О позиции Ирана по российской военной операция на Украине

      Военная операция России на территории Украины поставила на международную повестку вопрос определения своей позиции к такому развитию событий. Для того, чтобы осветить позицию Ирана, необходим краткий экскурс в историю двусторонних  отношений на этом направлении. Ирано-украинский диалог пришлось начинать с чистого листа, ибо Украина в период советской власти, как и другие союзные республики в составе бывшего СССР, не использовала свое право внешних сношений с зарубежными странами, делегировав его союзному Центру. После образования СНГ и провозглашения независимого украинского государства,  Иран 25 декабря 1991 г. признал его независимость. 22 января 1992 г. в столице Украины было открыто иранское посольство. В октябре того же года начало функционировать посольство Украины в Тегеране. Установление отношений сопровождалось динамичным развитием контактов на высшем уровне. За истекшие годы в обеих странах побывали десятки министров, депутатов национальных парламентов, общественных деятелей, различных делегаций. За этот период было подписано более 100 двусторонних соглашений о сотрудничестве в различных отраслях, что сформировало крепкую договорно-правовую базу для взаимодействия между двумя государствами. Самые перспективные направления технико-экономического сотрудничества двух стран – металлургия, горная промышленность, машиностроение, нефтегазовая и нефтехимическая промышленность, авиастроение, судостроение, тяжелое машиностроение, горнодобывающая промышленность и т. д. Как отмечают СМИ, динамика реализации планов сотрудничества в последние годы «буксует» из-за недостаточной заинтересованности украинского руководства в развитии отношений с Ираном из-за географической отдаленности. Сюда приплюсовываются международное давление и негативный имидж Исламской Республики Иран в мире на фоне возможного военного компонента его атомной программы, внутриполитическая нестабильность в самой Украине.

Вместе с тем отметим, что двусторонние отношения на этом направлении не осложнены принципиальными противоречиями, которые бы влияли на развитие отношений между государствами. Однако понятно, что реализация украинской версии диалога с Ираном существенно отстает от российской в связи с разницей в масштабах стран, наработках в сотрудничестве, из-за экономического потенциала  стран, и других не менее важных факторов.  При этом на Украине считают, что необходимо создавать такие взаимовыгодные условия, которые сумели бы подвигнуть Иран на сотрудничество с Украиной в не меньшей степени, чем с Россией. Иран является для Украины важным экономическим партнером из-за своего экономического потенциала, перспектив инвестиционного сотрудничества и взаимодействия в энергетической сфере. В этом смысле выход Ирана из-под влияния  международных санкций создаст благоприятную ситуацию, которой необходимо воспользоваться, чтобы вывести двухсторонние украинско-иранские отношения на качественно новый уровень. По сути, это будет сигнал украинской бизнес-среде активизировать работу на иранском рынке. В Украине полагают, что необходимо созданием экономических условий заинтересовать украинские бизнес-круги инвестировать на иранском рынке, а иранских бизнесменов – на украинском. По мнению украинского экспертного сообщества, после отмены со стороны США и Евросоюза торгово-экономических санкций в отношении Ирана,  для Украины откроются новые торгово-экономические возможности, ибо она «может стать для Ирана той страной, сотрудничество с которой придаст иранской экономике новые импульсы». Пока же происходит снижение показателей  взаимного товарооборота. Если в 2012 г. он составил рекордный объем 1,5 млрд долларов, а по объемам импорта украинской продукции Иран занимал 22-е место в мире, то уже на следующий год вследствие введения международных санкций экономического характера произошло существенное, на 10%, сокращение украино-иранского товарооборота. В тот же период в украинском экспорте в Иран произошли серьезные структурные изменения, и цифры товарооборота остановились в наши дни на отметке в 400 млн долларов.

Как же смотрят в Тегеране на события на украинском направлении? Вначале коснемся академического сообщества. Профессор Тегеранского университета Эллахэ Коллайи, известный специалист по постсоветскому пространству,  отметила в интервью СМИ, что « вторжение России в Украину является продолжением усилий Москвы по предотвращению присоединения Украины к западному блоку».  Проф. Э.Коллайи  отмечает, что Россия проповедует теорию о своем особом положении и правах в отношении стран, входящих в состав СССР, в постсоветский период, и Украина — как раз одна из этих стран. В России, как предполагает Э.Коллайи, учитывают, что  Украина является второй по размеру среди республик, обретших независимость в результате распада Советского Союза. Аргументом в пользу особого «расположения» России к Украине, считает иранский аналитик, является ее местоположение на берегу Черного моря и очень важное значение в регионе между Россией и странами-членами НАТО.  Этот военно-политический блок, указывает иранский аналитик, является для России крайне раздражающим фактором, и по мнению Москвы, страны постсоветского пространства ни в коем случае не должно статью частью НАТО. Россия видит в НАТО угрозы безопасности как для себя, так и других постсоветских государств, обращая особое внимание на недопущение вступления в НАТО Украины и Грузии.  Проф. Э.Коллайи излагает позицию России в этом отношении следующим образом: «После роспуска просоветского Варшавского договора Россия надеялась, что подобное ожидает и НАТО, чего не случилось. Блок не только не исчез, но расширился на территорию Восточной Европы, включив в себя и несколько бывших советских республик». Иранский профессор уточняет, что все договоренности между Россией и НАТО на протяжении четверти века обусловливались тем, что НАТО не будет принимать в свои ряды эти страны. «Однако некоторые страны, такие как Украина и Грузия, с начала своей независимости планировали вступление в НАТО, что  всегда сталкивалось с противодействием России». События этих дней, уверена проф.Э.Коллайи, является продолжением усилий, которые Россия прилагает для предотвращения присоединения Украины к западному блоку, как в экономическом и политическом плане, так и с точки зрения безопасности. В заключение своего интервью профессор Тегеранского университета Э.Коллайи отметила: Для такой страны, как Украина, которая очень важна для России с точки зрения идентичности и истории, равно как в экономическом, политическом, стратегическом и геополитическом плане, ее гипотетически возможное присоединение к западному военному блоку с точки зрения Москвы неприемлемо.

Что касается позиции официального иранского руководства, то ее выразил 1 марта верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи, выступая по случаю наступления мусульманского  праздника Ид аль-Фитр. Он призвал остановить военные действия на Украине и расценил их как «яркий пример антикризисной политики США», добавив, что в Иране знают ее истинную подоплеку. Украинский кризис аятолла расценил как результат политики США, потому что, по его словам, «именно США вмешались во внутренние дела Украины, устроили бархатно-цветной переворот». Реагируя на начавшиеся военные действия России на украинской территории, духовный лидер ИРИ  страны указал на твердую антивоенную позицию своей страны: «Мы против войны, убийства людей и разрушения инфраструктуры. Это наша неизменная линия, твердое слово Исламской Республики, и наша политика». По поводу перспектив этой российской военной операции, аятолла Али Хаменеи сказал, что любой кризис излечим, если знать, отчего он возник. В данном случае известно, что то, что происходит сегодня в Украине, вытекает, как думает иранский лидер, из политики США и Запада, «которые необходимо признать и осудить». На фоне отчетливо реализуемой антизападной политики ИРИ, аятолла Али Хаменеи постулирует и уроки украинского кризиса: «Первый урок для всех правительств заключается в том, что поддержка западными державами стран и их правительств является миражом и нереальна». Вторым уроком украинского кризиса духовный лидер ИРИ назвал необходимость опоры на народ. Как сказал иранский лидер, народ — главный фактор независимости стран, и в мире должны опираться  « на опыт иранского народа в преодолении баасистского  Ирака». По поводу событий в Украине высказался и президент Ирана Эбрахим Раиси. Глава исполнительной власти страны предложил предпринять любые дипломатические усилия, способные привести к мирному урегулированию конфликта, способствовать восстановлению мира. СМИ процитировали его заявление по этому поводу: «Мы твердо верим, что дипломатия и искреннее соблюдение международных обязательств всеми сторонами является единственным выходом из сложившейся ситуации».

52.22MB | MySQL:103 | 0,463sec