Ситуация в Турции: март 2009 г.

Важнейшим событием для Турции, которое окажет существенное влияние не только на перспективы развития внутриполитической ситуации, но и может скорректировать отдельные направления внешней политики страны, стали муниципальные выборы. 29 марта Турция избрала местные органы власти сроком на пять лет. В выборах приняли участие более 83 процентов турецких избирателей. 19 политических партий предложили им своих кандидатов на посты руководителей муниципальных образований различного уровня.

В связи с проведением выборов по всей Турции были усилены меры безопасности. Только в Стамбуле для обеспечения правопорядка власти задействовали более 10 тысяч сотрудников спецслужб. По всей стране в день голосования был введен жесткий запрет на продажу всех спиртных напитков. Тем не менее, организаторам не удалось предотвратить ряд стычек на избирательных участках, в результате которых погибло пять человек, более ста ранено.

Убедительную победу вновь одержала правящая Партия справедливости и развития /ПСР/, набравшая 40,1 процентов голосов избирателей. ПСР победила в 10 из 16 крупнейших городов Турции, включая Анкару и Стамбул. Примечательным является тот факт, что в Диярбакыре победила прокурдская Партия демократического общества /ПДО/. ПДО в соответствии с общими итогами вошла в пятерку сильнейших в стране политических партий по общему количеству отданных за нее голосов избирателей. Это говорит о том, что именно курдский вопрос приобретет в ближайшей перспективе особо острое звучание на внутриполитическом поле Турции. На втором месте, как и ожидалось, основная оппозиционная Народно-республиканская партия /НРП/ с 28 процентами голосов избирателей. Не исключены пересчет голосов, отмена результатов выборов в ряде муниципальных образований. Окончательные официальные итоги выборов будут объявлены Высшим избирательным Советом Турции, но они не внесут принципиальных изменений в нынешний расклад сил.

Премьер-министр Турции, лидер правящей Партии справедливости и развития Реджеп Эрдоган, несмотря на убедительную победу своих однопартийцев, заявил, что не удовлетворен результатами выборов. Это связано с потерей партией от трех до семи процентов голосов избирателей по сравнению с результатами аналогичных выборов в марте 2004 года и всеобщих парламентских выборов 2007 года. В частности, шоком для руководства ПСР стало поражение партии в Анталье, где победил бывший ректор Средиземноморского университета и глава Межуниверситетского союза ректоров Мустафа Акайдын, возглавивший в 2008 году кампанию против разрешения ношения в вузах тюрбана (традиционного женского мусульманского платка) и известный резкими критическими заявлениями в адрес президента А.Гюля и правящей партии.

Глава правительства пообещал тщательно проанализировать итоги выборов и сделать соответствующие выводы. После выборов уже состоялось заседание правительства и руководящего исполнительного совета ПСР. Подробности жесткого разговора лидера партии и главы правительства со своими подчиненными тщательно скрываются от прессы, однако известная своей близостью к властным структурам газета «Сабах» опубликовала прогнозы о возможной отставке ряда членов кабинета министров, именно тех министров, которые отвечали за муниципальные образования, где ПСР потерпела поражение.

По оценкам экспертов, правящая в Турции партия по итогам выборов в местные органы власти сохранила в целом свои позиции для продолжения реформ на внутриполитическом поле, разновекторной внешней политики, продолжения курса на вступление в Европейский Союз в качестве полноправного члена, развитие связей с арабскими странами и соседними государствами. Одним из приоритетных направлений останутся, как и прежде, отношения с Россией, которые именно в годы нахождения у власти правительства ПСР приобрели формат многопланового партнерства. Стабильный политический диалог, в т.ч. на самом высоком уровне, и объем торгово-экономического сотрудничества в 38 млрд. долларов США подтверждают это. Что касается отношений с США, то здесь, в связи с нерешенностью курдской проблемы, не исключается вероятность определенных сложностей в наметившемся процессе налаживания отношений Турции с новой американской администрацией.

Трудно согласиться с выводами ряда западных экспертов, которые поспешили сделать далеко идущие выводы по результатам выборов в местные органы власти и утверждают, что потеря ПСР части голосов избирателей является «началом конца правящей в Турции партии». Жесткая дисциплина в партии, хорошо подобранные кадры высшего и среднего звена, прочные позиции во всех провинциях страны /кстати, очень важное отличие ПСР от всех остальных политических партий/ позволят, думается, устранить те недостатки и ошибки, которые стали причиной поражения ПСР в ряде муниципальных образований. Опрометчиво говорить о «закате» партии, которая набирает на выборах больше голосов, чем получают в сумме обе оппозиционные партии /НРП и Партия националистического движения /ПНД/, занявшие соответственно второе и третье место.

Из внешнеполитических вопросов следует выделить продолжающийся турецко-армянский диалог по вопросу нормализации двусторонних отношений. Именно этот вопрос стал сегодня одним из основных для турецкой внешней политики.

Действительно, Турция и Армения за последний год проделали огромную работу по налаживанию двусторонних отношений. Состоялись ряд встреч на высшем и высоком уровне. Кстати, очередная встреча министров иностранных дел состоится 16 апреля в Ереване в рамках заседания глав дипломатических ведомств стран-участниц Организации Черноморское экономическое сотрудничество /ОЧЭС/. В результате уже сегодня Анкара и Ереван существенно сблизили свои позиции и, главное, пришли к пониманию о необходимости использовать в процессе урегулирования дипломатию «малых шагов». И первым таким шагом на этом очень сложном пути будет, по мнению турецких, экспертов, открытие турецко-армянской границы.

Результатом такого поступательного развития турецко-армянского диалога и стало заявление министра иностранных дел Турции Али Бабаджана о том, что «урегулирование отношений между Арменией и Турцией никогда еще не было столь близким». «Не говорю, что мы пришли к какой-то договоренности, но мы очень близки к этому», — подчеркнул глава турецкого внешнеполитического ведомства.

Примечательным является и тот факт, что усилия политиков Турции и Армении позитивным образом сказываются и на общественном мнении двух стран. Так, представители турецкой интеллигенции организовали акцию «Армяне, простите нас». Под петицией с извинениями, помещенной в Интернете, подписалось около 340 тысяч человек. Около двухсот представителей турецкой интеллигенции, являющихся организаторами этой акции, предлагали судить по ст. 301 Уголовного кодекса Турции. Однако, уголовный суд одного из столичных районов Синджан аннулировал 2 марта требование об их привлечении к уголовной ответственности. В постановлении суда отмечается, что в судебном наказании нет необходимости, так как «противоположные мнения защищены правом свободы слова и совести в демократическом обществе».

Наряду с этим, прозвучали предложения и о реализации совместных проектов. В частности, премьер-министр Армении Тигран Саркисян заявил о заинтересованности Армении в участии России и Турции в сооружении нового блока атомной электростанции. Планируемая стоимость строительства 5 млрд. долларов США.

С учетом позитивного на сегодняшний день развития событий в сфере российско-турецкого сотрудничества в сфере атомной энергетики, этот проект действительно может стать основой и для политических договоренностей между Турцией и Арменией. В связи с этим, турецкие эксперты обратили особое внимание на заявление президента Турции Абдуллаха Гюля в рамках недавнего российско-турецкого саммита в Москве о ключевой роли России, с учетом уровня ее отношений с Анкарой и Ереваном, в деле укрепления мира и стабильности на Южном Кавказе. А открытие турецко-армянской границы может укрепить взаимное доверие и помочь в решении ряда других проблем в регионе.

Успешно идут переговоры и о поставках в Турцию электроэнергии из Армении. Это свидетельствует о постепенном формировании экономической основы для достижения договоренностей об урегулировании турецко-армянских отношений, что позволит легализовать значительные финансовые средства. Ведь на сегодняшний день теневой товарооборот между Арменией и Турцией составляет примерно 25% от всего товарооборота Армении.

Интересен в связи с этим прогноз газеты Wall Street Journal со ссылкой на дипломатические источники. По мнению газеты, Армения и Турция могут уже 16 апреля объявить о договоренности об открытии границ и восстановлении отношений. Сроки соглашения увязываются с графиком визита в Турцию президента США Барака Обамы, который запланирован на 6 апреля. «Турецкое и армянское правительство согласовали условия для открытия формальных переговоров в трех направлениях — открытия и утверждения границы, возобновления дипломатических отношений и создания комиссий для рассмотрения спорных вопросов, включая связанные с историей взаимоотношений двух народов», — пишет газета.

Прогноз газеты поддержал и сопредседатель Группы дружбы с Турцией в Конгрессе США Роберт Уэкслер. Американский политик после контактов в Турции на высшем уровне, выступая в Конгрессе 1 марта, заявил, что «открытие турецко-армянской границы ожидается в ближайшие дни». Действительно, анализ событий на этом направлении показывает, что Анкара и Ереван сделали довольно важные шаги в этом направлении. Однако, думается, что для принятия вышеуказанного решения требуется согласование еще некоторых важных вопросов. Один из них – убедить в его целесообразности Баку.

У США и Турции есть много общих интересов по многим вопросам, в том числе и по Кавказу. Об этом в интервью турецкой службе «Голоса Америки» сказал замминистра иностранных дел Турции, бывший посол Турции в Азербайджане Унал Чевикёз, который провел в

Вашингтоне встречи с высокопоставленными лицами США с целью подготовки турецко-американского саммита в Анкаре в апреле с.г.

У.Чевикёз, касаясь вопроса турецко-армянских отношений сказал, «что в этом направлении есть определенные приготовления и в ближайшем будущем они будут претворены в жизнь главами МИД двух стран».

Турецкий дипломат также высказался по поводу отношения Азербайджана к данной теме. «Азербайджан является нашим ближайшим соседом по региону и он пристально следит за этим вопросом. С другой стороны между Арменией и Азербайджаном существует неразрешенный нагорно-карабахский конфликт. То, что Азербайджан с пристальным вниманием следит за этими процессами является естественным. Но у Азербайджана нет никаких причин для беспокойства и подозрения. Отношение Турции к карабахской проблеме останется прежним и в этом вопросе нет никаких изменений. Нет сомнений в том, что процесс нормализации турецко-армянских отношений и процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы проходит параллельно», — отметил он. Вот здесь, по мнению экспертов, и возникает основная проблема. Баку аргументировано полагает, что не может быть параллельных процессов, а урегулирование турецко-армянских отношений должно осуществляться вслед за решением карабахской проблемы.

Реальное развитие событий в марте в турецко-израильских отношениях полностью подтвердило наш прогноз о том, что их обострение после известного январского скандала на экономическом форуме в Давосе, где турецкий премьер Реджеп Эрдоган демонстративно покинул зал заседаний после эмоциональной полемики с президентом Израиля Шимоном Пересом, будет постепенно нейтрализовано усилиями обеих сторон. В качестве подтверждения приведем заявление посла Турции в Израиле Намыка Тана, сделанное им на конференции под названием «Куда идут израильско-турецкие отношения?», которая состоялась 13 марта в Тель-Авивском университете. «Стратегические отношения Турции и Израиля чрезвычайно важны для Ближнего Востока и всего мира. На Ближнем Востоке у Израиля нет лучшего друга, чем Турция. Анкара готова продолжить посредничество на израильско-сирийских переговорах», — констатировал турецкий посол.

В сфере внутренней политики следует также обратить внимание на обнародованные в марте некоторые показатели состояния турецкой экономики. Отток иностранного капитала из Турции с сентября прошлого года достиг 9,7 миллиарда долларов США, инвесторы опасаются ухудшения экономической ситуации в стране в связи с мировым финансовым кризисом. С 12 сентября 2008 года по 1 марта этого года падение на главной в стране Стамбульской фондовой бирже (IMKB) достигло 35%, а рост курса доллара по отношению к турецкой лире составил 40%. За это время общий портфель иностранцев на IMKB похудел с 22,3 миллиарда долларов до 18,2 миллиарда.

Серьезные потери несет промышленность, где также достигнуто рекордное падение в 21,3% — худший показатель за всю историю республики. На финансовые рынки Турции негативно влияют как внешние, так и внутренние факторы, такие как сложная ситуация в мировой экономике, опасения углубления экономического застоя в Европе, рост до 140 миллиардов долларов США долга частного сектора, отток иностранного капитала и неопределенность в вопросе заключения нового кредитного соглашения Анкары с Международным валютным фондом. Переговоры турецких властей с МВФ ведутся с мая 2008 года, когда истек срок прежнего трехлетнего соглашения с МВФ на 10 миллиардов долларов. В Анкаре рассчитывают на получение от МВФ 25 миллиардов долларов.

Что касается российско-турецких отношений в марте, то турецкие эксперты обратили особое внимание на высказывание министра иностранных дел Турции Али Бабаджана, сделанное им на совещании министров иностранных дел стран-участниц НАТО в Брюсселе о важности конструктивного диалога с Россией при решении международных проблем. Турецкий министр, комментируя позицию Турции в отношении планов США разместить систему ПРО в Чехии и Польше, подчеркнул, что если бы система была действительно направлена против Ирана, то не возникли бы острые разногласия по этой проблеме между Россией и США. «Это означает, что существуют другие аспекты данного вопроса. Необходимо отказаться от запугивания и политики угроз в отношении России», — констатировал Али Бабаджан.

«От разногласий в отношениях между США и Россией проигрывают обе стороны. Мы считаем, что угрозы не должны становиться частью этих отношений. Все вопросы безопасности должны решаться посредством диалога», — подчеркнул турецкий министр.

Примечательно, что эта позиция турецкой стороны, которая является стратегическим партнером и союзником США по НАТО, озвучена в дни, когда в Турции идет активная подготовка к предстоящему 6 апреля визиту в Анкару президента США Барака Обамы. Новый глава Белого дома уже заявил о значимости позиции Турции в международных делах, приоритетности турецкого направления в американской внешней политике, подчеркнул жизненную необходимость дальнейшего укрепления стратегического партнерства двух стран. Эти заявления, по мнению турецких экспертов, обнадеживают и вселяют надежду на то, что глава новой американской администрации не повторит ошибку своего предшественника и прислушается к мнению своего стратегического партнера по ряду региональных и глобальных проблем, в т.ч. в сфере отношений с Россией.

Свою приверженность диалогу при решении региональных проблем турки продемонстрировали в ходе состоявшихся 4 марта в Москве консультаций спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя министра иностранных дел России А.В.Салтанова с заместителем Министра иностранных дел Турции Ф.Синирлиоглу. Стороны провели обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу проблем Ближнего Востока, включая состояние дел в урегулировании арабо-израильского конфликта на всех его треках, ситуацию в Ираке и Ливане, также роль иранского фактора в регионе. Ф.Синирлиоглу заявил о поддержке российского предложения провести в Москве Международную конференцию по Ближнему Востоку. Обе стороны констатировали близость позиций России и Турции по актуальным проблемам ближневосточного региона, и высказались в пользу создания механизма регулярного обмена мнениями по этой тематике.

В марте Россия и Турция уделили значительное внимание развитию отношений в сфере энергетики. Об этом свидетельствуют переговоры в Анкаре министра энергетики России Сергея Шматко с турецким коллегой министром энергетики и природных ресурсов Хильми Гюлером, а также с премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Во встречах и переговорах принимал участие гендиректор государственной корпорации «Росатом» Сергей Кириенко. Главной темой переговоров был вопрос о строительстве в Турции первой в стране атомной электростанции. Это и объясняет повышенный интерес к визиту российской делегации. Ведь, по оценке специалистов, именно сотрудничество на атомном направлении может вывести российско-турецкие отношения в сфере энергетики на уровень стратегического партнерства.

По итогам переговоров стороны согласились с тем, что Россия и Турция имеют значительный потенциал развития сотрудничества в энергетической сфере. Проведенные консультации показали высокий уровень понимания и доверия сторон. Достигнута договоренность об активизации взаимодействия по реализации совместных проектов.

Как известно, единственным претендентом на сооружение данной АЭС сегодня является консорциум из российских компаний «Атомстройэкспорт», «Интер РАО ЕЭС» и турецкой фирмы Park Teknik. Российский министр по итогам переговоров отметил, что «технологическое предложение консорциума принято, завершается рассмотрение коммерческого предложения. Оно еще не принято». Турецкий министр в свою очередь констатировал, что «оценка российского предложения вступила в завершающую стадию. Сделаны последние штрихи перед тем, как отправить заключение на обсуждение в Совет министров». Если стоимость, заявленная консорциумом, удовлетворит правительство, то к 2012 году Турция сможет получить первую АЭС близ средиземноморского города Мерсин. В ходе переговоров турецкая сторона сообщила, что окончательное решение кабинетом министров страны будет принято после муниципальных выборов, которые, как известно, состоялись 29 марта с.г.. На первом после выборов заседании правительства этот вопрос не рассматривался.

Известный в Турции политолог, председатель Турецкого центра международных отношений и стратегического анализа /TURKSAM/ Синан Оган в эксклюзивном интервью радио «Голос России» следующим образом прокомментировал российско-турецкое сотрудничество и его перспективы в сфере атомной энергетики: «Российско-турецкое сотрудничество в сфере атомной энергетики занимает важное место в отношениях между двумя странами. Однако в течение длительного времени Москва и Анкара не могли предпринять практических шагов по реализации потенциала этого взаимовыгодного сотрудничества. После недавнего государственного визита в Россию президента Турции Абдуллаха Гюля были достигнуты важные договоренности, способствующие реализации этого потенциала. Но в этой области есть сложности, источник которых находится за пределами Турции. Думаю, что эти сложности будут преодолены, они не повлияют на положительные итоги заключительных российско-турецких переговоров по строительству в Турции АЭС и атомная энергетика наряду с газовым и нефтяным направлением станет важной составной частью взаимовыгодного сотрудничества России и Турции в сфере атомной энергетики».

Как известно, источник сложностей за пределами Турции – это негативное отношение Вашингтона к взаимодействию Москвы и Анкары в атомной энергетике. Россия и Турция уже имеют успешный опыт преодоления такого рода препятствий при реализации уникального проекта «Голубой поток». Хочется верить, что судьба атомного тендера будет также решена с учетом национальных интересов России и Турции. О реальности именно такой перспективы развития событий говорит и высказывание министра энергетики и природных ресурсов Турции по итогам переговоров с российским коллегой Сергеем Шматко. Хильми Гюлер заявил, что «у турецкого руководства есть политическая воля к углублению сотрудничества с Россией в сфере атомной энергетики».

После этих переговоров 26 марта состоялся визит в Турцию председателя правления компании «Газпром» Алексея Миллера. Пожалуй, в истории двусторонних российско-турецких отношений трудно припомнить период такого активного диалога двух стран в сфере энергетики. Это и подтвердил после переговоров в Анкаре с Хильми Гюлером Алексей Миллер. По его словам, Турция вышла на второе место по закупкам природного газа у России и является сегодня ее стратегическим партнером в энергетической сфере. Глава российской компании подчеркнул также, что у энергетического сотрудничества двух стран большие перспективы. После 2015 года спрос на газ в Турции значительно возрастет и «Газпром» готов поставлять ей дополнительные объемы газа. «Газпром» всегда приходил на помощь Турции в трудную минуту, когда у нее возникали проблемы », — добавил Алексей Миллер.

Важным итогом анкарских переговоров, по мнению турецкого министра, явилась договоренность двух стран о создании рабочей группы по реализации проекта «Голубой поток-2», который предусматривает поставки российского газа в Израиль и соседние с ним страны. Принципиальное согласие Израиля на участие в проекте имеется.

Примечательным, по мнению турецких экспертов, является и тот факт, что на переговорах в Анкаре обсуждался не только газовый вопрос. Один из самых влиятельных в Турции телеканалов CNN Turk констатирует, что состоялся предметный разговор и о поставках в Турцию нефти и электроэнергии. По этим направлениям, считает министр энергетики и природных ресурсов Турции, также будет налажено взаимовыгодное сотрудничество. Россия готова работать в качестве инвестора, а турецкая сторона уже сообщила о планах строительства газовой электростанции с участием России. Таким образом, Турция становится для России не только рынком сбыта энергоресурсов, но и еще одним окном в Европу и страны Ближнего Востока.

Стабильно развивающееся многоплановое российско-турецкое партнерство предопределило динамичный рост в Турции интереса к русскому языку и получению в России высшего образования. В связи с этим в 2009 году Правительство Российской Федерации приняло решение об увеличении квоты для обучения турецких граждан в высших учебных заведениях России за счет российского бюджета. В соответствии с этим решением в этом году выделено 50 государственных стипендий, что делает Россию одним из лидеров среди стран, предоставляющих турецким студентам аналогичную возможность.

В Анкаре Посольством России совместно с Министерством национального образования Турции были проведены очередные экзамены для турецких студентов, желающих продолжить свое обучение в российских государственных вузах. После первоначального отбора, проведенного Министерством национального образования Турции, к экзаменам были допущены 150 человек. Таким образом, конкурс составил 3 человека на место.

По итогам экзаменов и устного собеседования были отобраны 50 турецких студентов, показавших лучшие результаты. Из них 8 человек пройдут обучение в магистратуре, 8 человек – в аспирантуре и 34 – на курсах русского языка в ведущих российских высших учебных заведениях, в частности, Санкт-Петербургском государственном университете, Российском университете дружбы народов, Московском государственном педагогическом университете, Курском государственном университете, а также в вузах городов Орел и Липецк. Показательно, что турецкая сторона сделала ответный шаг и выделила российским студентам для обучения в турецких вузах 67 аналогичных стипендий.

52.44MB | MySQL:103 | 0,471sec