говорят источники в самом МИД Марокко,  над процессом нормализацией дипломатических отношений между Рабатом и Берлином витает дух импровизации. Почти через 12 месяцев после того, как Германия спровоцировала серьезный кризис в двусторонних отношениях, Марокко наконец приняло назначение послом Томаса Петера Занейзена, который еще в марте прошлого года  был предложен в качестве замены Гетца Шмидта-Бремме. Это важный индикатор улучшения отношений, или вернее трансформации в этом ключе позиции Рабата.   Проблема заключалась в том, что Мухаммед VI и его министр иностранных дел так долго не соглашались на назначение Занейзена. Когда Марокко в конце концов дало согласие на это назначение в середине января, это стало сюрпризом для Анналены Баербок, министра иностранных дел в новом правительстве Олафа Шольца.  Чтобы предотвратить очередную дипломатическую путаницу, Берлин решил вернуться к плану А: назначить Занейзена послом в Рабат, как только Марокко официально оформит свое согласие, что ему еще предстоит сделать. Тем временем представитель Мухаммеда VI в Берлине Зохур Алауи, отозванная в апреле прошлого года, наконец, вернулась на свой пост в январе. Таким образом, дипломатические отношения имеют ясную перспективу вернуться в нормальное русло. План о намерении  короля Марокко посетить Берлин (президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер пригласил в конце декабря короля совершить государственный визит в Германию), также имеет все шансы быть реализованным.  Однако, по данным дипломатических источников в Рабате, это произойдет не раньше конца года, поскольку тогда ситуация с пандемией коронавируса станет более ясной. Надо найти компромисс по двум политическим вопросам. Германия не может принять просьбу королевства признать его суверенитет над Западной Сахарой, как это сделал Вашингтон в конце 2020 года, не оказавшись в неловком положении по отношению к Европейскому союзу. Вторая тема,  Берлин также утверждает, что только суды могут рассматривать дело Мухаммеда Хаджиба, салафитского активиста с двойным гражданством, который неоднократно угрожает Марокко и выступает против него через социальные сети из своего дома в Дуйсбурге. Одновременно Берлин бы хотел поддержки Рабата в рамках своих миротворческих инициатив по ливийскому досье.  Помимо этого есть  и чисто экономические вопросы.  Рабат также стремится сначала прояснить форму крупного совместного промышленного партнерства, такого как общий план развития «зеленого водорода», изложенный в меморандуме от июня 2020 года. Конкретнее, Рабат старается увязать улучшение дипломатических отношений и предстоящий визит короля с минимизацией  финансовых издержек в рамках строительства  крупнейшей солнечной фермы Марокко Нур Уарзазат. Хотя объект был построен компанией Acwa Power из Саудовской Аравии, выбор технологии концентрирования солнечной энергии (CSP), который оказался в конечном итоге сильно проблематичным, был решительно поддержан донорами, главным из которых был немецкий банк помощи в целях развития KfW, и в значительной степени был продиктован интересами  немецких промышленных групп, таким как Flabeg и Lahmeyer. Теперь Рабат хочет возобновить этот проект и участие в нем немецких партнеров, что невозможно без нормализации двусторонних отношений.  А оно было бы в интересах обеих стран, поскольку Германия ежегодно выделяет королевству несколько сотен миллионов евро помощи, не говоря уже о кредитах банка развития KfW. Более того, такие промышленные гиганты, как Siemens, являются поставщиками крупных марокканских компаний, в том числе и энергетической компании Nareva, которая входит в королевскую холдинговую компанию «Аль-Мада». А это уже личный интерес марокканского монарха.

52.26MB | MySQL:103 | 0,503sec