О турецкой реакции на военную операцию РФ на Украине. Часть 1

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и по состоянию на момент написания данной статьи (5 марта) уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Говоря о турецкой реакции, включая намерение страны выдержать нейтралитет между Россией и Турцией уместно привести свежий пресс-релиз Союза туристических агентств Турции (TÜRSAB), опубликованный 3 марта.

«По просьбе посла России Алексея Ерхова о встрече с нашим председателем правления Фирузом Баглыкая были даны оценки текущих проблем в сфере туризма и безопасного возвращения российских туристов в свои страны. На указанной встрече наш председатель заявил, что страданиям должен быть положен конец, а проблемы должны быть решены в рамках мира.

Сразу после этой встречи (TÜRSAB) посетил посол Украины Василий Бондарь, которому было сообщено, что мы, как TÜRSAB, всегда готовы оказать гуманитарную помощь народу Украины, а также озвучены пожелания того, что чтобы военные действия прекратились как можно скорее, и наши пожелания продолжению единства и солидарности украинского народа.

В рамках нашей позиции как турецкого государства, как работники в сфере туризма, говорящие на языке мира, мы всегда действовали так, чтобы не причинять вреда гражданскому населению.

Наша дружба с Украиной и украинским народом никогда не изменится, как и наши постоянные дружеские отношения с русским народом.

Как TÜRSAB, как деятели туристической индустрии, которые всегда за мир, мы желаем, чтобы военные действия в регионе закончились как можно скорее, и чтобы дни мира в регионе наступили как можно быстрее.

Союз турецких туристических агентств

TÜRSAB».

Итак, как мы можем видеть, давление на все государственные и частные учреждения Турции, в связи с событиями, происходящими на Украине оказывается столь велико, что тот же Союз туристических агентств не может принять лишь только посла РФ А.Ерхова. Следуя политике балансирования, туркам обязательно показать свою равноудаленность в происходящих событиях и, в этом смысле, непременно, надо принять и посла Украины В. Бондаря.

Опять же, раньше данные встречи были бы абсолютно дежурными и рабочими и по этому поводу не было бы опубликовано ровным образом никаких заявлений, тем более, содержащих политические призывы. Теперь же речь идет о том, что не опубликовать по поводу встречи с послами пресс-релиз будет равносильно чуть ли не «сепаратным переговорам» со стороны турецкой общественности и, в этой связи, можно быть обвиненным бог знает в чем, чуть ли не в «сговоре» с Россией.

Так что, Союз турецких туристических агентств Турции не просто опубликовал пресс-релиз, но опубликовал пресс-релиз, который, по своим формулировкам, пристал чуть ли не Министерству иностранных дел Турции. Опять же, повторимся, это показатель того колоссального (пока что) психологического давления, которому подвергаются структуры в Турции, которые намерены сохранить свои отношения с Россией.

Тем не менее, данный пресс-релиз не удовлетворил украинскую сторону: украинский посол Василий Бондарь обвинил Союз туристических агентств Турции (TÜRSAB) не просто в двуличии, но и в «соучастии в преступлениях». Надо понимать, в «преступлениях России на Украине». Более того, украинский посол призвал туристические агентства Украины не работать больше с TÜRSAB.

Цитируем украинского посла:

«Встреча председателя TÜRSAB с нами утром, а затем с послом РФ является признаком двуличной политики. Ставить знак равенства между нападающей Россией и защищающейся Украиной означает соучастие. призываем украинские туристические агентства не работать с TÜRSAB».

Причина гнева украинского дипломата — понятно: две последовательных встречи руководства TÜRSAB с послами России и Украины в Турции и публикация Союзом достаточно сдержанного пресс-релиза за примирение на Украине с подчеркиванием важности для Турции отношений как с Россией, так и с Украиной. При этом, турки явно пытались сбалансировать ситуацию, но совершенно этим не удовлетворили Украину, которая, очевидно совершенно безосновательно, рассчитывала на обструкцию российского направления в туризме.

При этом, обратим внимание на откровенно неумный призыв украинского дипломата не работать больше с TÜRSAB. «Неумный» — потому что «не работать с TÜRSAB» эквивалентно тому, чтобы не ехать в Турцию. То есть, украинский посол призвал украинцев больше не ехать в Турцию…

Конечно, украинский турпоток — важен для Турции. Но от его выпадения турецкая туриндустрия точно не рухнет. Напротив, её ждет вал новых туристов из России с кратным увеличением потока параллельно тому, как закрываются окна возможностей для россиян за границей. И даже если они не закрываются, то речь идет об откровенно «токсичной» психологической обстановке, которая ждет россиян в западных странах.

Сам уже Турцию, в случае её равноудаленности, может ждать статус хаба между Россией и странами, которые ввели санкции против нашей страны. А вот «бои за шведскими столами» в турецких «пяти звездах» между русскими и украинцами туркам точно не нужны.

Продолжаем анализировать публикации и заявления турецких обозревателей, касающиеся событий, происходящих на Украине. Одним из главных турецких политологов, вне всякого сомнения, является генеральный координатор Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) Бурханеттин Дуран. 5 марта в главном англоязычном издании страны – газете Daily Sabah — он опубликовал статью под заголовком «Третья мировая война и ядерные угрозы».

Цитируем публикацию:

«Российское вторжение в Украину подпитывает опасения, что международная система вступила на путь, ведущий к Третьей мировой войне. В случае крупных кризисов, неизбежно приходят на ум мировые войны – ужасные трагедии, опустошившие человечество. Два года назад, когда началась пандемия коронавируса, многие эксперты утверждали, что мир переживает нечто похожее на Первую мировую войну.

На фоне украинского кризиса (и страха перед «ядерной войной») подобные сравнения проводятся между настоящим и прелюдией ко Второй мировой войне. Те люди, которые утверждают, что международное сообщество должно воздерживаться от «умиротворения» российского Владимира Путина (как оно когда-то умилостивило Адольфа Гитлера), вспоминают Мюнхенское соглашение 1938 года.

Ясно, что конкуренция великих держав вышла на новый уровень. Дела и слова российского президента, ясно заявившего о своем намерении строить империю, явно повлекли за собой большие разрывы. Напав на Украину под предлогом национальной безопасности России, Владимир Путин передает всем великим и региональным державам опасный сигнал о том, что каждая нация может заниматься ревизионистским поведением, ссылаясь на свою национальную безопасность. Это послание грозит возобновить замороженные конфликты и споры между народами.

Тем не менее, публичные дебаты о «третьей мировой войне» и ядерной войне, которые произошли в последние дни, вызывают глубокую обеспокоенность и могут иметь определенные долгосрочные последствия.

Если оставить в стороне смелые заявления Кремля о национальной безопасности, российский лидер потряс мир, разыграв ядерную карту в первую неделю войны. Президент США Джо Байден далее заявил, что альтернативой жестким экономическим санкциям является Третья мировая война. Наконец, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Украина представляет ядерную угрозу его стране в рамках заявления о демилитаризации Украины. Он также отметил, что Третья мировая война будет «ядерной» и «разрушительной». Хотя Лавров сказал, что Запад, а не Россия, думает о ядерном оружии, он обязательно донес следующее сообщение: «Идут разговоры о возможности ядерной войны. Но мы говорим не об этом. Если против нас начнется настоящая война, те, кто строит такие планы, должны подумать об этом».

Эти слова были сказаны не для того, чтобы сохранить лицо. Ядерный кот вышел из коробки. Тот факт, что ядерная энергия служила сильным сдерживающим фактором, уже был известен, когда эксперты анализировали планы и усилия различных стран по разработке ядерного оружия. Однако сегодня весь мир является свидетелем того, что, на самом деле, означает ядерная энергия на поле боя. Слон в комнате — очевидный вопрос: что означает российская «ядерная угроза», если речь идет о Третьей мировой войне?

Само собой разумеется, что угроза Москвы была направлена ​​на то, чтобы заставить Украину сдаться и дать понять западному альянсу, что он должен воздерживаться от оказания военной помощи украинцам, если они не хотят, чтобы Россия вышла за рамки обычной войны. Тем не менее опасения по поводу безопасности, подпитываемые действиями и угрозами России, открывают эру чрезмерного вооружения.

Первым этапом этой широкомасштабной трансформации является украинский кризис, переросший в «европейскую войну» в результате военной помощи Евросоюза. Открытие границ Украины для боевиков-добровольцев также может привести к новому проявлению феномена «иностранного боевика». Наконец, санкции могут выйти за рамки экономики и привести к изоляции России и российских граждан в Европе в социальной и культурной сферах.

Вторым шагом будет расширение оборонных бюджетов. Германия уже приняла решение, которое изменит стратегический баланс Европы, выделив 100 миллиардов евро (более 110 миллиардов долларов) на оборону.

Третьим шагом, в свою очередь, может стать смещение политики великих держав в сторону горячих точек (в зависимости от исхода украинской оккупации). Например, вопросы о том, вторгнется ли Китай на Тайвань или что Япония будет делать с Курильскими островами, сегодня гораздо более актуальны.

Четвертый и последний этап приведет к тому, что страны, обладающие достаточной мощью, будут стремиться к ядерному оружию — либо для самозащиты, либо для решения проблем своей безопасности».

Заметим, что важность приведенной вышел публикации – далеко не в том, с какими оценками её автор подошел к проводимой Россией специальной операции на Украине. Совершенно неважно расценивает он нынешнюю операцию в качестве «ревизионизма» или нет. Неважно расценивает он причины начала Россией своей операции в качестве таковых или считает их лишь предлогами для возрождения Россией империи. Также не слишком важны его оценки последствий для России и её граждан в плане применения к ним ограничительных санкций.

Но вот что, действительно, является принципиальным – это те тренды, на которые он указывает и которые были запущены с конфликтом на Украине. Разумеется, такое явление как «иностранный боевик» давно уже стало реальностью, причем, не только в странах третьего мира. Иностранные боевики участвовали и в гражданской войне в Югославии.

Однако, явление милитаризации Европы и оборонный бюджет Германии в 100 млрд евро – это, действительно, впечатляющее последствие событий на Украине. Следует ожидать, что оборонные бюджеты не только в Европе, но и по всему миру, среди стран, которые, разумеется, себе смогут это позволить, будут расти как на дрожжах. С этим рассуждением турецкого автора нельзя не согласить.

Ещё одно последствие – это застарелые территориальные споры. Правда надо заметить, что Украина, все же, не является классическим примером спора за обладание территории, чем является, допустим, проблема Курильских островов и Тайваня. И дело даже не в силовом решении территориального спора. Речь скорее идет, что США / НАТО / Запад утрачивают монополию на применении государствами военной силы за рубежом. Которую они себе присвоили по праву «победителей» в Холодной войне и с опорой на свою экономическую мощь.

Безусловно, успешным и ярким примером, в этом смысле, является Азербайджан, вернувший себе силой Нагорный Карабах. Тут, конечно, в определенной степени, сказался эффект неожиданности от действий Азербайджана, поддержанного со стороны Турции. И, кроме того, возникла коллизия, заключающаяся в том, что Нагорный Карабах был признан всем международным сообществом в качестве азербайджанской территории.

Но тем ярче и демонстративней тот факт, что незападные игроки могут обращаться к силовым методам решения своих территориальных вопросов безо всякой оглядки на Запад и, уже тем более, на разного рода международные институты, будь то НАТО или ООН.

Так что, нельзя не согласиться с тем, что российский кейс на Украине, в зависимости от своего исхода, предопределит и то, как в дальнейшем будут решаться территориальные споры в условиях, когда не оказывается больше эффективных механизмов сдерживания для силовых действий.

И, разумеется, популярность идеи о том, что «каждая уважающая себя страна» должна обзавестись ядерным оружием многократно возрастет, так или иначе приближая мир к ситуации, когда применение ядерного оружия будет даже более реальным, чем в условиях нынешнего конфликта на Украине.

К слову сказать, о своем намерении получить ядерный статус заявил не только президент Украины В.Зеленский, но и ранее, причем неоднократно, заявлял президент Турции Р.Т.Эрдоган.

При этом следует учитывать и принципиально разный профиль этих политиков: если В.Зеленский, в качестве бывшего шоумена, любит эпатировать публику разного рода заявлениями, делая упор на свой артистизм, то президент Р.Т.Эрдоган, хоть и известный популист, куда как более взвешенно использует слова. У Турции не меньше чем у той же Украины возможностей получить свое собственное ядерное оружие: тому могут поспособствовать особые отношения, установившиеся у Турции с Пакистаном, а также достаточно динамично развивающиеся ракетные технологии, которые могут предоставить стране средство (средства) доставки.

Так что, заметим и то, что не только Китай или Япония обратят внимание на происходящее на Украине, в том числе, на этапе «разбора полётов», когда станет известен конкретный результат. Внимание, безусловно, обратит и Турция, которая имеет территориальные споры в Эгейском море и в Восточном Средиземном море. Не говоря уже о том, что есть у турок серьезные вопросы относительно принадлежности Мосула и Киркука. Кроме того, заметим ещё одну немаловажную вещь: Турция, и в этом её схожесть с Россией, достаточно охотно использует за рубежом свою военную силу.

Делается это в рамках слогана современной внешней политике Турции, которая, как провозгласил турецкий МИД, «одинаково сильна как за переговорным столом, так и на поле боя». И этот тезис подкрепляется практикой страны в Сирии, Ливии, Ираке, а также в Нагорном Карабахе.

В этом смысле, не вызывает сомнений, что Турция, приложит все усилия к тому, чтобы усилить свою военную мощь, вероятность использования которой за пределами страны вырастет после украинского конфликта и с учетом его итогов, которые также будут оценены турецкой стороной с последующими выводами о политике страны для решения своих застарелых проблем, включая территориальные споры на море и проблему Киркука и Мосула.

62.95MB | MySQL:102 | 0,507sec