Политический портрет М.Х. Мусави и его шансы на предстоящих выборах президента ИРИ

То, что кандидатура Махмуда Ахмадинежада будет выставлена от лагеря консерваторов на предстоящих в июне 2009 года президентских выборах, сомнений не вызывало ни у кого. Кандидатура же его реального противника, способного составить ему конкуренцию, а не просто обеспечить легитимность выборов как демократических, до сих пор остается под вопросом.

Особенный интерес представляет вероятность прихода к власти представителей реформаторского крыла. В качестве такого канди-дата до последнего времени многие рассматривали бывшего президента Мохаммада Хатами. Но Хатами официально снял свою кандидатуру, поэтому необходимо взвесить шансы тех ре-форматоров, которые смогут составить конкуренцию Махмуду Ахмадинежаду.

Но сначала вернемся к процедуре выдвижения Хатами своей кандидатуры, что в какой-то мере отражает и расстановку политических сил в стране, и объективную оценку самого Хатами своих шансов на избрание.

Еще в январе в среде консерваторов, критиковавших Ахмадинежада, обсуждались планы по созданию новой коалиции с тем, чтобы выдвинуть единого кандидата или нескольких кандидатов в противовес Ахмадинежаду. Такая ситуация могла повысить шансы на избрание представителя реформаторов, и уже в январе, особенно после встречи Ахмадинежада с некоторыми представителями традиционных консерваторов (с Х. Аскароулади), видимо добившихся от Ахмадинежада обещания пойти на уступки, консерваторы призвали сплотиться вокруг Ахмадинежада. Хатами (в настоящее время возглавляет Международный институт культурного диалога), несмотря на предложения лагеря реформистов выдвинуть свою кандидатуру, колебался. Еще в 12 января во время своей поездки в Элам он сказал, что участвовать в выборах от реформаторского крыла будет либо он, либо Мусави. Этот вопрос обсуждался ими 11 января, накануне поездки Хатами. Чтобы не допустить участия Хатами в выборах, Объединенный фронт консерваторов предложил вариант, при котором он готов не выдвигать кандидатуру Ахмадинежада, если свою кандидатуру не будет выставлять Хатами. Консультационный совет лагеря реформаторов в начале февраля убедил Хатами выдвинуть свою кандидатуру. Официально о своем согласии он заявил 8 февраля, после встречи с духовным лидером (рахбаром) А. Хаменеи.

По мнению многих экспертов, Хатами не получил однозначного одобрения Хаменеи. Началась совершенно не скрываемая офици-альными властями кампания против Хатами, который в День революции подвергся нападению вооруженной толпы («смерть Хатами, не хотим американского правительства»). Уже в феврале были закрыты (для иранских пользователей) два предвыборных сайта Хатами.

10 марта о выдвижении своей кандидатуры заявил Мир Хоссейн Мусави. 15 марта иранское новостное агентство Мехр сообщило о состоявшейся в этот день встрече Хатами и Мусави, и уже 16 марта Хатами снял свою кандидатуру. При этом он заявил, что этим преследует цель объединения реформаторских сил. Кроме того, он уверен, что за Мусави проголосует и часть консервативного лагеря. Вряд ли это станет препятствием для выдвижения кандидатуры Ахмадинежада. От лагеря реформаторов о своем участии в выборах ранее заявил лидер «Эттемаде мелли» Мехди Кярруби (71год, по новым дополнениям — до 75 лет), который свое участие не ставил в зависимость от участия в выборах Хатами или Мусави.

Итак, Мохаммад Хатами отказался от участия в президентской гонке в пользу М.Х. Мусави.

Кто такой Мир Хоссейн Мусави? Какие факторы работают на него как кандидата в президенты?

Его полное имя — Мир Хоссейн Мусави Хаменеи. Он родился в 1941 г. в Хомене, Западном Азербайджане. Окончил архитектурный факультет Иранского национального университета (сейчас — Шахид Бехешти). В первые годы после революции был ответственным редактором официального органа ПИР (Партии исламской республики) газеты «Джомхурийе эслам и». В 1981 г. был министром иностранных дел, в 1981-1989 гг. — премьер-министром Ирана. Имеет степень доктора архитектуры, ведет мастер-класс в Университете Шахид Бехешти, стоит во главе Иранской академии искусств, является членом Высшего совета культурной революции. Многие сейчас пишут, что после ликвидации поста премьер-министра в 1989 г. он на 20 лет отошел от активной политической жизни. Однако говорить, что он совсем отошел от политической жизни, — более чем некорректно, т.к. с 1997 г. он был советником президента Хатами; с момента создания Совета по целесообразности принимаемых решений входит в его состав, хотя есть данные о том, что он долгое время не принимал участия в его заседаниях.

Первые попытки вернуться в большую политику были им предприняты в 1997 г., когда в период выборов развернулась острая борьба между сторонниками курса Рафсанджани и его противниками. Уже в то время Мусави явно примыкал к сторонникам Ассамблеи борющегося духовенства, ставшей базой реформаторского движения, но в то же время не разделявшей взгляды на ускорение экономической либерализации. Лидер страны, разделяя эти взгляды, тем не менее понимал необходимость постепенного осуществления реформ, а поддержка Мусави, который в 80-е годы стал архитектором жестко централизованной экономики, означал почти полный отказ от курса на экономическую либерализацию. Возможно поэтому, как объясняла жена Мусави — Захра Рахнавард, Мусави не стал выдвигать свою кандидатуру, т.к. не получил одобрения сверху. Однако она не уточнила, от кого это исходило — от Хаменеи или Рафсанджани, тогдашнего президента. Следующий президент Хатами сделал Мусави своим главным советником.

Новая попытка вернуться в политику была предпринята в конце 2004 г., накануне президентских выборов 2005 г. К этому времени имя Мусави уже прочно ассоциировалось с реформистским течением. Поэтому некоторые реформистские партии предлагали кандидатуру Мусави. Состоялась встреча Мусави с президентом Хатами и с лидерами Ассамблеи борющегося духовенства Мехди Кярруби (который стоял тогда во главе ассамблеи) и Мохаммадом Мусави-Хоениха. После этого совещания, чтобы не допустить распыления реформаторских сил, Мусави уклонился от предложения участвовать в выборах. Хотя Мусави мог бы набрать тогда больше голосов, чем Моин, он вряд ли опередил бы Кярруби и Рафсанджани, на стороне которых, вероятно, все-таки был реальный перевес, как показали результаты первого тура за три часа до окончания голосования.

И наконец, в 2009 г. Мусави заявил о своем согласии баллотироваться. Он начал активно выступать с критикой политики Ахмадинежада уже с лета 2008 г. При выдвижении своей кандидатуры Мусави заявил, что его главные цели — это искоренение коррупции и правовых нарушений, а в области экономики — реальное проведение приватизации и на этой основе смена той модели, которую он назвал экономикой на основе милости. Главный упрек Ахмадинежаду — состояние разбалансированности управления экономикой, его вопрос: «Если не получено пользы от высоких цен, что же будет, когда они упали?» — отражают настроение большинства населения страны.

Действительно ли Мусави, сторонник максимального вмешательства государства в экономику, разделяет идеи экономической либерализации? Этот вопрос автор задала Захре Рахнавард, когда она в конце 2004 г. говорила о программе ее мужа, которая предусматривала необходимость проведения более радикальной, чем при Хатами, либерализации. Она ответила, что Мусави четко понимал в 80-е годы необходимость выживания страны в военный период, что могла обеспечить военная экономика, и также понимает необходимость приведения экономической политики в соответствие с требованиями мирового развития. Таким образом, способность реагировать на практические вызовы, не «зацикливаясь» на исламских принципах, можно считать фактором, работающим на пользу Мусави. При этом он не отходит от ориентации на справедливую экономику, т.е. с опорой на среднее и мелкое предпринимательство. И будучи премьер-министром, он делал упор на поддержку мелкого предпринимательства. Это тоже может обеспечить ему поддержку части электората.

Сильной чертой Мусави может стать его успешный опыт на посту премьер-министра. Мусави возглавлял правительство в самое тя-желое для Ирана время, и не потому, что была война. Противоречия между разными группами духовенства были чрезвычайно сильны, хотя официально и действовала одна партия, в которую объединились все группировки и партии духовенства. Но это больше делалось для политической консолидации. Отражением же разногласий стало то, что не был принят ни один сколько-нибудь важный экономический закон. Страна постоянно балансировала на грани экономической катастрофы. И Мусави проявил завидный талант решительного и умелого администратора — он брал на себя ответственность в ситуации законодательного вакуума, т.е. проводил экономическую политику, не всегда согласовывая свои действия с меджлисом, Наблюдательным советом и президентом, которым был тогда Али Хаменеи, убедительно доказывая Хомейни необходимость их про-ведения.

Сейчас ситуация почти аналогична. Экономическая политика Ах-мадинежада хаотична, самое слабое звено — отсутствие умелого менеджмента высшего звена. Программы убедительны, достаточно радикальны, но та структуры, которая была бы способна реализовать их, отсутствует. Особенно ощущается отсутствие четкой экономической политики в период разворачивающегося кризиса. В стране много политиков, но нет опытных руководителей экономикой. Повседневная работа правительства после 1989 г. находится в ведении первого вице-президента. В правительстве Ахмадинежада всеми делами занимается сам президент. В ситуации кризиса именно экономическое звено должно стать главным направлением политики. В данное время назрела необходимость восстановить пост премьер-министра.

Идея коалиционного комитета, которую выдвигали Раджаи, Мохаммад Ладжеварди и др., имела своей целью не только сохранить Ахмадинежада как президента, но и ввести Мусави как представителя реформаторов. От этой идеи Раджаи не отказался, ее продолжают обсуждать в иранской прессе, при этом высказывается предположение о восстановлении поста премьер-министра и назначении Мусави на эту должность. Но, возможно, все это делается для того, чтобы сторонники реформаторов проголосовали за Мусави. Взгляды Мусави на экономику вполне соответствуют центральному спектру как реформаторов, так и консерваторов. Это взгляды прагматического крыла и тех и других политических течений. Такое положение, с одной стороны, работает на пользу Мусави, но если при этом речь идет о согласии всех сил на создание коалиционного правительства при Ахмадинежаде, то это сработает против шансов Мусави стать пре-зидентом.

Мусави осторожен в своих высказываниях. Наиболее острые его критические замечания, как было отмечено выше, касались деятельности Ахмадинежада. Поэтому он имеет шанс привлечь достаточно голосов консерваторов, недовольных радикализмом Ахмадинежада. Но экономическую политику последнего прези-дента критикуют все. Пока нет четкой позиции Мусави по внешней политике. Однако как представитель лагеря реформаторов он занимает более взвешенную позицию по отношению к ядерной программе, США и Израилю, исходя прежде всего из прагматических интересов самого Ирана. Поэтому именно умеренность его взглядов также работает на его избрание.

Благодаря активной позиции в женском движении Захры Рахнавард, выступающей за повышение роли женщин в общественной жизни, расширении прав женщин, он может рассчитывать и на часть женского электората.

Теперь о практически главном условии победы Мусави — о воз-можности его поддержки рахбаром. Если оценивать вероятность такой поддержки, то, на наш взгляд, она не превысит одной трети. И это наиболее уязвимое место в его предвыборной кампании. Если он не получит поддержки Хаменеи, то сойдет с дистанции. И тогда кандидатом от реформистского лагеря останется Мехди Кярруби, кандидатуру которого как одного из видных богословов Хаменеи не может не поддержать, но эта поддержка вряд ли будет носить характер предпочтительности. Шансы Кярруби после ухода Мусави безусловно вырастут, их и сейчас можно оценить как довольно высокие, но они уступают шансам Ахмадинежада. Кроме того, Кярруби входит в Ассамблею борющегося духовенства, и если члены противоположной организации — Общества борющегося духовенства — больше имеют моральное право голосовать за светского кандидата, каким является Мусави, то их поддержка Кярруби может быть ограничена именно из-за его членства в ассамблее. Если на последнем этапе рахбар определенно выскажется в пользу М. Кярруби, то только в случае реализации Плана Раджаи, т.е. в связке с Мусави в качестве премьер-министра.

Примечание: в работе использованы материалы, предоставленные Е.В. Дунаевой.

52.41MB | MySQL:103 | 0,503sec