Американские эксперты о причинах и целях ракетного обстрела Ираном территории Иракского Курдистана

Атака баллистическими ракетами по Эрбилю на прошлой неделе, является ответом на предыдущую израильскую атаку на иранский завод беспилотных летательных аппаратов в городе Тебриз, сообщили иранские и иракские официальные лица.  Атака в основном была сконцентрирована на объекте в 30 км к северу от столицы Иракского Курдстана.  Ответственность за нападение взял на себя КСИР Ирана. Он утверждал, что ракеты были нацелены на объекты израильской разведки  «Моссад» в Эрбиле, заявив, что безопасность и мир Ирана — это «красная линия», которой никто не может угрожать. Израильтяне и руководство Иракского Курдистана ( интересно, что американские эксперты  факт нахождения такой миссии вообще никак не отрицают) эту версию случившегося тут же опровергли и заявили, что никакого присутствия израильских спецслужб в  курдской автономии нет. Однако большинство местных экспертов совсем не удивлены наличием в окрестностях Эрбиля секретной базы «Моссада».   Информация об израильской базе в Эрбиле, на самом деле вытекает из давних отношений между Израилем и иракскими курдами.   После Исламской  революции 1979 года курды приобрели стратегическое значение для Израиля, представляя собой противовес этой  враждебной региональной силе. После основания Израиля в 1948 году многие курдские евреи начали эмигрировать в эту страну, и сегодня их там насчитывается  около 300 000 человек, а значит (как и  в Иране) они имеют серьезные родственные связи на своей родине. Еще в середине 1960-х годов Израиль направил бригадного генерала Цури Саги в Иран для организации кампании против Ирака, чьи войска участвовали в противостоянии израильским войскам во время войны 1948 года. Его миссия также включала в себя усиление борьбы за независимый Курдистан в Ираке, также он помогал создавать и обучать курдские вооруженные формирования. Поскольку курды продолжали бороться за независимость от Ирака практически все время после окончания Второй мировой войны, Израиль поставлял им по каналам спецслужб значительное количество оружия. Цури Саги однажды сказал, что он так тесно отождествил себя с курдами, что «стал патриотичным курдом».

После Исламской революции 1979 года курды вообще приобрели стратегическое значение для Израиля, представляя собой один из основных противовесов исламистскому Тегерану. Это, в свою очередь, усиливало беспокойство у иранских спецслужб, которые опасались, что курды могут дать израильтянам более глубокий местный плацдарм для проведения тайных операций против иранских целей. «Моссад» поддерживал серьезную агентурную сеть в курдском регионе Ирака, а также в Азербайджане (среди местных езидов)  и других местах, граничащих с Ираном. Еще в 2005 году газета «Едиот ахронот» сообщила, что бывшие израильские спецназовцы обучают курдские силы методам «борьбы с терроризмом». Сеймур Херш писал о таких операциях в газете «Нью-Йоркер» в 2004 году: «Израильская разведка и военные оперативники сейчас спокойно работают в Курдистане, обеспечивая подготовку курдских коммандос и, что наиболее важно, по мнению Израиля, проводят тайные операции в курдских районах Ирана и Сирии». По словам представителя ЦРУ, цитируемого в статье, «израильское присутствие было широко известно в американском разведывательном сообществе». В данном случае уже после свержения Саддама Хусейна израильтяне зачастую работали совместно с американцами над созданием в Иракском Курдистане баз различных оппозиционных курдских иранских групп и организации «Моджахеддин е-Халк», которые позднее использовались в рамках операций по ликвидации иранских ученых-ядерщиков.

В то же время разведывательные миссии и нападения на иранские объекты якобы планировались и осуществлялись с израильских баз, таких как база в Эрбиле. Иранский генерал недавно сообщил йеменскому информационному агентству, что в Ираке есть, по меньшей мере, еще две такие базы. Новости об израильской базе (если точнее – о полевой стационарной резидентуре — авт.) в Ираке напоминают о тесных отношениях Израиля с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, благодаря которым Израиль, как сообщается, получил доступ к азербайджанским авиабазам на северной границе Ирана. Поступали сообщения о том, что там сейчас дислоцируются израильские истребители F-35. Баку также использует израильские технологии радиоразведки для своих станций РЭБ, и израильтяне в обмен получают серьезную разведданные по иранкой линии.  Израиль также предоставил Азербайджану беспилотники-камикадзе  во время его войны с Арменией в 2020 году.

Тем не менее, как утверждают американские эксперты, несмотря на  пропагандистскую шумиху после атаки на завод по производству БПЛА, такие нападения не имеют большого долгосрочного воздействия. Иран не только имеет другие базы беспилотных летательных аппаратов, но и сохраняет ноу-хау для пополнения уничтоженных запасов. Учитывая неоднократные диверсии Израиля на ядерных объектах Ирана, иранские инженеры, безусловно, встроили фактор «избыточности» во все аспекты военного планирования и производства. Если нападение Израиля на завод беспилотников было задумано как предупреждение, то Иран наверняка его проигнорирует. Он будет продолжать свои усилия по проникновению в израильскую оборону, будь то с помощью беспилотных летательных аппаратов или других средств. Как считают американские эксперты, недавний ракетный обстрел Эрбиля может даже привести к дальнейшей эскалации военных действий, что потенциально приведет к более масштабной войне.  В данном случае рискнем не согласиться с американскими экспертами, поскольку повторим, что нападение на израильскую базу в Эрбиле носило характер в большей степени предупреждения, и не столько израильтянам, сколько курдским лидерам, которые пытаются создать некий антииранский пакт с влиятельным иракским лидером Муктадой ас-Садром.

52.25MB | MySQL:103 | 0,474sec