Военно-политическая обстановка в Ираке (март 2009 года)

Военно-политическая обстановка в Ираке в марте 2009 года не претерпела значительных изменений и продолжала оставаться сложной. Положение дел в сфере безопасности характеризовалось наличием очагов напряженности в некоторых районах страны. На внутриполитическую ситуацию негативным образом влияли сохраняющиеся серьезные разногласия между ведущими политическими силами Ирака. Руководство страны вело активную внешнеполитическую деятельность, уделяя основное внимание отношениям с соседними государствами.

Ситуация в сфере безопасности в Ираке в марте 2009 года продолжала сохранять заметные элементы напряженности, хотя, по официальным заявлениям командования ВС США и иракских властей, число вооруженных нападений упало до самого низкого уровня с августа 2003 года. По информации правительственных органов Ирака, потери от вооруженного насилия среди гражданского населения составили в марте убитыми 185 человек (в феврале – 211). Ранения получили 647 гражданских лиц, военнослужащих и полицейских (в феврале — 548 человек).

Главными очагами напряженности, как и прежде, являются северные и северо-восточные провинции Ирака: Найнава с центром в г. Мосул, Дияла (г. Баакуба) и Эт-Таамим (г. Киркук), а также столица страны Багдад и прилегающие к городу районы.

В минувшем месяце на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Баакуба, Мосул, Тикрит, Балад-Руз, Самарра, Талль-Афар, Бухриз, Кайяра, Эс-Саадия, Эль-Хадита, Эль-Фаллуджа, Рамади, Джалаула, Абу-Грейб, Машхад, Эль-Ясриб, Эль-Халис и в ряде других мест.

Нестабильная и напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и прилегающих к нему районах. Несмотря на регулярно проводимые иракскими правительственными силами войсковые и антитеррористические операции, Мосул и провинция Найнава в значительной степени продолжают оставаться под влиянием боевиков различ-ных экстремистских, племенных и клановых группировок, представляющих интересы арабов-суннитов, курдов и христиан. Ситуацию усугубляет массовая безработица в регионе, временами достигающая 80 проц от числа работоспособного населения, что позволяет вооруженным и террористическим группировкам постоянно пополнять свои ряды.

Напряженной и нестабильной остается ситуация в провинции Дияла к северо-востоку от Багдада. Здесь постоянно происходят столкновения иракских правительственных сил и поддерживающих их американских войск с боевиками различных вооруженных группировок. В марте в провинции было совершено несколько крупных терактов.

Взрывоопасной сохраняется обстановка в Киркуке – центре важнейшего нефтедобывающего района на севере Ирака. Это обусловлено непрекращающимся противоборством между курдами, с одной стороны, и арабами и туркоманами с другой, по вопросу о дальнейшей судьбе города и прилегающих к нему территорий. Киркук разделен на зоны проживания национальных общин, которые контролируются их вооруженными формированиями.

Положение дел в Багдаде также нельзя назвать стабильным. В марте в столице и ее пригородах было совершено несколько крупных терактов. В городе регулярно совершаются вооруженные нападения, обстрелы и другие виды насилия. После ареста 28 марта одного из руководителей суннитских вооруженных формирований «Советов пробуждения» М аль-Машхадани (власти обвиняют его в терроризме и бандитизме) в Багдаде произошли ожесточенные столкновения между суннитскими ополченцами и правительственными войсками. Американские военные оказали содействие иракским силам в подавлении вооруженного выступления суннитских бойцов. Действия багдадских властей и американских военных вызвали резкое недовольство у большей части суннитских ополченцев в стране, особенно в провинции Дияла.

В последнее время командование ВС США в Ираке отмечает увеличение числа вооруженных нападений на иракских военных и полицейских в районах южнее Багдада. В основном их совершают шиитские группировки, но есть и суннитские отряды, в т. ч. связанные с иракским филиалом «Аль-Каиды». Все эти группировки стремятся восстановить свои позиции в регионе.

На большей части территории иракского юга ситуация в минувшем месяце сохранялась в основном стабильной. Вместе с тем, вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Хилла, Амара и в некоторых других местах.

Глава МВД Ирака Дж. аль-Булани считает, что в настоящее время происходит перегруппировка сил вооруженных шиитских группировок в Багдаде и южных провинциях Майсан и Басра. Их отряды малочисленны, но хорошо организованы, а большинство боевиков ранее состояло в вооруженных формированиях радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Американское командование полагает, что эти группировки финансируются Ираном, а боевиков обучают иранские инструкторы. Наиболее крупными считаются группировки «Асаиб Ахль аль-Хакк» и «Катаиб Хизбалла».

Иракская армия и силы безопасности провели в марте в южных и центральных провинциях Бабиль, Эд-Дивания, Эль-Кадисия и Кербела крупную войсковую операцию с целью ликвидации опорных баз местных сторонников «Аль-Каиды».

Обстановка в Иракском Курдистане в марте в целом продолжала оставаться стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где базируются силы сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП), ведущей вооруженную борьбу с турецким правительством. В минувшем месяце самолеты и артиллерия турецких ВВС нанесли несколько ударов по объектам боевиков КРП в Северном Ираке.

В приватной обстановке представители турецких спецслужб скептически высказываются относительно эффективности созданного в феврале 2009 года в Эрбиле совместного (США, Турция, Ирак) регионального командно-разведывательного центра, т. к., по их мнению, руководство иракской курдской автономии вряд ли будет делиться важной информацией о деятельности КРП.

Президент Ирака Дж. Талабани (курд) призвал КРП сложить оружие и заняться «политической борьбой», отметив, что «вооруженное сопротивление больше неприемлемо», т. к. оно воспринимается как терроризм. Представитель сепаратистов отверг это предложение, заявив, что Талабани не имеет авторитета, чтобы «произносить такие слова».

Продолжается, хотя и с меньшей интенсивностью противоборство между арабами-суннитами и шиитами. Не прекращаются покушения на политических и религиозных деятелей обеих общин.

Противоречия между арабами и курдами на сегодняшний день являются одним из наиболее серьезных факторов, осложняющих обстановку в Ираке. Президент Региона Курдистан М. Барзани в своих официальных выступлениях в марте много говорил о приверженности курдов единству Ирака. Однако на практике власти курдской автономии предпринимает шаги по недопущению усиления влияния центрального правительства на подконтрольных курдам территориях. Напряженность сохраняется в районах совместного проживания арабов и курдов. В сохранении, а в ряде случаев и усилении этой напряженности стороны обвиняют друг друга. Багдадские власти упрекают курдов в одностороннем введении вооруженных отрядов «пешмерга» на спорные территории, отказе делится с центром доходами от нефти, добываемой в Курдистане. В ответ курды обвиняют Багдад в антиконституционной централизации власти, попытках урезать права правительства автономии, стремлении силового решения спорных вопросов. Курдское руководство опасается, что с уходом американских войск центральное правительство усилит давление с целью максимального урезания прав автономии или даже ее ликвидации. Об опасности расширения конфликта между арабами и курдами, возможности его перехода в плоскость силового решения регулярно высказываются высокопоставленные представители командования ВС США в Ираке.

Группировка «Аль-Каида в Ираке», несмотря на понесенные серьезные потери, все еще сохраняет потенциал для активной деятельности. Отмечается стремление террористов и экстремистов восстановить свои позиции в некоторых районах страны. Продолжают активно действовать подготовленные экстремистами террористы-смертники, совершенствуются и применяемые террористами взрывные устройства.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы и местные боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различной ориентации, чиновников разных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, бойцов суннитских отрядов «сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, дети, врачи. На высоком уровне сохраняется насилие в отношении женщин и девушек. В 2008 году Ирак второй год подряд признали наиболее опасным местом для работы журналистов и других сотрудников СМИ. Со времени начала войны в 2003 году в стране погибли 295 журналистов, в т. ч. 16 женщин. На первом месте по числу погибших журналистов находится Багдад, а на втором – Мосул. В Ираке работники СМИ фактически лишены всех социальных прав.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет считаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым пока не привела к заметным успехам.

Продолжаются, хотя и с меньшей интенсивностью, нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы местных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, школы, различные экономические объекты, медицинские учреждения. В марте отмечены случаи ракетных и минометных обстрелов военных баз коалиционных сил.

Вместе с тем, об улучшении ситуации в сфере безопасности говорит и факт первого после 2003 года посещения Ирака группой иностранных туристов из Великобритании, Канады и США, которая побывала на юге страны в провинции Бабиль, городах Эн-Наджаф и Кербела.

По состоянию на 1 апреля 2009 года в силовых структурах Ирака числилось около 602 тыс. человек, в т. ч. в армии – 220 тыс. человек и в МВД – 382 тыс. человек.

По официальной правительственной информации, в марте 2009 года иракские силовики потеряли убитыми 67 человек (в феврале – 48), в т. ч. военнослужащих – 14 (в феврале — 17) и полицейских – 53 (в феврале — 31). В ходе боевых и антитеррористических операций было убито 45 боевиков, а 650 – арестовано.

Ирак заказал в США 140 танков «Абрамс» модификации М1А1SA. Эта модель танка приспособлена для эксплуатации и боевого применения в условиях пустыни. В частности, она имеет специальную систему фильтрации воздуха. Боевые машины будут поставляться Ираку в течение 18 месяцев партиями по 35 шт. Иракские танкисты – будущие инструкторы уже начали обучение на новой технике. Для этой цели командование ВС США в Ираке выделило 22 «Абрамса». Курс обучения продлится три месяца. Американцы также подготовят иракский персонал для технического обслуживания танков. Формирование первого иракского подразделения, оснащенного танками «Абрамс» М1А1SA предполагается завершить до конца 2010 года. В марте правительство Ирака уведомило США о намерении приобрести для национальной армии еще оду партию из 140 танков «Абрамас». Вашингтон пока не дал ответа на этот запрос Багдада.

США приобретут в ближайшее время в России для иракских ВВС 22 транспортно-десантных вертолета Ми-17, которые будут модернизированы американскими специалистами.

Сообщается о намерении Ирака приобрести в Соединенных Штатах 26 боевых вертолетов, 400 боевых бронированных машин «Страйкер» и 20 патрульных катеров.

Американцы продолжают нести основную нагрузку в вопросах тылового обеспечения иракской армии, вплоть до поставок иракским военным питьевой воды и топлива.

У американских военных имеются сомнения насчет того, смогут ли иракские вооруженные силы действовать самостоятельно после 2011 года, когда Ирак покинут войска США.

Ирак и Франция подписали в марте контракт на поставку иракским ВВС 24-х транспортных вертолетов ЕС-635. Это первая после 1990 года сделка на поставку французского вооружения Ираку.

Сокращение бюджетных расходов в связи с падением цен на нефть на мировых рынках негативно отражается и на министерствах обороны и внутренних дел. Так, руководство МВД Ирака заявляло о намерении довести численность своих сотрудников и личного состава военизированных формирований до 500 тыс. человек, однако реализация этих планов находится под угрозой срыва именно из-за нехватки средств, выделяемых для набора людей. Аналогичная ситуация складывается и в военном ведомстве, особенно при наборе людей в ВВС и ВМС. Также отмечаются случаи несвоевременной выплаты денежного довольствия личному составу армии и МВД.

Глава МВД Дж. аль-Булани признал, что по обвинению в коррупции из его ведомства были уволены до 62 тыс. сотрудников. Министр также признал, что в рядах полиции все еще остаются сторонники боевиков.

Ирак рассчитывает на содействие Франции в деле подготовки своих сил безопасности, т. к., по словам Дж. аль-Булани, собственные возможности страны остаются ограниченными.

Иракские власти уделяют повышенное внимание разведывательной деятельности и усилению контроля на границах с Турцией, Ираном, Сирией, Иорданией и Саудовской Аравией. В настоящее время число пограничных застав доведено до 700 (протяженность сухопутных границ Ирака составляет около 3630 км), а бюджет пограничной службы достиг 700 млн долларов. В марте иракские пограничники впервые начали использовать для наблюдения и разведки беспилотные летательные аппараты.

В Багдаде отмечают, что за последние несколько месяцев произошло значительное улучшение обстановки на границе с Сирией, что привело к заметному сокращению числа потенциальных боевиков и террористов, проникающих на иракскую территорию. Во много это стало возможным благодаря укрепляющемуся сотрудничеству двух стран в деле охраны совместной границы.

К 1 апреля командование ВС США передало в распоряжение иракских властей 84 тыс. бойцов отрядов ополчения «Советов пробуждения» («сахва», «Сынов Ирака»). Оставшиеся 10 тыс. человек в провинции Салах-эд-Дин были переданы в начале апреля. Однако по-прежнему не ясна дальнейшая судьба большей части этих людей. Как известно, правительство Ирака согласилось зачислить в армию и полицию пятую часть бывших суннитских ополченцев, а остальным предоставить работу в различных гражданских структурах. Вместе с тем, к настоящему времени на службу в полицию приняли около 5 тыс. человек, а в армию – лишь 500 человек (по другой информации, в армию и МВД приняли только 3 тыс. человек). Кроме того, имеются до 10 тыс. вакансий в министерстве образования и 3 тыс. вакансий в министерстве здравоохранения. Также власти обязались ежемесячно выплачивать бывшим ополченцам небольшие денежные пособия, что, однако, делается нерегулярно, с большими задержками. Продолжаются аресты и преследования бывших ополченцев, особенно их командиров. Нерешенность проблем с бывшими бойцами суннитских формирований становится одним из источников напряженности в стране. Более того, существует опасность (и об это говорят американские военные) возвращения суннитских бойцов к антиправительственной повстанческой деятельности.

В марте 2009 года в численности и боевом составе группировки вооруженных сил США в Ираке существенных изменений не произошло. По состоянию на 1 апреля 2009 года она насчитывала около 140 тыс. человек в составе 14 боевых бригад. Основные силы американских войск дислоцированы в центральных и северных районах Ирака. Командование ВС США сообщило, что в соответствии с планом президента Б. Обамы к сентябрю текущего года из Ирака будут выведены 12 тыс. американских военнослужащих.

Потери личного состава американских войск в Ираке в марте 2009 года составили убитыми 9 человек (в феврале — 16) и ранеными около 50 человек (в феврале — 93). Причем боевые потери составили в марте лишь 4 человека убитыми. Это самый низкий уровень потерь ВС США в Ираке со времени начала военной кампании в этой стране. Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 1 апреля 2009 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4511 человека и ранеными около 31150 человек. Кроме того, один американский военнослужащий считается пропавшим без вести.

Президент США Б. Обама заявил, что не намерен ускорять возвращение американских солдат из Ирака, и предпочитает «постепенный вывод войск с учетом проводимых там выборов» (декабрь 2009 г.).

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики заявил, что он проинформировал президента Б. Обаму и других высокопоставленных лиц его администрации о том, что иракское правительство должно давать согласие на любые перемещения войск США, связанные с их предстоящим выводом из страны. Такие перемещения, по словам аль-Малики, должны осуществляться в зависимости от ситуации с безопасностью в том или ином районе Ирака. При этом войска США не должны покидать какой-либо район до тех пор, пока там «безопасность не будет обеспечена на 100 процентов». В противном случае вывод войск должен быть отложен.

Представитель командования ВС США заявил, что американские войска продолжат участвовать в боевых операциях «даже после того, как завершится их размещение на базах вне Багдада и других городов».

В конце марта американское командование перебросило в район Басры дополнительные части численностью около 2 тыс. человек (до этого здесь находилось 1,5 тыс. американских военнослужащих). Цель этого перемещения – замена британского контингента, который в ближайшее время вернется на родину. Кроме того, войска будут охранять дороги и порт Умм-Каср, через который предполагается вывести из Ирака часть американских войск и их имущества. Также американцы будут охранять экспортные нефтяные терминалы. Не исключено и их участие в боевых операциях против орудующих в районе Басры шиитских вооруженных группировок, поддерживаемых Ираном.

Командующий ВС США в Ираке генерал Р. Одьерно приказал сократить число гражданских лиц, работающих по контрактам на американские войска. В настоящее время вооруженные силы США в Ираке обслуживают до 150 тыс. гражданских рабочих и служащих. Из них 39 тыс. человек – граждане США, 70 тыс. человек – иностранцы, преимущественно выходцы из Шри-Ланки, Филиппин и Непала, а 41 тыс. человек – граждане Ирака. Одновременно генерал рекомендовал подчиненным командирам шире использовать иракских работников, особенно из числа тех, кто проживает вблизи американских военных баз. По мнению Одьерно, «использование иракцев не только сберегает деньги, но также укрепляет иракскую экономику и помогает ликвидировать корни повстанчества – бедность и отсутствие экономических возможностей».

В Пентагоне считают, что предстоящий вывод войск из Ирака будет сопряжен с большими трудностями и значительными финансовыми затратами, во многом связанными с необходимостью в течение 18 месяцев вывезти громадное количество различного оборудования, техники и имущества, накопленного американскими военными за годы пребывания в этой стране.

Интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке в марте снизилась. Авиация (преимущественно американские самолеты F-16 и F/A-18) оказывала поддержку боевым действиям наземных сил ВС США и иракской армии в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их бункерам, транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку объектов противника. Наиболее интенсивно авиация США действовала в провинции Дияла в районе городов Баакуба, Балад-Руз и Эс-Саадия. Ежедневно в минувшем месяце американские самолеты совершали от 24 до 66 боевых вылетов (в феврале от 37 до 89). Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, управляемые авиационные бомбы GBU-12/-31/-38, другие боеприпасы. Боевые самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами Ирака с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли ВВС США и Великобритании преимущественно на самолетах типа С-130 и С-17. Дозаправку боевых самолетов горючим в воздухе производили американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (4) составляла на 1 апреля 2009 года около 4,5 тыс. человек. Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил.

31 марта Великобритания официально начала вывод своих войск из Ирака, большая часть которых покинет эту страну до 31 мая 2009 года. В Ираке останутся примерно 400 штабных военнослужащих и инструкторов для обучения местных военных и полицейских.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в марте 2009 года не претерпело значительных изменений и, несмотря на достигнутые в последнее время положительные сдвиги, продолжало оставаться сложным, а в некоторых районах страны – напряженным.

Внутриполитическая обстановка в Ираке в марте 2009 года характеризовалась высокой активностью различных политических сил и в целом оставалась сложной.

На протяжении прошедшего месяца премьер-министр Ирака Н. аль-Малики развернул активную кампанию за скорейшее достижение в стране национального примирения и согласия. Признавая наличие «широких политических разногласий» среди шиитов, суннитов и курдов, глава правительства считает необходимым преодолеть их путем диалога. Аль-Малики также призвал простить сподвижников С. Хусейна при условии, что «они вернутся к нам и перевернут темную страницу истории Ирака». По мнению главы правительства, следует покончить с практикой назначения на высшие государственные должности по религиозному и этническому признаку, подчеркнув, что подобная система ведет «к слабости и плохому управлению». Кроме того, Н. аль-Малики заявлял о необходимости всемерно укреплять центральную власть, противодействовать сепаратизму и регионализму.

Многие в Ираке воспринимают усилившиеся призывы Н. аль-Малики к национальному примирению как политическую риторику, рассчитанную на завоевание голосов арабов-суннитов на предстоящих в конце года парламентских выборах. Так, по мнению суннитских политиков, слова и заявления главы правительства о примирении и согласии требуется подкре-пить конкретными делами, а именно принять законы, которые позволили бы бывшим функционерам правившей при С. Хусейне партии Баас «воссоединиться с иракским обществом».

Находящаяся вне закона партия Баас отвергла призыв Н. аль-Малики к примирению с нынешней властью, заявив, что «отказывается от диалога, встреч и каких-либо соглашений с коллаборационистами, шпионами и предателями». Баасисты особо подчеркивают, что «начинать процесс национального примирения следует с отказа от всяких политических процессов, запущенных в интересах оккупации». Между тем в марте иракский трибунал вынес обвинительные приговоры в отношении еще восьмерых соратников С. Хусейна. В частности, по 15 лет тюремного заключения получили бывший заместитель Саддама Т. Азиз и двоюродный брат бывшего диктатора, бывший член Совета революционного командования Ирака Х. А. Хасан аль-Маджид, ранее трижды приговоренный к смертной казни за убийства шиитов и курдов. Это был пятый судебный процесс над высокопоставленными деятелями прежнего режима.

Президент Ирака Дж. Талабани заявил, что больше не будет выдвигать свою кандидатуру на пост главы государства. Срок полномочий Талабани истекает в декабре 2009 года.

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. Парламент Ирака 5 марта сократил бюджетные расходы на 2009 год с 62,5 млрд долларов до 58,9 млрд долларов, что связано со снижением цен на нефть на мировых рынках. Это уже второе сокращение бюджета, который первоначально планировался в размере 80 млрд долларов.

Одной из наиболее острых остается проблема целевого использования средств, выделяемых зарубежными странами и организациями, прежде всего США, на восстановление и реконструкцию Ирака. Так, из 21 млрд долларов, выделенных Фондом восстановления и реконструкции Ирака, 15-20 проц были растрачены впустую. Кроме того, значительные денежные суммы были расхищены иракскими чиновниками. Наиболее серьезные проблемы в этом плане имеются в министерствах нефти, торговли и обороны. Главный ревизор США в Ираке С. Боумен был вынужден признать, что модернизация этой страны за счет американских налогоплательщиков провалилась. По словам Боумена, до 20 проц выделенных средств тратились на неудачные и плохо подготовленные проекты, а главное – ошибочной была сама попытка модернизировать Ирака за столь короткий срок. Основная часть средств, как считает Боумен, уходит на создание структур, хотя бы формально не враждебных американцам, в первую очередь, армии и полиции.

По-прежнему значительные трудности имеются в деле обеспечения населения питьевой водой. Так, в районе Багдада 36 проц подаваемой питьевой воды не считается безопасной для употребления. И это в т. н. «лучшие месяцы», а в «худшие месяцы» этот показатель достигает 90 проц. В целом водный вопрос в Ираке в последние месяцы очень серьезно обострился из-за резкого падения уровня рек Тигр и Евфрат. Это стало одним из существенных препятствий в деле восстановления национальной экономики.

Таким образом, положение дел на внутриполитической арене Ирака в марте 2009 года показывает, что между ведущими политическим силами страны продолжают сохраняться значительные противоречия, что серьезно препятствует налаживанию общеиракского диалога с целью достижения национального примирения и согласия.

Внешнеполитическая деятельность иракского руководства в марте 2009 года была сконцентрирована на отношениях с соседними государствами. Большое внимание уделялось также отношениям с США в различных областях.

Оценивая иракскую политику своей администрации, президент США Б. Обама выразил уверенность, что Вашингтон продвигается в Ираке «в правильном направлении», однако американские цели в этой стране «по-прежнему не достигнуты. Предстоит проделать еще большую работу». Обама также надеется на продолжение в Ираке процесса примирения между сун-нитами, шиитами и курдами.

Премьер-министр Н. аль-Малики на встрече в Багдаде с генеральным секретарем Лиги арабских государств А. Мусой заявил, что Ирак рассчитывает восстановить дипломатические отношения со всеми арабскими странами, и открыт для равноправного сотрудничества с любой арабской страной.

Ирак в марте впервые за последние 33 года с официальным визитом посетил президент Турции А. Гюль. В центре внимание его переговоров с иракскими руководителями были вопросы противодействия боевикам сепаратистской Курдской рабочей партии, которые базируются главным образом на территории северного Ирака. Также обсуждались вопросы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества и распределения вод рек Тигр и Евфрат. По итогам визита подписано комплексное соглашение об экономическом партнерстве. Заявлено о намерении увеличить годовой товарооборот между двумя странами до 20 млрд долларов. Вице-президент Ирака Т. аль-Хашеми сообщил, что Турция в текущем году обещала вдвое увеличить подачу Ираку вод Тигра и Евфрата.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара может разрешить использование турецкой территории при выводе американских войск из Ирака. Эрдоган также подчеркнул, что Турция позитивно оценивает решение США о выводе войск с иракской территории.

Находившийся с визитом в Багдаде министр иностранных дел Сирии В. Муаллим заявил 25 марта, что Дамаск готов предоставить Вашингтону любую необходимую помощь в деле вывода американских войск из Ирака, в т. ч. позволить ВС США уходить из этой страны через территорию САР.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари в марте впервые открыто признал наличие серьезных разногласий с Ираном по вопросам прохождения линии сухопутной и морской границы. В частности, он упомянул о разногласиях по прохождению линии границы по реке Шатт-эль-Араб. Зибари назвал «тщетными» многочисленные попытки иракской стороны убедить иранцев в необходимости и важности совместного урегулирования этих проблем.

Таким образом, в военно-политической обстановке в Ираке в марте 2009 года не произошло значимых изменений. Ситуация в стране продолжает оставаться сложной, а в некоторых районах — нестабильной и напряженной.

55.8MB | MySQL:116 | 0,686sec