О примирении между Израилем и Польшей

Конфликт между Иерусалимом и Варшавой, возникший на фоне принятия последней законодательства, относящегося к проблеме реституции еврейской собственности, был урегулирован в связи с необходимостью обеспечить безопасную эвакуацию граждан ближневосточной страны из Украины. Символом этого шага стало сообщение главы внешнеполитического ведомства Израиля Я.Лапида, сделанное в конце прошлой недели. В соответствии с ним было принято решение вернуть главу посольства Государства Израиль  в Польше к исполнению обязанностей на месте после почти полугодового перерыва. По словам политика, он пошел на данный шаг «чтобы содействовать оказанию помощи гражданам Израиль, пересекающим границу Украины с Польшей, а также ввиду значимости событий и центральной роли, которую в них играет Польша». Заместитель главы МИД Пльши П.Яблонский, комментируя приезд дипломата Я.Ливне, в свою очередь, сообщил, что Варшава «рада приветствовать нового посла. Он должен был прибыть в августе прошлого года, наконец, нежелательная задержка закончилась».

Несмотря на то, что резкое и столь заметное потепление связано с украинским треком, свидетельства попыток добиться прогресса в разрешении противоречий между сторонами наметились еще в конце прошлого года. Так, израильские СМИ стали сообщать внимание, что Польша заняла более активную позицию в отношении осуждения проявлений антисемитизма, как на ее собственной территории, так и в мировых масштабах. Помимо этого Варшава выразила поддержку и соболезнования Израилю после террористической атаки в Старом городе Иерусалима в ноябре 2021 г. Впрочем, несмотря на это власти ближневосточной страны не спешили примириться с республикой, указывая, что ключевым условием нормализации должен стать именно пересмотр политики Варшавы в том, что касается законодательства, затрагивающего реституцию еврейской собственности.

В изменившихся обстоятельствах решающее значением имела поддержка польской стороны в организации выезда израильтян и переводе на ее территорию дипломатов, работавших на Украине. За нее Иерусалим выразил благодарность Варшаве. Вместе с тем в польских источниках встречается информация, что сложившаяся ситуация оказалась условием республики. В частности, ближневосточное государство рассчитывало направить в Польшу своего специального представителя, выполняющего миссию по содействию эвакуации израильтян. Судя по всему, во внешнеполитическом ведомстве рассчитывали, что такого рода контакты станут продолжением упомянутых выше шагов, но не будут означать, что государство отказалось от своей принципиальной позиции по реституции. В ответ на это Польша дала понять, что не возражает против  сотрудничества по указанной проблеме, однако координировать его должен посол. Не последнюю роль сыграло, как кажется, и давление израильской общественности, которая на различных уровнях, в том числе через социальные сети, стала сигнализировать, что власти не предпринимают всех необходимых усилий для обеспечения безопасного возвращения сограждан.

Следует отметить, что в Польше кандидатура посла Израиля Я.Ливне в целом вызывает одобрение, так как его назначение потенциально отвечает стратегическим интересам республики в отношении России и Украины, а также дальнейшему наращиванию взаимодействия между Вышеградской группой и ее ближневосточным партнером. В местной прессе, говоря о дипломате, акцент делается на его семейных корнях и солидном опыте работы с Москвой и Киевом, который охватывает такие темы, как свободная торговля, евразийская интеграция, а также политико-дипломатический трек.

Кроме того, республику радует изменившийся тон как самого израильского правительства, так и ряда представителей СМИ. В частности, журналисты с обеих сторон обратили внимание, что, рассказывая о нормализации контактов, Я.Лапид старательно избегал упоминания причин, по которым они были нарушены. Также в прессе начали публиковаться материалы, создающие положительный образ поляков, которые принимают беженцев из Украины. Причем последнее способствовало не только обеспечению благоприятного фона, сопровождавшего возобновление полноценного взаимодействия, но и улучшению имиджа республики, поскольку ранее в прессе, в том числе польской, встречались сообщения о том, что у граждан третьих стран, особенно африканских, возникают проблемы при переходе польско-украинской границы.

В целом, примирение Иерусалима и Варшавы может стать поворотным моментом для Я.Лапида в переосмыслении его подходов не только к Польше, но и ее ближайшим соседям – коллегам по Вышеградской группе. В отношениях с ними глава МИД ближневосточной страны пытался адаптировать критичный подход, основой которого стали вопросы исторической политики. В определенной степени это было связано с опытом семьи политика в годы Катастрофы, а частично с тем, что он хотел отказаться от европейской политики Б.Нетаньяху, делавшего упор на субрегиональные группы государств в ЕС. Теперь же МИД Израиля в определенной степени признал, что ключевое значение имеют актуальные проблемы, а не следствия прошлого. Это, с одной стороны, открывает новые перспективы для взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровнях. Однако с другой при возникновении кризисных ситуаций, подобных той, что имела место с Варшавой, Иерусалим будет вынужден проявлять большую сдержанность.

52.25MB | MySQL:103 | 0,481sec