К итогам Гаагской международной конференции по Афганистану 2009 г.

31 марта 2009 г. в г. Гааге, прошла Международная конференция по Афганистану, на которую собрались представители более, чем 80 стран, получивших приглашение участвовать в этой конференции (кроме Узбекистана, который получил приглашение, но отказался послать своего представителя на конференцию). В работе конференции приняли участие также основные международные организации (ООН – представленная Генеральным секретарем ООН Пак Ги Муном, Европейский союз – представленный Верховным Комиссаром Хавьером Соланой), представители Афганистана (президент Хамид Карзай, министр иностранных дел Спанта – сопредседатель Конференции ), Пакистана (министр иностранных дел Махдум Шах Мехмуд Куреши), Ирана (заместитель министра иностранных дел Ахунзаде), США (госсекретарь Хилари Клинтон), РФ, а также специальный представитель Генсека ООН по вопросам Миссии ООН в целях развития Афганистана Каи Иде (сопредседатель Конференции) и др. В работе Конференции также приняли участие представители международных финансовых учреждений – доноров помощи Афганистану (Всемирный Банк, МВФ) и крупных неправительственных организаций (Фонд Ага Хана и др.).

В целом, Гаагская конференция явилась крупным и представительным международным событием, посвященным проблеме Афганистана. Она продолжила уже сложившуюся международную практику организации и проведения конференций, посвященных Афганистану (в 2004, 2006 гг.). В совместном пресс-релизе по итогам работы Конференции было отмечено, что делегаты встречи пришли к согласию по вопросам значительного возрастания восстановления Афганистана, при этом подчеркивая «центральную роль частной собственности афганцев», а также «усиления концентрации на реализации программы». В заявлении сопредседателей Конференции, Специального представителя Каи Иде, министра иностранных дел Афганистана Дадфара Спанты и министра иностранных дел Нидерландов, страны – хозяйки этого форума, Ферхагена говорится о признании того, что «еще больше энергии и четкого направления действий необходимо для гарантирования более эффективной поддержки Афганистана».

В заявлении также подчеркивается особая важность руководства со стороны Афганского правительства в его действиях по общему направлению стратегической дискуссии о будущем Афганистана».

«Только путем взятия на себя обязательств по комплексной стратегии построения государства, адекватных ресурсов, взаимной отчетности, международной солидарности и регионального сотрудничества мы можем положить конец порочному кругу насилия и страданий в Афганистане», — заявил мининдел Афганистана Спанта.

Будущее видение для Афганистана, выделенное 31 марта в Гааге, имеет четыре главных задачи: укрепление безопасности, наращивание регионального сотрудничества, улучшение экономического роста, и более сильные гражданские институты. Делегаты Конференции подчеркнули, что эффективные, хорошо финансируемые гражданские программы являются такими же необходимыми, как и дополнительные воинские контингенты и подготовка афганской армии и полиции.

Было отмечено, что Миссия ООН по оказанию помощи Афганистану, имеющая штаб-квартиру в Кабуле (UNAMA), должна играть ведущую роль в координации международных действий и помощи. Был выдвинут призыв к Миссии расширить свое присутствие в как можно большем числе афганских провинций.

«ООН должна делать больше, … и мы готовы делать больше, для того, чтобы углублять нашу роль и расширять наше присутствие в стране в целом», — заявил Специальный представитель ООН Каи Иде. «Но время для стратегических дебатов должно теперь подойти к концу. Мы знаем, что надо делать. Теперь приходит время для реализации, на основе признания прав афганцев на развитие, четких приоритетах, и лучшем использовании ресурсов».

Из ряда мер, направленных на то, чтобы укреплять безопасность, было подчеркнуто обязательство по увеличению размера и потенциала Афганских сил безопасности, которые постепенно возьмут на себя лидирующую роль в защите афганского населения. «Афганцы должны быть в состоянии обеспечить безопасность свои гражданам сами», — заявил мининдел Нидерландов Ферхаген. «Международное сообщество будет постепенно отходить от выполнения (своих обязательств по обеспечению безопасности) к роли по оказанию помощи».

Важно отметить, что Гаагская международная конференция по Афганистану явилась первым крупным форумом по Афганистану с момента обнародования новой стратегии администрации президента Б. Обамы в отношении Афганистана и Пакистана. Делегаты конференции в своем широком составе приветствовали эту стратегию, придя к согласию, что увеличенное внимание на вовлечение ближайших соседей Афганистана (Пакистана, Ирана, стран Центральной Азии) является ключом к успеху. Кроме того, этот форум состоялся сразу после конференции по Афганистану, проведенной в Москве 27 марта 2009 года под эгидой Шанхайской Организации сотрудничества (ШОС).

В этом отношении представляется интересным и необходимым в рамках этой статьи кратко проанализировать выступления на Гаагской конференции представителей основных стран, задействованных в реализации этой стратегии. Начинать надо с программного выступления Госсекретаря США Х. Клинтон.

Прежде всего, стоит отметить, что основные приоритеты будущей американской политики в Афганистане Х. Клинтон упомянула в конце своей речи: « Теперь главным центром нашей дискуссии сегодня отводится Афганистану, но мы не можем быть успешными, если те, кто пытается вновь установить прибежище для насилия и экстремизма, действуют из укрытий из-за ближайшей границы. По этой причине, наше партнерство с Пакистаном является очень важным. Совместно, все мы должны дать Пакистану средства, в которых он нуждается, для того, чтобы он боролся с экстремистами в рамках своих границ». То есть получается, что Пакистан – важнейшая часть нового плана американской администрации, о которой Х.Клинтон сказала следующее: « План, который я подчеркиваю сегодня, является продуктом интенсивных консультаций со странами, которые пожертвовали войска и свою поддержку, соседями Афганистана и международными институтами, которые играют жизненно важную роль в будущем Афганистана. Результаты этих консультаций ясны и четки: наша стратегия должна адресоваться вызову и проблемам в Афганистане и Пакистане, она должна интегрировать в себе военную и гражданскую деятельность и поддержку со стороны активной международной дипломатии, и должна покоится на простом обещании, что в то время как мы можем и окажем помощь, будущее Афганистана в конце концов опирается на афганский народ и его избранное правительство. Безопасность является необходимым первым шагом: без нее все другое рухнет. Афганской армии и полиции придется взять на себя лидирующую роль в этом, и они буду поддержаны Международными силами помощи в обеспечении безопасности (ISAF)». Кроме того, Х.Клинтон выразила стремление США интегрировать в мирное афганское общество тех боевиков «Аль-Каиды» и «Талибана», которые, как она сказала «вступили в их ряды не по убеждениям, а из-за отчаяния. Это, на самом деле, — продолжила она, — представляет собой тот случай, когда в это число входит большинство тех, кто воюет вместе с «Талибаном». Им следует предложить почетную форму примирения и реинтеграции в мирное общество, в случае, если они готовы оставить насилие, порвать с «Аль-Каидой» и поддержать Конституцию (Афганистана -авт)». То есть получается, как отмечают сами американские аналитики по региону и Афганистану, что США собираются разговаривать с теми же людьми, которые укрывали «Аль-Каиду», которые держали Афганистан под властью террора, до тех пор, пока их не свергли в 2001 г. И кто же должен входить в их число? Вице-президент Джо Байден распространяет хорошие новости, что 75 процентов членов «Талибана», которые не имеют никаких других побудительных мотивов, кроме «отчаяния» могут быть оторваны от этой террористической организации, но неясно только одно: как США или Афганское правительство придет к таким членам.

На практике, отмечают американские аналитики, если будет использоваться иракская модель генерала Петрэуса (Командующий силами Центрального командования армии США, ответственного за Ирак и Афганистан, а также за Центральную Азию), адресатами американского призыва сложить оружие являются местные полевые командиры и вожди, которых можно переубедить – добрым словом или мешками с деньгами – присоединиться к правильной стороне. В модели Петрэуса в Ираке, однако, те бывшие суннитские враги США были уже у власти в деревнях и городках Ирака. Вопрос, который напрашивается в Афганистане, состоит в том, что рассматривает ли Вашингтон подобное предложение политического влияния для экс-талибов?

И кто должен осуществить такой подход? Как считают американские аналитики, заявление Х. Клинтон указывает, что это будет «Правительство Афганистана», и она не слишком тонко начала свои рассуждения с того признания, что «Президент Х. Карзай, который заполняет важную роль руководства в его стране, и правительство которого помогло сформировать общую комплексную и работающую стратегию, которую мы обсуждаем сегодня». Хотя еще несколько недель назад некоторые американские официальные лица поговаривали о том, что Х. Карзай должен быть ограничен в своей деятельности на посту президента Афганистана или даже смещен с этого поста, и Вашингтон отчаянно пытался не дать возможности Хамиду Карзаю провести быстрые выборы уже в апреле этого года. Теперь же Х. Клинтон говорит о том, что США «обязуются выделить 40 млн долларов помощи для предстоящих выборов в Афганистане». Так что, Х.Клинтон сигнализирует о том, что США — в силу примирения с Карзаем, или из-за отсутствия других вариантов – теперь примут ведущую роль Х. Карзая или его равное участие в политической стратегии? Как нам представляется, дела обстоят именно так.

И еще раз о концовке ее речи на Конференции: Х. Клинтон сказала и том, что «администрация президента Обамы взяла на себя четкое обязательство путем поддержки законопроекта, названного «Программа помощи Керри-Лугара» в отношении Пакистана. Она призвала всех собраться вместе через несколько недель, 17 апреля, в Токио, для встречи «Клуба Друзей демократического Пакистана» для того, чтобы оказать ту поддержку, в которой нуждается пакистанское правительство и народ Пакистана. И «я призываю все страны, находящиеся здесь сегодня в поддержку Афганистана, присоединиться к нам …для оказания помощи Пакистану».

Министр иностранных дел Пакистана М.Ш.М. Куреши в своем небольшом выступлении на этой Конференции, в частности, сказал: « Пакистан уже давно находится на передней линии глобальной кампании против терроризма. На этом фронте мы уже перенесли тяжелые людские потери и огромные материальные потери. Больше пакистанских солдат пали в боях, чем общие людские потери иностранных войск в Афганистане. Наши экономические потери уже в несколько раз больше, чем мы получили в порядке финансовой компенсации». Таким образом, пакистанский министр сразу привлек внимание к тем трудностям, которые испытывает Пакистан в связи с Афганистаном. В конце своей речи мининдел Пакистана еще раз привлек внимание аудитории форума, выдвинув восемь ключевых элементов устойчивого решения проблемы Афганистана. Вот некоторые из них: « Первое: ситуация требует многостороннего, комплексного и сбалансированного подхода, который является эффективным и считается народом (Афганистана-авт.) в качестве справедливого и таким образом, завоюет их сердца и умы. Второе: региональный аспект должен быть основан на строгой приверженности принципам уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства. Чтобы быть эффективным, он должен иметь всецелую поддержку всех заинтересованных сторон…..Четвертое: Чтобы исключить неправильное понимание, иностранные силы должны четко и недвусмысленно сигнализировать о том, что у них нет скрытых целей. Они должны завоевать доверие простого народа, путем широкой кампании по повышению чувствительности ( к их задачам-авт.), направленной на завоевание сердец и умов …. Седьмое: свободный поток оружия, наркотиков и денег должен быть под контролем. Фермерам следует предоставить альтернативные средства к выживанию, а наркотраффик должен быть остановлен. Существует необходимость обратиться к этой проблеме в скоординированной форме внутри Афганистана и на региональном уровне….». Таким образом, Пакистан выделил главные приоритеты возможного решения проблем Афганистана, которые он считает важными и необходимыми и для него самого, в особенности, проблему передвижения оружия и наркотиков через афгано-пакистанскую границу ( в Зоне Племен).

Интерес представляет и выступление иранского представителя, заместителя мининдел Ирана по Азаитско-Тихоокеанскому региону Ахунзаде. В своем кратком выступлении он перечислил основные проблемы, связанные с Афганистаном – вызовы безопасности, проблему наркотиков (очень актуальную для Ирана, учитывая наркотраффик с территории Афганистана через ирано-афганскую границу), проблему терроризма и экстремизма, укрепления регионального сотрудничества, проблему т.н. «афганизации» Афганистана, по которой он, в частности, сказал: « с момента установления у власти нынешнего правительства Афганистана, Исламская республика Иран всегда считала, что основы Афганистана должны базироваться на локализации проблем страны. Присутствие иностранных войск не улучшило и не улучшает ситуацию в стране, и похоже, что увеличение численности иностранных войск также окажется неэффективным…». Он также коснулся проблемы восстановления Афганистана, сказав, в частности, что «ИРИ полагает, что при новом подходе эта роль ( конструктивная роль ООН в улучшении политической ситуации в Афганистане) должна стать еще более значительной, чем прежде. За последние три десятилетия ИРИ стала домом для трех миллионов афганских граждан и перенесла уже огромные расходы [связанные с этим]…». В конце своего выступления Ахунзаде заявил, что «Приветствуя предложения по совместному сотрудничеству, предложенному странами – донорами Афганистану, ИРИ полностью готова к участию в совместных проектах, нацеленных на борьбу с наркотраффиком и планами развития и восстановления Афганистана». Таким образом, Иран словами своего представителя выразил озабоченность наращиванием американских войск у своих границ, на территории Афганистана, и выступил за усиление роли ООН в процессе восстановления этой страны.

В целом, как представляется, организаторам конференции удалось посадить за один стол всех ключевых участников новой стратегии президента Обамы по Афганистану и Пакистану, и провозгласить будущие решения проблем этих стран в конструктивном, неконфликтном духе, что уже само по себе является положительным итогом этого форума. Думается, что и Россия может и должна активно подключиться к решению проблем Афганистана, разумеется, при этом четко соблюдая свои национальные интересы в этом регионе. Свидетельство этой роли России – конференция по Афганистану под эгидой ШОС, проведенная ранее в Москве, на которой РФ сумела сыграть роль посредника во встрече американских и иранских дипломатов, несмотря на все их разногласия по ядерной программе Тегерана. В этом – большая дипломатическая победа России и ее успех.

52.38MB | MySQL:103 | 0,475sec