К итогам визита канцлера ФРГ О.Шольца в Израиль

Глава нового коалиционного правительства Германии О.Шольц в среду прибыл с инаугурационном визитом в Израиль. Изначально поездка была задумана как еще одна демонстрация дружбы и сотрудничества государств после транзита власти в ФРГ. Однако на наполненность пребывания политика серьезное влияние оказал российско-украинский трек. Он, как сообщают источники с обеих сторон, оказался центральным в ходе переговоров О.Шольца с первыми лицами Израиля, а также привел к существенному сокращению сроков нахождения канцлера в ближневосточной стране. В результате, вместо нескольких дней он был в Иерусалиме лишь несколько часов.

Согласно официальной программе визита, опубликованной федеральным внешнеполитическим ведомством, в нее вошли посещение мемориального комплекса «Яд ва-Шем», который, весьма ожидаемо, стал  первой остановкой, а также встречи с премьер-министром Н.Беннетом, главой МИД Я.Лапидом и спикером Кнессета М.Леви. При этом, в отличие от министра иностранных дел Германии А.Бербок, Израиль стал для канцлера далеко не первым зарубежным направлением с момента вступления в должность, уступив представителям Европы, США, России и Украине. Таким образом, в некоторой степени было продемонстрировано, что при большом значении, которое Берлин продолжает уделять особым отношениям с Иерусалимом, а это показал в том числе недавний визит А.Бербок, ближневосточный вектор все же не является для коалиции «светофор» приоритетной. В контексте региональной проблематики стоит подчеркнуть еще и то, что из-за российско-украинского трека от посещения палестинских территорий и Иордании О.Шольц вовсе отказался.

По мнению эксперта Фонда науки и политики (SWP) П.Линтла[i], при первоначальном планировании переговоров с израильскими представителями, не исключено, что предполагалось сместить фокус с исторического контекста и тесных связей на более спорные вопросы, касающиеся прав человека и поселенческой активности. Косвенно это подтверждают и итоги встречи А.Бербок с М.Аббасом, организованной в рамках ее первого регионального турне в прошлом месяце. В частности, в беседе, состоявшейся 11 февраля, глава ПНА попросил министра иностранных дел Германии оказать содействие как от лица федеральной республики, так и на уровне ЕС для сдерживания израильских шагов, которые могут быть направлены на блокировку создания суверенного палестинского государства.

Впрочем, стремительно трансформировавшаяся геополитическая реальность привела к тому, что, как считают германские обозреватели, акцент в дискуссии, касавшийся Ближнего Востока был смещен с палестинской проблемы на САР и Иран. Прежде всего, О.Шольца интересует Сирия, так как именно влияние России там – потенциально сдерживающий фактор для Израиля, препятствующий тому, чтобы Иерусалим присоединился к санкционному давлению на Москву. При этом, как указывает уже упоминавшийся выше эксперт П.Линтл, взамен израильская сторона может выступить со встречными запросами применительно к переговорам по СВПД. Однако позиция ФРГ как ярого сторонника «ядерной сделки» с высокой долей вероятности, с точки зрения эксперта, не изменится.

Говоря о ситуации вокруг ИРИ, важно отметить, что в действительности ситуация выглядит существенно более сложной. Еще 25 февраля состоялся телефонный разговор президента РФ В.Путина и его иранского контрпартнера И.Раиси, в ходе которого последний согласился с тем, что активность Североатлантического альянса «представляет серьезную угрозу стабильности и безопасности независимых стран в различных регионах». Таким образом, не исключено, что Запад в интересах сдерживания Кремля может попытаться оказывать давление на Тегеран, причем здесь вновь предметом торга станет судьба СВПД. Соответственно, у Израиля есть шанс, что ядерные переговоры в Вене все же зайдут в тупик, но для этого не придется предпринимать каких-либо заметных действий в отношении России, что, в свою очередь, отразиться и на сирийском треке.

Стоит сделать еще одно замечание, касающееся ИРИ. Если обратиться к приведенной выше цитате Э.Раиси, то в ней иранский лидер говорил об «угрозе», но не для России, а для «независимых стран в различных регионах». Под таковыми, судя по всему, понимаются республики Центральной Азии, представляющие для Ирана большое значение, равно как и для Израиля. При этом на фоне процессов, происходящих там в последнее время, были замечены попытки США упрочить в регионе собственные позиций, причем проводником подобных интересов стало агентство USAID. Характер его работы потенциально открывал возможности для кооперации с израильским МАШАВом, однако в прошлом месяце подобные перспективы, как кажется стали более призрачными. Связано это с тем, что в ходе визита в ПНА спикера Палаты представителей Конгресса США Н.Пелоси состоялась церемония перезапуска сотрудничества между USAID и Рамаллой, включавшая в том числе выделение палестинцам 40 млн. долларов.

По итогам переговоров Н.Беннета и О.Шольца стороны сообщили, что договорились о «создании нового стратегического партнерства», означающего выход и без того особых отношений Берлина и Иерусалима на новый уровень. Несмотря на то, что целиком данная инициатива раскрыта не была, судя по репликам на пресс-конференции, предполагается укрепить взаимодействие в сфере безопасности, а также программы для развития контактов на уровне обществ, прежде всего молодежи. Также главы правительств в беседе с журналистами вскользь упомянули два ключевых трека: украинский и иранский.  В первом случае Н.Беннет сказал, что задачей ФРГ и Израиля является «остановить кровопролитье и перевести активность с поля боя за стол переговоров». В этой связи не исключено, что был затронут вопрос привлечения Израиля к переговорам России и Украины в качестве посредника. В случае с ядерной программой ИРИ уже О.Шольц подчеркнул, что Германия признает озабоченность своего ближневосточного партнера, но не считает нужным «откладывать или приостанавливать» переговоры по СВПД.

В целом, визит О.Шольца, как показала итоговая пресс-конференция, совместная с Н.Беннетом, в своей открытой части продемонстрировал сохранение у нового правительства ФРГ преемственности в отношении принципов исторической ответственности перед еврейским народом и вытекающим из нее гарантиям безопасности Израиля. Однако это уже было закреплено в коалиционном соглашении СДПГ, СвДП и «Зеленых», а также лично высказано А.Бербок. В реальности Берлин, будучи представителем ЕС, судя по всему, довольно быстро сменил повестку дня запланированного ранее визита, сфокусировав ее на украинской проблематике. Однако для достижения цели в виде присоединения Израиля к европейскому лагерю Брюсселю необходимо пойти на уступки Иерусалиму по принципиальным для него вопросам, прежде всего по иранской ядерной программе, а также поселениям, однако для этого потребуется консенсус государств-участников. Более того, их консолидированная позиция в итоге должна оказаться фактически противоположной той, которая была выработана ранее.

[i] Aßmann T. Antrittsbesuch unter Termindruck // Tagesschau. 02.03.2022. URL: www.ragesschau.de/ausland/scholz-antrittsbesuch-israel-101.html

62.84MB | MySQL:102 | 0,516sec