О турецко-белорусских отношениях на фоне российской военной операции на Украине

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган  28 февраля  одобрил соглашение о поощрении инвестиций с Беларусью, которая находится в санкционном списке западных союзников Турции за поддержку России в ее военной операции на Украине. Европейский союз, США и Великобритания на этой неделе объявили о новых санкциях в отношении Беларуси наряду с Россией. Турция ранее объявила, что не будет вводить никаких санкций в отношении России, проводя политику, отличную от политики Запада. Однако удивительно, что Анкара ратифицировала долгожданное соглашение с Минском, именно сейчас. Правда, ряд местных экспертов оценили этот шаг турецкого президента не только как  демонстрацию  стремления к равновесию между Россией и Западом, но и попыткой занять освободившиеся места на белорусском рынке. Соглашение между Турцией и Беларусью «О взаимном поощрении и защите инвестиций», подписанное в Минске в 2018 году, является обычным двусторонним соглашением. Целью соглашения является поощрение прямых иностранных инвестиций и обеспечение того, чтобы сделанные инвестиции были защищены в соответствии с законодательством принимающей страны. Кроме того, соглашение уточняет правовые рамки, в соответствии с которыми иностранные инвестиции в Беларуси и Турции могут быть подвергнуты экспроприации. На сегодня Турция уже подписала аналогичные соглашения о поощрении инвестиций со 104 странами.   Соглашение, которое было направлено Эрдоганом в парламент в ноябре 2018 года для утверждения, с тех пор находилось на рассмотрении законодательного органа. Соглашение, ратифицированное турецким парламентом 23 февраля, было одобрено Эрдоганом 1 марта и опубликовано в «Официальном вестнике» в среду, как того требует конституция. Канцелярия спикера решает, какие законодательные предложения обсуждаются в парламенте. Учитывая нынешний расклад сил в Турции, канцелярия спикера не может представить законодателям предложение рассмотреть законопроект, который правящая партия по тем или иным причинам не хочет включать в повестку дня сессии, что означает по факту личную позицию Эрдогана по этому вопросу. Согласно Конституции Турции, Эрдоган имеет право одобрить принятый парламентом закон в течение 15 дней или вернуть его для дальнейшего обсуждения.

Во время заседания парламента никто из депутатов не говорил о соглашении, и даже оппозиционные законодатели не возражали против утверждения этого на первый взгляд «несвоевременного» договора, учитывая тот факт, что президент России Владимир Путин уже подписал указы о признании суверенитета Луганска и Донецка 21 февраля, что вызвало протест даже Турции. Но, справедливости ради, отметим, что эти протесты с разным контекстом были в основном высказаны депутатами парламента, которые просто поддержали официальную позицию Анкары, а также   зятем президента и главой компании по производству БПЛА Bayraktar TB2, что в обоих случаях понятно. Первые борются  за электорат и более активную поддержку коллективного Запада,  второй – за украинский рынок. Причем с БПЛА вопрос сложный. Поставки турецких беспилотников в Украину являются частью частной продажи, а не военной помощи, заявил заместитель министра иностранных дел Турции проправительственной газете 3 марта, подчеркнув усилия Анкары избежать новых осложнений  с Москвой на фоне военной операции России на Украине. Турция тесно сотрудничает с Россией в энергетике, туризме и обороне, но она также продала Киеву боевые БПЛА Bayraktar TB-2 и подписала соглашение об их совместном производстве еще во время визита туда в прошлом месяце президента Реджепа Тайипа Эрдогана. Хотя в последние годы Bayraktar TB2, по-видимому, играют решающую роль в конфликтах в Ливии, Сирии и Нагорном Карабахе, многие эксперты сомневаются в том, насколько они действительно эффективны против серьезной военной державы. 2 марта министр обороны Украины сообщил в Facebook, что страна получила новую партию вооруженных беспилотников. «Они готовы к бою», — сказал Алексей Резников, не вдаваясь в подробности. При этом непонятно, как эти БПЛА могут попасть на Украину. В этой связи заместитель министра иностранных дел Турции Явуз Селим Киран оперативно заявил  в интервью Daily Sabah, что Киев приобрел беспилотники у частной компании и их  поставки являются частью частной продажи, а не военной помощи,   Турция, также сильно зависящая от российских туристов, на этой неделе закрыла свои проливы, соединяющие Средиземное и Черное моря, для всех военных кораблей в соответствии с Конвенцией Монтрё 1936 года. Подчеркнув свою жесткую сбалансированность, Турция воздержалась от голосования о приостановлении членства России в Совете Европы. Однако 28 февраля на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной войне на Украине, она осудила вторжение России и призвала страны защитить украинский народ. То есть Анкара продолжает балансировать. При этом, как говорят местные источники, у большинства турок нет ясной позиции в отношении суверенитета Донбасса и Луганска, в отличие от Крыма, который большинство турецкого населения искренне считает «османским».    При этом не вся оппозиция однозначно осуждает российскую операцию. Начавшася 24 февраля военная операция России на Украине была включено в повестку дня депутатов, которые выступили на заседании турецкого парламента 25 февраля. Все без исключения депутаты заявили, что они против вторжения и осуждают Россию. Однако, в отличие от других, депутаты от прокурдской Партии демократии народов (ПДН) заявили, что рассматривают нынешнюю ситуацию как «войну империалистических интересов», добавив, что «народы, проживающие в спорных районах Донецка и Луганска, имеют право на самоопределение и независимость». Среди депутатов, считавших Россию и НАТО одинаково ответственными за войну, были и те, кто называл НАТО террористической организацией. Поддержка депутатами ПДН самоопределения Донецкой и Луганской народных республик не является противоречивой, учитывая, что партия официально выступает за автономию юго-восточных и восточных регионов Турции, в которых доминируют курды,  то, что многие в Турции считают стадией, предшествующей независимости. Определяя события в Украине как отражение войны за гегемонию между НАТО и Россией, Хусейн Качмаз из ПДН призвал Организацию Объединенных Наций и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) вмешаться в Донецк и Луганск и определить волю живущих там людей, добавив, что право на самоопределение должно быть предоставлено народу. «Украинская война — это война за дележ добычи империалистами-оккупантами. США, НАТО и Россия выходят на сцену во всем своем лицемерии. Они отстают, когда речь заходит о курдах в Турции, курдах в Сирии и Украине», — сказал своим коллегам Мурат Чепни, представляющий Измир в парламенте. Он призвал НАТО отказаться от «американского экспорта войны в мир», осудив при этом «политику оккупации и экспансии России» и политику Турции по превращению напряженности в возможности. «Право наций на самоопределение сегодня так же актуально, как и вчера. Требования жителей Донецка и Луганска крайне законны», — добавил Чепни. Заявив, что «народы Украины должны сами определять свое будущее», депутат Измира Али Кенаноглу также сказал: «Мы говорим «нет» империалистической агрессии, экспансионистской политике НАТО и вторжению в Украину России, которой правит единоличный режим. Эта война — война за суверенитет между Россией и НАТО». Мераль Даниш Бешташ, важная фигура в ПДН, заявила, что рассматривает войну как «битву за гегемонию между Россией и НАТО», как и другие депутаты от ПДН, и добавила, что «невинные люди заплатят цену войны, как в Ливии и Афганистане». Пригласив ООН и международные организации вмешаться, Бешташ предложила мирное решение в соответствии с волей народа Донецка и Луганска. Депутат Тулай Хатимогуллары заявил, что ПДН ранее выступала за то, чтобы серьезно отнестись к требованиям народов, проживающих на Донбассе. По словам Хатимогуллары, ни одна страна не имеет права вмешиваться в территориальную целостность другой страны, но люди, выступающие за независимость или выдвигающие свои собственные культурные требования, также должны быть выслушаны как требует демократия. Депутат парламента от Мерсина Рыдван Туран, который начал свою речь с того, что «после смерти Ленина в 1924 году Советы быстро отошли от ценностей социализма и стали капиталистическим государством, чтобы конкурировать с капитализмом», сравнил Владимира  Путина с Петром Великим, российским царем. Требуя, чтобы Россия сделала шаг назад от своих ошибок, Туран заявил, что экспансионистская политика НАТО, которую он назвал террористической организацией, не должна игнорироваться. Между тем руководство ПДН выразила аналогичную точку зрения в заявлении, опубликованном 25 февраля. «То, что произошло на Украине, — это не только напряженность между двумя соседними странами, но и последнее звено борьбы за доминирование между НАТО и Россией», — говорится в заявлении  и добавлено, что «мы решительно отвергаем военное вмешательство, инициированное Россией в нарушение международного права».  ПДН призвала российское правительство соблюдать Минские соглашения, прекратить военные действия и вновь открыть каналы переговоров. Обвинив украинское правительство в эскалации напряженности между НАТО и Россией, ПДН также призвала Украину попытаться наладить диалог с Россией. Вопреки выступлениям депутатов в парламенте, в декларации не упоминалось ни о независимости спорных регионов, ни о праве на самоопределение. Фракция ПДН в парламенте в основном состоит из депутатов от курдского политического движения, которое якобы близко к запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК, запрещена в Турции), а также представители социалистических партий и групп, с которыми ПДН имела избирательный альянс.. Эркан Баш, председатель Рабочей партии Турции, которая представлена в парламенте тремя депутатами, вышедшими из ПДН, и одним, вышедшим из главной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), также охарактеризовал НАТО как «террористическую организацию» и заявил, что «существование альянса представляет опасность для мира во всем мире и народов мира». По словам Баша, НАТО, заявившее, что оно было создано для борьбы с так называемой советской угрозой и социализмом, продолжало расширяться в течение многих лет, несмотря на исчезновение этих угроз.

Тем временем президент Р.Т.Эрдоган 28 февраля провел телефонный разговор с президентом Беларуси Александром Лукашенко. По данным Канцелярии президента, Эрдоган заявил, что Турция продолжит прилагать усилия для прекращения войны и установления мира. Вашингтон 2 марта  подробно описал новый перечень экономических мер, введенных против России и ее союзника Белоруссии, осудив Минск за то, что он «позволил (президенту России Владимиру) Путину вторгнуться в Украину». Новые ограничения касаются политики экспортного контроля в Беларусь. «Мы лишим Беларусь возможности импортировать ключевые технологии», — заявил  журналистам госсекретарь США Энтони Блинкен. — И если Лукашенко продолжит поддерживать войну, то последствия для его режима будут обостряться». Европейский союз также 2 марта  усилил масштабные экономические санкции против Беларуси и внес в черный список 22 высокопоставленных военных офицера из-за роли Минска во вторжении. Российские военные используют Беларусь в качестве важной стартовой площадки для наземного и воздушного нападения на соседнюю Украину. Эксперты утверждают, что это стратегически важно для Москвы, поскольку граница между Беларусью и Украиной находится гораздо ближе к Киеву, чем к Донбассу. 1 марта правительство Великобритании объявило о своей первой волне санкций в отношении высокопоставленных военных в Беларуси, в частности, за их роль в присоединении к российскому вторжению в Украину и содействии ему. Они коснулись начальника белорусского генерального штаба генерал-майора Виктора Гулевича и трех других заместителей министра обороны, а также двух военных предприятий, Международный паралимпийский комитет в четверг запретил спортсменам из России и Белоруссии участвовать в зимних Паралимпийских играх 20-22 в Пекине. При этом турецкая оппозиция при рассмотрении соглашения никак себя не проявила в критическом плане. А совсем недавно она резко критиковала  соглашение по ядерной энергетике между Турцией и Беларусью. Правда, в основном возражения были не по сути соглашения, а в связи  с обнародованием в тексте соглашения  неких открытых условий, которые должны минимизировать возможности злоупотребления властью. Турецкая оппозиция утверждала, что формулировка соглашения дает правительству более широкий мандат на расширение схем ядерного сотрудничества, выходящих за рамки намерений и сферы действия соглашения. Это также позволяет правительству обойти законодательный пересмотр, чтобы внести изменения в соглашение по своему усмотрению после его ратификации парламентом.

52.56MB | MySQL:103 | 0,560sec