О продовольственной ситуации в Судане

Cудан рискует оказаться в числе стран, которые могут серьезно пострадать с точки зрения национальной продовольственной безопасности в свете складывающейся ситуации в черноморском регионе. Разумеется, риски непосредственного дефицита пшеницы ниже, чем в высокозависимых от импорта из России и Украины странах Магриба (Египет, Тунис, Ливия, Марокко и Алжир). Тем не менее, c учетом сохраняющейся политической нестабильностью и прогнозируемой низкой урожайностью в текущем году в связи с климатическими катаклизмами, ситуация в Судане складывается достаточно тревожная.

По оценкам экспертов, по итогам мартовского сбора урожая в текущем посевном сезоне 2021-2022 гг. Судан сможет произвести не более 5 млн тонн зерновой продукции, что на 35% ниже показателей прошлого года и на 30% ниже среднесрочных показателей за истекший пятилетний период. Непосредственно в марте 2022 года Судан произведет около 600 тысяч тонн пшеницы, что на 13% ниже среднего показателя как в прошлом году так и по итогам пятилетнего цикла.

Аналогичная негативная тенденция складывается и на рынке производства сорго. В 2021-2022 посевном сезоне прогнозируется производство 3.5 млн тонн сорго, что на 32% ниже уровня прошлого сезона и на 28% ниже, чем за пятилетний цикл.

Производство проса находится на еще более низкой отметке – урожай по итогам нынешнего посевного сезона ожидается на уровне 900 тысяч тонн, что на 53% ниже показателей сезона 2020-2021.

Главная причина падения производительности аграрного сектора заключается в дефиците поставок высококачественных (то есть резистентных к болезням и климатическим изменениям) семян, а также удобрений. Другая, взаимосвязанная с этим причина сокращения местного производства – проблемы экономического характера в связи с глобальными сбоями в мировой экономике в 2021 и начале 2022 гг. Рост цен на энергию подрывает основы ирригационных систем суданских хозяйств и ведет к сокращению рентабельности аграрного производства для местных фермеров. Также инфляционные процессы и удорожание всех видов сырья и удобрения сыграли свое негативное воздействие на перспективах развития аграрного сектора Судана.

Вторая ключевая причина низкой производительности практически по всем главным сельскохозяйственным культурам Судана – неустойчивые погодные условия и климатические катаклизмы. В 2021 году сезон дождей характеризовался нерегулярным выпадом осадков и длительными периодами повышенной засухи, что привело к столь низким показателям урожайности.

Наконец, распространение трансграничных болезней и нашествие насекомых-вредителей, особенно сорго-мошки, при отсутствии должных систем превентивного реагирования и защиты, а также высоко резистентных семян вело к значительным потерям урожая. При этом, нужно отметить, что в животноводческом сектора Судана ситуация с точки зрения распространения трансграничных болезней животных складывалась достаточно стабильная, без значительных вспышек.

В то же время, в отличие от пшеницы и других зерновых, производство других традиционных культур суданского аграрного сектора в 2021-2022 посевном сезоне остается стабильным. В частности, эксперты отмечают рост урожайности и производительности в таких важных отраслях как производство подсолнечника, арахиса и хлопка. По всем этим категориям констатируется рост производства по сравнению со средним показателем за последние пять лет.

В целом следует констатировать, что сочетание вышеозначенных фактов и прогнозов создает угрозу серьезного продовольственного кризиса в Судане в среднесрочной перспективе. Такой риск весьма вероятен в случае дальнейшего ухудшения макроэкономической ситуации и роста цен на топливо и энергию, что может подстегнуть рост инфляции, в том числе в продовольственном секторе и свести на нет ранее предпринятые правительством эффективные реформенные меры.

Напомним, именно благодаря этим экономическим реформам в течение 2021 года Хартуму удалось несколько выровнять макроэкономические показатели. В частности, после слияния официального и рыночного курсов суданского фунта и его резкой девальвации в феврале 2021 года сейчас ситуация находится под контролем и курс национальной валюты стабилизировался с середины лета прошлого года.

В то же время, даже несмотря на эти меры рост продовольственной инфляции только по итогам 2021 года составил 300%, в том числе за счет роста цен на локальное, произведенное в стране продовольствие, например, проса или сорго. В конце 2021 года цены на эту продукцию выросли на 50-70% по сравнению с показателями конца 2020 года, и в первом квартале текущего года они продолжили свой рост.

В конечном счете, комплекс геополитических, экономических и социальных факторов привел к резкому удорожанию производства и конечной стоимости ключевых видов зерновой продовольственной номенклатуры в Судане при создании угроза из дефицита на фоне кризиса в черноморском регионе, который обеспечивал поставки 20-30% пшеницы для нужд Судана.

В частности, Cудан по итогам пятилетнего периода (2016-2020) идет четвертым после Турции, Египта и Бангладеша по стоимости закупок пшеницы из России. Очевидно, что на фоне сокращения внутреннего производства зерновых в Судане, cпрос на внешние поставки в ближайшие месяцы будет только расти.

Думается, в ближайшее время правительство Судана будет озабочено проблемой срочной закупки зерновых, в первую очередь пшеницы, для покрытия ожидаемого дефицита. В первую очередь, речь идет о коммерческих закупках на международных рынках. Также частично внутренние потребности Судан рассчитывает удовлетворить за счет гуманитарных поставок по линии ООН и доноров, в частности в рамках обеспечения гуманитарной операции в Дарфуре.

Наконец, Хартум уже анонсировал цель дополнительной коммерческой закупки более 650 тысяч тонн пшеницы на внешних рынках для формирования системы стратегических резервов, которых должно быть достаточно для обеспечения населения продовольствием на ближайшие три месяца. Здесь рост цен на углеводороды оказывает двойное воздействие на продовольственную политику Судана. С одной стороны, он ведет к удорожанию себестоимости внутреннего производства зерновых и других видов продовольствия. С другой – приносит дополнительные доходы в копилку национального бюджета от экспорта нефти, что позволяет Судану расширять интервенцию на международных торговых рынках для дополнительной закупки продовольствия на внутренние нужды, чтобы избежать угрозы дефицита. Поэтому рост цен на углеводороды в конечном счете делает экономику Судана менее уязвимой от голода и продовольственного кризиса, чем в ряде соседних государств региона.

52.21MB | MySQL:103 | 0,467sec