О турецкой реакции на операцию РФ в Донбассе. Часть 1.

24 февраля с.г. Российская Федерация начала операцию на Донбассе, целью которой была провозглашена демилитаризация и денацификация Украины. Эта операция стала логическим следствием признания Россией ДНР и ЛНР и очередным эпизодом в нынешнем витке противостояния между Западом / НАТО и Россией. Следует рассматривать данную операцию в качестве обещанного Россией «военно-технического ответа» в случае, если требования России относительно гарантий её безопасности будут проигнорированы Западом.

С самой первой реакцией на тему начатой операции выступил турецкий МИД. В частности, им был опубликован пресс-релиз за №64. Неофициальный, авторский перевод пресс-релиза – ниже:

«Считаем неприемлемой военную операцию, начатую Вооруженными Силами Российской Федерации против Украины, и отвергаем ее.

Это нападение, помимо нарушения Минских соглашений, является грубым нарушением международного права и представляет серьезную угрозу безопасности нашего региона и всего мира.

Веря в необходимость уважать территориальную целостность и суверенитет стран, Турция выступает против изменения границ с применением оружия.

Призываем Российскую Федерацию немедленно прекратить это несправедливое и противоправное действие.

Наша поддержка политического единства, суверенитета и территориальной целостности Украины будет продолжена».

Около полудня по турецкому времени (совпадает с московским – И.С.) началось экстренное заседание Совета национальной безопасности Турции под председательством президента Реджепа Тайипа Эрдогана.

Во встрече приняли участие: вице-президент Фуат Октай, министр национальной обороны Хулуси Акар, министр внутренних дел Сулейман Сойлу, начальник Генерального штаба генерал Яшар Гюлер, глава Национальной разведывательной организации Хакан Фидан, глава Управления по связям с общественностью Фахреттин Алтун, директор канцелярии администрации президента Хасан Доган и пресс-секретарь президента Ибрагим Калын. Как было сообщено, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу не смог присутствовать на встрече из-за своего визита в Казахстан.

К 15.30 по турецкому времени Управление по связям с общественностью при администрации президента Турции опубликовало сообщение следующего содержания о состоявшемся срочном телефонном разговоре между президентами Р.Т.Эрдоганом и В.Зеленским.

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с Президентом Украины Владимиром Зеленским. На встрече обсуждались нападение России на Украину и последние события».

Как можно заметить – достаточно минималистичная информация и крайне обтекаемые формулировки со стороны Управления по связям с общественностью – рупора турецкого президента, сообразно чрезвычайности момента.

Специального заявления по ситуации на Украине со стороны президента Р.Т.Эрдогана вплоть до написания данного материала опубликовано не было (около 19.15 мск).

Единственное, что было опубликовано со стороны президентского офиса – это сообщение следующего содержания:

«Президент Реджеп Тайип Эрдоган принял делегацию Союза международных демократов в Президентском комплексе.

В своем выступлении во время встречи, президент Эрдоган заявил, что военная операция России против Украины неприемлема и что Турция отвергает ее.

«Этот шаг, который мы рассматриваем как нарушение международного права, является тяжелым ударом по региональному миру, спокойствию и стабильности» (заявил турецкий президент).

Президент Эрдоган заявил: «Мы искренне опечалены такой конфронтацией между Россией и Украиной, которых мы считаем близкими друзьями, с которыми у нас тесные политические, экономические и социальные отношения.

Я повторил г-ну Зеленскому, с которым я только что разговаривал, что Турция поддерживает борьбу, которую Украина ведет за защиту своей территориальной целостности. Мы внесем свой вклад в обеспечение безопасности жизни всех, кто живет на Украине, особенно наших граждан и наших татарских братьев и сестер в регионе».

Президент Эрдоган продолжил свое выступление следующим образом: «Мы вновь призываем к урегулированию проблем между Украиной и Россией, с которыми нас связывают глубокие исторические и дружеские отношения, путем диалога в рамках Минских соглашений».

Можно сказать, что приведенное выше – это первая турецкая реакция на начало Россией военной операции, говоря условно, на Донбассе. «Условно» — потому что совершенно очевидно, что размах её – шире, чем границы, даже административные, ДНР и ЛНР.

Сделаны эти заявления, заметим, на фоне давления, которое попытался оказать на Турцию МИД Украины и посольство Украины в стране.

В частности, Украина попросила Турцию закрыть проливы Босфор и Дарданеллы для российских кораблей, заявил посол Украины в Анкаре.

«Мы призываем закрыть воздушное пространство, проливы Босфор и Дарданеллы. Мы передали турецкой стороне наше соответствующее требование. В то же время мы требуем введения санкций в отношении российской стороны», — заявил посол Василий Бондарь на пресс-конференции. в Анкаре.

Накануне Бондарь сообщил агентству Reuters, что Киев рассматривает присутствие российских военных кораблей на побережье Черного моря вблизи Украины как угрозу и что Украина попросит Анкару рассмотреть вопрос о закрытии черноморских Проливов для российских кораблей в случае «вторжения Москвы». Далее, по сообщениям турецких СМИ, посол Украины в Турции Василий Бондарь обратился в МИД Турции со списком украинских «требований» (было использовано слово demands), включая закрытие доступа России к морским границам Турции в Черном море.

Однако, как мы можем заметить, это украинское давление не произвело на Турцию впечатления. Турция заняла исходно весьма сдержанную позицию, которая, впрочем, может быть скорректирована с учетом позиции Запада / НАТО.

52.21MB | MySQL:103 | 0,523sec