Об участии Алжира в работе 6-го саммита Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ)

Алжир попытался убедить 20 – 22 февраля на встрече представителей 6-го  саммита Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ или FPEG) в Дохе превратить эту организацию  в подобие «газовой ОПЕК».

Заметим, что на эту встречу в верхах президент АНДР Абдельмаджид Теббун прибыл в Катар за день раньше данного события в том числе для ведения секретных переговоров с руководством последнего, касающихся того, как им действовать в условиях обостряющегося украинского кризиса.

Но обо всем по порядку. По данным алжирских источников, собравшиеся на встречу главы государств и правительств обсудили предложения по поиску путей стабилизации газовых рынков и восстановления их функционирования в среднесрочной и долгосрочной перспективе «в интересах стран-производителей и потребителей».

Они особо отметили, что сегодня интересы стран-потребителей голубого топлива и его производителей вступили в явный конфликт – в то время как первые хотят обеспечить себя газом по «доступным» ценам и гарантировать свою энергетическую безопасность, то последние стремятся подольше сохранить высокую стоимость газа.

Причем как посетовал президент АНДР Абдельмаджид Теббун, потребители газа «отказываются заключать долговременные контракты на 10 – 20 лет, хотя они обеспечивают достаточные гарантии экспорта при относительно стабильных тарифах, и потоки капиталов, позволяющих производителям голубого топлива инвестировать значительные средства в его производителей. И, следовательно, придерживаясь их, оони смогут увеличить добычу газа, гарантировать его бесперебойные поставки и тем самым понизить его стоимость».

По имеющимся данным, в том числе с этим предложением президент Алжира обратился и к катарскому эмиру.

Между тем, по данным алжирских источников, как показал украинский кризис, «позиция европейских потребителей уязвима. Он продемонстрировал, что риски Западом не всегда хорошо оцениваются, и что расчет на то, что конкуренты России смогут восполнить ее производство газа, не оправдались, хотя Европа пытается блефовать и утверждать обратное».

В частности, алжирской критики заслужило недавнее заявление председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен относительно того, что ЕС «может обойтись без российского газа этой зимой, если Москва примет решение о сокращении или прекращении поставок».

Причем по данным алжирских источников, президент АНДР А.Теббун и эмир Катара выразили сожаление относительно того, что не смогли лично пообщаться с главой Российского государства Владимира Путина. Также по их информации их желание не могло быть полноценно удовлетворено его посланником на ФСЭГ в лице министра энергетики России Николая Шульгинова, как и переданное главе Катара им специальное послание от президента РФ.

И понять их разочарование можно – ведь Россия по запасам голубого топлива, равно как и его добыче, является крупнейшим государством ФСЭГ, и без Владимира Путина им было сложно принять какое-то решение в рамках этой организации.

Что же касается алжирской позиции, то президент АНДР А.Теббун пытался задавать тон на этой встрече в верхах. В частности, он выступил во ФСЭГ со следующими тезисами: «Алжир признан надежным дистрибьютором и поставщиком природного газа на протяжении более полувека и намерен им оставаться. Страна всегда выполняла свои обязательства перед клиентами, в том числе во время экономического спада или в условиях ухудшения ситуации с безопасностью 1990-х годов. Алжир всегда призывал к стабильности на газовом рынке, способствуя диалогу вокруг долгосрочных контрактов.

При этом глава АНДР напомнил, что «Алжир является пионером в области разведки и разработки природного газа» и находился «во главе прогресса этой отрасли». Доказательством тому, по его данным, служит «создание им первых в мире установок по сжижению и станции по экспорту сжиженного газа, а также доставка первой коммерческой партии СПГ.

В этой связи он позволил себе громкое предложение, в последние годы буквально «висевшем в воздухе», относительно преобразования ФСЭГ в подобие «газовой ОПЕК». Так, по мнению Абдельмаджида Теббуна, «Алжир считает, что эта организация способна играть в современном энергетическом ландшафте более эффективную роль в продвижении использования природного газа и налаживании конструктивного и плодотворного диалога между различными участниками газового рынка».

Глава АНДР добавил, что Алжир, поддерживая его, «подтверждает свою приверженность укреплению наших общих интересов и призывает наш форум стать более активным участником во всех вопросах, связанных с природным газом, особенно в вопросах содействия сотрудничеству между странами-членами в этой области».

Президент АНДР подчеркивает, что она как «член-основатель ФСЭГ постоянно демонстрирует важность газа для устойчивого развития, в частности, в первой декларации, принятой в Дохе в 2011 году, отметив, что эта положительная роль природного газа подтвердилась и теперь, во время кризиса в области здравоохранения, вызванного пандемией COVID-19».

Он особенно остановился на том, что данная «встреча на высшем уровне проводится в условиях глобального обострения множества проблем, включая доступ к здравоохранению, энергетике и устойчивому развитию. Наша способность как международного сообщества, производителей, потребителей и организаций совместно решать эти проблемы зависит от того, какие варианты будут приняты сегодня», — подчеркнул Абдельмаджид Теббун, объяснив, что сегодня Форум является «признанной международной правительственной организацией, способной привлечь внимание ко многим приоритетным вопросам».

Следуя его логике, участникам встречи осталось лишь договориться о регулировании газового рынка. Причем для придания ФСЭГ более серьезного статуса Теббун предлагает «мобилизовать больше субъектов, убежденных в важности природного газа для решения текущих и будущих задач путем присоединения новых государств-экспортеров и производителей природного газа, укрепления их роли и защиты их интересов посредством диалога с государствами-потребителями газа как основного двигателя развития своей экономики».

Речь, по его словам, также идет о совместном поиске лучших способов обеспечить его место в энергетических системах и повысить ценность этого стратегически важного сырья на международных рынках как носителя «чистой, гибкой и доступной энергии настоящего и будущего». Поскольку, по мнению Теббуна, природный газ занимает приоритетное место в международных экономических отношениях благодаря его значительным запасам, имеющимся в наших странах».

При этом он особо подчеркнул, что «эта энергия не является возобновляемой, и ее развитие требует колоссальных инвестиций». Иными словами, он использовал трибуну ФСЭГ в качестве рекламы своего энергетического сектора для иностранных вложений. Также Теббун призвал найти «эффективные технологические решения для улучшения качества природного газа как носителя чистой энергии, чтобы обеспечить его доступность и конкурентоспособность на рынке».

Однако заметим, что проблема, по данным алжирских источников, состоит в том, что центральные страны организации ФСЭГ пока не разделяют подобные желания Алжира относительно установления высоких цен на голубое топливо по своему усмотрению на длительное время.

Так, с одной стороны, одной из центральных газовых держав является Катар, гарантом безопасности которого (и его руководства) служат США, располагающие на его территории крупной военной базой, и пытающиеся сегодня задавать тон на мировом энергетическом рынке. Соответственно, представляется сомнительным, чтобы он поддержал столь неоднозначную инициативу.

С другой стороны, Катару, с учетом объемов его производства и численности населения алжирские проблемы относительно стремления увеличить газовый экспорт представляются неактуальными.

Кроме того, Алжир несколько разочарован позицией России, которая, по данным его источников, не желает себя связывать обязательствами по ФСЭГ с учетом ее газовых ресурсов, ведь в данном случае ей придется действовать как минимум с оглядкой в том числе на «малые газовые страны» вроде Тринидада и Тобаго, что не позволит совершать быстрые «газовые маневры».

Напомним, что во ФСЭГ входят 11 стран: Россия, Катар, Иран, Алжир, Боливия, Египет, Экваториальная Гвинея, Ливия, Нигерия, Тринидад и Тобаго и Венесуэла, владеющие более чем 70 процентами мировых запасов газа, причем основная часть его объемов приходится на первые три страны.

Между тем, представители руководства АНДР безмерно благодарны России за то, что она фактически спасла  Алжир от финансового краха (временно его отсрочила) своими действиями, поднявшими стоимость нефти и газа на мировом рынке. И, как представляется, оно, несмотря на некоторое информационное подыгрывание Западу относительной мнимой готовности «заменить российский газ» своим, реально пытается Москву и других крупных газовых игроков уговорить торпедировать западные же планы на дешевый газ. И это как минимум в среднесрочной перспективе.

Однако сейчас это представляется несвоевременным.

Что же касается желания Алжира получить катарские инвестиции, то здесь, судя по имеющимся данным, Доха не готова полноценно работать по алжирскому же правилу 51/49. Согласно ему, иностранный инвестор может обладать не более 49 процентами акций в подобных проектах, причем остальные 51 должны приходиться на оператора из АНДР. При таком раскладе работа в этой стране в газовом сегменте пока представляется малоинтересной. Однако она готова пересмотреть это отношение в случае получения для себя эксклюзивных условий сотрудничества.

52.24MB | MySQL:103 | 0,531sec