Ситуация в Судане: март 2009г.

Наиболее заметным событием месяца для Судана стало принятое 4 марта решение Международного уголовного суда /МУС/ в Гааге выдать ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. МУС обвинил главу Судана в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Ранее выдвигавшееся против Аль-Башира обвинение в геноциде МУС не подтвердил. Тем самым Аль-Башир стал первым действующим главой государства, в отношении которого МУС выписал ордер на арест. Практически все другие события месяца в Судане были так или иначе связаны с решением МУС.

Первым делом в ответ на решение МУС Хартум объявил о выдворении из страны 13-ти гуманитарных организаций. Одновременно министр иностранных дел Судана Али Карти заявил, что Хартум «целиком и полностью отвергает» решение МУС, поскольку Судан не является участником этого суда, и «его компетенция не распространяется на нашу страну».

Очень насыщенным на события стал день 5 марта. Представитель Судана при Африканском Союзе Мохиэддин Ахмед Салем потребовал от стран континента отказаться от участия в МУС /от участия в Римском статуте/. Он также предложил АС «в самых резких выражениях осудить решение МУС». Как отметил в этой связи представитель Судана, «мы верим в то, что наш континент не предаст нас, поскольку данный случай касается не только Судана, но и всей Африки». Он же заверил, что Хартум не предпримет никаких мер против миротворческого контингента Евросоюза — Африканского Союза в Дарфуре /Unamid/.

В соседнем с Суданом Чаде побывал эмир Катара шейх Хамад бен Халифа Аль Тани. Там он сообщил о намерении «внести свой вклад в дело урегулирования кризиса в Дарфуре и рединамизацию отношений между Чадом и Суданом». Как известно, Чад, пользующийся покровительством Франции, оказывает поддержку дарфурским повстанцам из Движения за справедливость и равенство /ДСР/. Судя по всему, эмир Катара своими действиями хочет вывести из «игры» эту группировку, которая считается самой боеспособной среди действующих в Дарфуре.

Совет мира и безопасности Африканского Союза объявил, что будет добиваться от Совета Безопасности ООН «приостановки» процедуры, начатой МУС в отношении президента Судана. С этой целью он направит в Нью-Йорк полномочную делегацию. По мнению африканских лидеров, такое решение СБ ООН было бы более полезно для установления мира в Судане.

Что касается дарфурских повстанцев, то они вне зависимости от их принадлежности к тому или иному движению с редким для них единодушием приветствовали решение МУС. Одна такая реакция, по мнению наблюдателей, чревата новым обострением ситуации в Дарфуре, поскольку она явно не понравится Хартуму. «Это — большая победа всех тех, кто был жертвами в Дарфуре и Судане», — заявил проживающий во Франции исторический лидер повстанцев, в настоящее время — глава одной из фракций Армии освобождения Судана /АОС/ Абдельвахид Мохаммед Нур. «Мы намерены предпринять необходимые меры с тем, чтобы выдать президента Судана международному правосудию», — заявила в свою очередь фракция «Единство» АОС. «После решения МУС Аль-Башир потерял легитимность и не может управлять страной. Судан должен найти пути решения этой проблемы и освободиться от Аль-Башира», — заявил для АФП один из представителей руководства ДСР Ахмед Тугод Лиссан.

7 марта полуавтономное правительство Южного Судана потребовало от Хартума пересмотреть принятое ранее решение о выдворении из страны 13-ти гуманитарных организаций, что сразу же создало угрозу для жизни сотен тысяч суданцев, зависящих от поставок гуманитарной помощи. «Мы надеемся, что Хартум пересмотрит это решение и вновь позволит работать гуманитарным организациям», — заявил министр информации Южного Судана Габриэль Чангсон Чанг. По его словам, лидер южан Сальва Киир «поднял этот вопрос» в ходе встречи с Аль-Баширом. Чанг заметил, что решение Хартума никоим образом не касается Южного Судана.

В тот же день в Хартуме побывал генсек Лиги арабских государств /ЛАГ/ Амр Муса. Объявленной целью визита было обсудить с президентом Судана «совместные арабо-африканские демарши в связи с решением МУС». Один из них — направление в Нью-Йорк совместной полномочной делегации, которая должна добиваться в Совете Безопасности ООН приостановки выполнения решения МУС.

8 марта Аль-Башир посетил историческую столицу Дарфура город Аль-Фашер, где выступил перед местным населением. Там он пригрозил выдворить из страны гуманитарные организации, иностранный дипломатический корпус и развернутые в Судане Миссии ООН в случае, если их сотрудники не будут уважать местные законы. По его словам, западные страны «говорят нам, что если мы позволили гуманитарным организациям продолжить их работу, решение МУС могло быть приостановлено». «Мы отказываемся» от подобной увязки, заявил он.

9 марта суданские власти освободили находящегося в оппозиции Аль-Баширу Хасана ат-Тураби. Двумя месяцами ранее он попал за решетку после того, как предложил президенту страны добровольно предстать перед МУС. Власти подозревают лидера оппозиционной партии Суданский народный конгресс /СНК/ в том, что он поддерживает связь с повстанцами из ДСР и его лидером Халилем Ибрагимом. Явно примирительный жест властей не повлиял на позицию Ат-Тураби. Он тут же заявил, что поддерживает решение МУС.

10 марта посольство США в Судане объявило, что вывозит из страны на добровольной основе «неоперативный состав, а также семьи сотрудников диппредставительства». Одновременно было объявлено, что этот жест стал ответом на решение Хартума о выдворении гуманитарных организаций. Среди них фигурировали, в частности три американских.

10 марта радикальная исламистская группа Альянс джихадистских движений /АДД/ объявила, что она готовится совершить теракты с использованием боевиков-смертников против любых организаций, поддерживающих решение МУС, а также против западных интересов как в Судане, так и за его пределами. В коммюнике АДД утверждалось, в частности, о подготовке 250 терактов в странах, которые поддержали решение МУС, и в первую очередь — в США, Великобритании и Франции. Исламисты объявили также персональный джихад прокурору МУС , руководителю ДСР Халилю Ибрагиму и главе АОС Абдельвахиду Мохаммеду Нуру. Коммюнике АДД подписал видный полевой командир союзных с Хартумом арабских полувоенных формирований «джанджавид» Муса Хилаль.

14 марта в связи с визитом в Хартум главы МИД Египта Ахмеда Абуль Гейта Судан в очередной раз отверг идею созыва международной конференции по проблеме Дарфура с участием Великобритании, Франции и США, с инициативой организации которой выступил Каир в 2008г. В тот же день в Хартуме было объявлено, что несмотря на решение МУС Аль-Башир примет участие в арабском саммите в Дохе в конце марта.

16 марта Аль-Башир объявил, что дает один год иностранным гуманитарным организациям, остающимся в стране, для того, чтобы они полностью свернули свою деятельность. После истечения указанного срока участие этих организаций в оказании гуманитарной помощи Судану будет заключаться лишь в ее доставке в суданские аэропорты.

18 марта президент США Барак Обама назвал Судан одним из приоритетов внешней политики Вашингтона и назначил на пост своего спецпредставителя отставного генерала Скотта Грейшона. Одновременно он предупредил Хартум, что тот будет нести ответственность за каждую смерть, связанную с выдворением из страны ряда гуманитарных организаций.

Тем временем Аль-Башир призвал действующих в Дарфуре повстанцев сложить оружие. Понятно, что этот призыв не имел ни малейших шансов быть услышанным.

20 марта ДСР предупредило, что откажется от участия в мирных переговорах с правительством Судана в случае, если Хартум не пересмотрит своего решения о выдворении из страны ряда гуманитарных организаций. Месяцем ранее ДСР и суданские власти при посредничестве Катара подписали в Дохе заявление о намерениях, которое, как предполагали, могло открыть дорогу к соглашению о проведении мирной конференции по Дарфуру.

22 марта Совет улемов Судана издал фетву /религиозное предписание/, в которой Аль-Баширу рекомендовалось не отправляться на арабский саммит в Доху с тем, чтобы не попасть в ловушку, устроенную «врагами Аллаха и национального суверенитета». В качестве одного из наиболее вероятных вариантов такой ловушки назывался перехват самолета Аль-Башира после того, как он вылетит за пределы воздушного пространства Судана. Предполагалось, что такую операцию могли провести самолеты одной из стран, подписавших Римский статут, и в частности, французские. Кстати, США не подписали этот документ.

24 марта второе лицо в «Аль-Каиде» Айман аз-Завахири обратился с видеопосланием к народу Судана, призвав его готовиться к партизанской войне. Он также предложил Аль-Баширу встать на путь джихада. Террорист «номер 2» в связи с решением МУС заявил, что суданский режим «пожал то, что посеял». Он отметил, что его «политические маневры и политические провалы, приведшие к многочисленным трагедиям, наглядно показали необходимость отказаться от них в дальнейшем и встать на путь джихада». «Правая рука» Усамы бен Ладена предупредил суданцев, что их ожидает «длительная партизанская война против современных крестоносцев». «Суданский режим слишком слаб, чтобы защитить страну. Поэтому вы должны будете сделать то, что сделали ваши братья в Ираке и Сомали, защитившие свои страны, когда правившие в них режимы оказались слишком слабыми», — утверждал он.

Как известно, в период, когда в Судане правил тандем Аль-Башир — Ат-Тураби, Хартум оказывал покровительство Бен Ладену и его организации. Затем главарь «Аль-Каиды» был вынужден перебраться в Афганистан.

25 марта стало известно, что спор из-за пастбищ между двумя крупными племенами Южного Судана — марл и лу нуер — вылился в ожесточенные столкновения между ними. Жертвами этих столкновений, продолжавшихся в течение месяца в провинции Джонглей, стали по меньшей мере 750 человек.

В последние дни марта разгорелся скандал вокруг двух авиаударов, которые нанесли в середине января и середине февраля самолеты неизвестной национальной принадлежности по автоколоннам с грузом контрабандного оружия близ Порт-Судана. По одной из версий, это оружие предназначалось для боевиков палестинского движения ХАМАС, которое контролирует сектор Газа. Факт нанесения этих ударов подтвердили суданские и египетские официальные лица. При этом понятно, что нанести такие удары могли самолеты всего трех стран — Израиля, Франции или США, которые располагают соответствующими возможностями в регионе. Как заявил официальный Хартум, он намерен ответить дипломатическим способом» сразу после того, как он будет знать, чьи самолеты осуществили бомбардировки его территории, в результате которых погибли до 40 человек. В связи с этой историей складывается впечатление, что суданские власти по меньшей мере знали о существовании канала по переброске оружия в Египет, но не сделали ничего для его перекрытия.

29 — 30 марта в Дохе состоялся арабский саммит, который выразил солидарность и поддержку Аль-Баширу в его тяжбе с МУС. Как утверждалось в итоговой декларации саммита, которую зачитал генсек ЛАГ Амр Муса, «мы подтверждаем нашу солидарность с Суданом и мы отвергаем решение МУС, касающееся Аль-Башира+, мы поддерживаем единство Судана».

Президент Судана лично присутствовал на встрече, в ходе которой заверил своих коллег, что «сделает все возможное для того, чтобы достичь стабильности и мира на всей территории Судана». Для Аль-Башира это была уже четвертая зарубежная поездка после решения МУС. До этого он побывал с визитами в Эритрее, Египте и Ливии. Было замечено отсутствие на встрече в Дохе глав Алжира, Египта, Ирака, Марокко и Омана.

В целом, события марта показали, что ситуация в Судане после решения МУС может развиваться не по трем направлениям, как это предсказывали европейские политологи /см. нашу статью «Европейские эксперты — о ближнесрочных перспективах развития конфликтов в Судане»/, а по как минимум четырем, причем еще один из них представляется наиболее опасным — загнанный в тупик, суданский режим может пойти на новое сближение с «Аль-Каидой» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Тем более, что соответствующее предложение от организации Усамы бен Ладена уже фактически поступило.

52.44MB | MySQL:103 | 0,484sec