Эксперты Африканского союза о ходе подготовки к всеобщим выборам в Южном Судане

В декабре с.г. в Южном Судане должны быть проведены всеобщие выборы, как это было прописано в Обновленном мирном соглашении (R-ARCSS), которое было заключено при посредничестве Африканского союза (АС) и ООН. Ниже приводятся экспертные оценки АС  подготовки к этим выборам и перспективы их проведения в установленный ранее срок. Для начала уточняется, что идет серьезная задержка по выполнению следующих пунктов «дорожной карты»:

—   Формирование специального Комитета по судебной реформе и демилитаризация гражданских центров, которые должны были состояться до конца января 2022 года, не были осуществлены.

— Принятие Конституционного законопроекта, включающего R-ARCSS в Конституцию Южного Судана 2011 года до конца февраля 2022 года, выглядит крайне маловероятным, учитывая тот факт, что парламент занят обсуждением годового бюджета. Напомним, что R-ARCSS-это соглашение, направленное на возрождение ARCSS от августа 2015 года, которое временно положило конец первой гражданской войне в Южном Судане, разразившейся 13 декабря 2013 года. В период с августа 2015 года по июнь 2016 года оно играло  заметную роль в сдерживании ключевых сторон конфликта от участия в конфронтации вплоть до июля 2016 года, когда возник конфликт.

— Законопроект о политических партиях и Законопроект о национальных выборах, которые должны были быть обнародованы до конца февраля, еще даже не внесен на рассмотрение парламента.

Задержка в осуществлении этих мероприятий приводит к задержке в осуществлении других соответствующих мероприятий. Например, задержка с демилитаризацией гражданских районов будет препятствовать добровольному возвращению беженцев и ВПЛ в их дома. Задержка с принятием Закона о политических партиях отложит формирование Совета политических партий и, следовательно, регистрацию политических партий. И так далее. В первую неделю февраля временный председатель Воссозданной Объединенной комиссии по мониторингу и оценке (RJMEC) АС  опубликовал свой последний ежеквартальный отчет за год о ходе осуществления R-ARCSS. Он охватывал период с  1 октября по 31 декабря 2021 года. Что касается выборов, то в докладе было сделано замечание о том, что: «Было много дискуссий вокруг выборов в конце переходного периода. Поэтому важно подчеркнуть ключевые области в рамках Соглашения, которые необходимо учитывать для укрепления доверия и уверенности в результатах состоявшихся выборов, включая i) объединение и передислокацию сил вооруженных сторон Соглашения и РДР; ii) завершение постоянного процесса разработки Конституции для руководства проведением выборов .; iii) пересмотр Закона о национальных выборах 2012 года и Закона о политических партиях 2012 года и воссоздание Национальной избирательной комиссии и Совета политических партий; iv) содействие добровольному возвращению ВПЛ и беженцев из Южного Судана; и v) в идеале следует провести разграничение избирательных округов, регистрацию избирателей и перепись населения(стр. 15-16)».

На основе этих замечаний в докладе были сформулированы следующие рекомендации:

  • Ускорить принятие законодательства, которое все еще не вступило в силу в поддержку осуществления R-ARCSS, включая Постоянный законопроект о разработке Конституции и законопроекты, связанные с безопасностью.
  • Реализовать согласованную дорожную карту процесса разработки Конституции;
  • Учредить Специальный Комитет по судебной реформе для проведения исследования и вынесения рекомендаций по проведению судебной реформы после представления его доклада.;
  • Предоставить финансовые ресурсы для завершения переходных мер безопасности, включая исключение из состава объединенных сил и передислокацию их на этапе I, с тем чтобы Комиссия по РДР могла осуществить свои планы и начать этап 2 процесса объединения.;
  • Пересмотрите согласованные сроки Соглашения с целью определения приоритетности задач, которые должны быть выполнены до проведения выборов.

В докладе делается вывод: «Этот отчет показывает, что в течение рассматриваемого периода был достигнут весьма ограниченный прогресс в реализации R-ARCSS. Особую озабоченность вызывает неспособность правительства Южного Судана предоставить необходимые ресурсы для завершения критического процесса исключения и перераспределения. Кроме того, вызывает озабоченность задержка парламента Южного Судана, который до сих пор не принял ожидающее принятия законодательство, которое имеет решающее значение для поддержки внедрения R-ARCSS. За исключением ряда второстепенных реформ в контексте главы IV R-ARCSS, в других главах практически не было достигнуто никакого прогресса, что может только усилить разочарование широких слоев населения в том, что Соглашение не оказывает желаемого влияния на их жизнь. Это растущее разочарование лишь усугубляется продолжающимися наводнениями и другими гуманитарными проблемами, а также продолжающимся межобщинным насилием, которое негативно сказывается на народе Южного Судана».

Если проще, то эти нерешенные вопросы включают ратификацию R-ARCSS Переходным национальным законодательным органом (TNL); освобождение военнопленных и политических заключенных; формирование Объединенного совета обороны (JDB); воссоздание Совместной военной комиссии по прекращению огня (JMCC); разъединение и разделение сил сторонами соглашения; создание Совместного переходного комитета безопасности (JSTC) сторонами соглашения; разработка Национальным комитетом по конституционным поправкам (NCAC) конституционной поправки для включения R-ARCSS в Переходную Конституцию Республики Южный Судан (TCRSS); создание фонда для осуществления деятельности в предтранзиционный период; воссоздание Совета по стратегическому обзору обороны и безопасности (SDSR) и Комиссии по разоружению, демобилизации и реинтеграции (DDR) Национальным предпереходным комитетом (NPTC); создание дорожной карты осуществления и бюджета для политических задач предтранзиционного периода.; и задачи МОВР, которые включают назначение воссозданного председателя JMEC, утверждение круга ведения Воссозданной Совместной комиссии по мониторингу и оценке (RJMEC), воссоздание NCAC и создание Независимой комиссии по границам и Комиссии по техническим границам.

Доклад RJMEC примечателен. Именно этому органу поручено осуществлять мониторинг и оценку выполнения мирного соглашения R-ARCSS.   Несмотря на использованные дипломатические формулировки, из доклада RJMEC ясно, что за рассматриваемый период никакого прогресса достигнуто не было. Другими словами, отсутствие политической воли к осуществлению Соглашения по-прежнему царит безраздельно. В этой связи эксперты АС задаются вопросом, какой  альтернативный курс действий должен быть принят, чтобы спасти и без того шатающееся Соглашение от полного краха. Есть взвешенное мнение, которое разделяет ООН и коллективный Запад, что необходимо провести выборы вовремя, то есть 22 декабря 2022 года, как это предусмотрено в Обновленном соглашении, но для этого необходимо срочно приступить к реформированию  судебной системы. Если бы не отсутствие политической воли, можно было бы также своевременно добиться объединения и передислокации вооруженных сил Сторон Соглашения. Поэтому важнейшими мероприятиями, требующими большего времени, чем то, которое имеется до дня выборов, являются процесс разработки конституции, возвращение беженцев и вынужденных переселенцев в их дома и проведение переписи населения. Учитывая жизненно важную и ключевую роль обеспечения безопасности избирательного процесса в укреплении доверия к результатам выборов, эта задача должна быть возложена на МООНЮС. Она уже находится в Южном Судане с мандатом в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций, предусматривающим, среди прочего, защиту гражданского населения и оказание помощи в осуществлении R-ARCSS. АС призывает членов Совета Безопасности ООН принять соответствующую резолюцию. Как только безопасность будет обеспечена, беженцы и вынужденные переселенцы будут поощрены добровольно вернуться в свои дома, чтобы переселиться и принять участие в голосовании. По оставшимся вопросам процесса принятия Конституции и проведения переписи населения Стороны Соглашения должны прийти к компромиссу в возможно сжатые сроки, В случае, если будет принято решение  по отказу от  переписи населения до выборов, то эксперты АС предупреждают, что последняя перепись населения и жилищного фонда Судана 2008 года была оспорена практически всеми южносуданскими силами. Поэтому эти данные  не могут быть основой данных, которые будут использоваться для демаркации избирательных округов. Единственной переписью населения, получившей поддержку в Южном Судане, была перепись 1983 года, которая была проведена и обнародована до начала войны в мае того же года. Хотя ей около 40 лет, он намного лучше, чем более поздний оспариваемый. Эти результаты можно экстраполировать на 2022 год.

Таким образом, эксперты АС делают вывод о том, что за  прошедший год большого прогресса в рамках подготовки к выборам не произошло. Основную ответственность за это лежит на президенте С.Киире, который всячески блокирует подготовку к голосованию и его проведению в принципе. Окружение президента считает, что шанс на его победу на выборах заключается в проведении выборов в условиях, когда лояльность вооруженных сил будет закреплена не к стране, а к отдельному человеку; когда другим партиям не разрешается свободно передвигаться и мобилизовывать поддержку; когда судебная власть находится под каблуком президента; когда средствам массовой информации запрещают независимое освещение событий; когда беженцы и ВПЛ должны продолжать свое перемещение во время выборов; и там, где государственная служба не является беспристрастной, чтобы иметь одностороннюю избирательную комиссию и комитеты. Все эти условия диктуют необходимость объединения сил Сторон Соглашения и прописанной в нем программы реформ. Поэтому лихорадочная кампания, начатая правящей в Судане партии С.Киира с целью переноса выборов на 2023 год, вызывает подозрения в попытке вообще сорвать этот процесс. В любом случае одностороннее продление даты выборов является грубейшим нарушением R-ARCSS.  Задачи, которые не могут быть выполнены до даты выборов из-за нехватки времени, потребуют от Сторон Соглашения дополнительных  решений, с тем чтобы выборы были проведены вовремя 22 декабря 2022 года. Обеспечение безопасности избирательного процесса, как для населения, так и для кандидатов, а также от фальсификаций должно быть возложено на МООНЮС.

52.24MB | MySQL:103 | 0,547sec