Оценки в Израиле позиции арабских стран после начала военной операции России на Украине. Часть 2

Начало Россией специальной военной операции по защите Донбасса заставило весь мир, и арабский не исключение, определиться со своим отношением к происходящим на Украине событиям. С самого начала кризиса Палестинская национальная администрация (ПНА) сосредоточила усилия на эвакуации палестинцев с территории Украины. Посол Ахмед аль-Дик, помощник палестинского министра иностранных дел, сообщил, что до кризиса на Украине проживало 2000 палестинских граждан и 600 студентов. Были эвакуированы 1300 палестинцев, включая местных жителей и студентов.

ПНА не имеет статуса полноправного члена ООН, следовательно, не обязана была публично высказывать свою позицию по принятой резолюции, осуждающей Россию. Согласно Axios, США и некоторые европейские страны обратились к палестинскому руководству с просьбой выступить с заявлением, осуждающим Россию, исторического союзника, но в ПНА отказались. Неназванный палестинский чиновник заявил, что у Рамаллы хорошие отношения с Украиной и Россией, которые голосуют за Палестину в ООН, и поэтому она предпочитает не принимать чью-либо сторону в конфликте. По его словам, администрация Дж.Байдена в настоящее время оказывает давление на ПНА, чтобы она осудила «вторжение России». Большинство арабских стран в ООН под давлением США поддержали антироссийскую резолюцию. «У нас есть палестинская община в России и на Украине, и есть опасения, что любая политическая позиция, которую мы можем занять, негативно на них повлияет», – сказал чиновник.

Палестинский политолог Хани аль-Масри сказал Axios, что осуждение России будет означать, что палестинцы потеряют главного союзника и сторонника своей политики. Поэтому ПНА лучше дистанцироваться от конфликта. «С другой стороны, США, несмотря на свою озвученную позицию, ничего не предложили палестинцам. Они не открыли консульство в Иерусалиме и не начали политический процесс, основанный на решении о создании двух государств», – сказал аль-Масри. Он добавил, что многие палестинцы видят двойные стандарты в том, как международное сообщество быстро осудило Россию, но не предприняло аналогичных шагов для осуждения израильской оккупации и обращения с палестинцами[i].

Ноа Шустерман, младший научный сотрудник и координатор израильско-палестинской программы в Институте исследований национальной безопасности (INSS) задалась вопросом, что стоит за этой позицией и как сосредоточение внимания на войне в Восточной Европе может повлиять на палестинский вопрос?

Она отмечает, что ПНА не только хранила молчание, когда на Генеральной Ассамблее ООН 144 страны осудили «российское вторжение на Украину», «палестинцы не смогли публично сопереживать украинцам и продемонстрировать солидарность с ними. Более того, они считают, что украинская борьба против вторжения конкурирует с ними за международное внимание».

По мнению Н.Шустерман, «международный интерес к палестинцам уже давно угас, и с годами этот вопрос был отодвинут на второй план. Несмотря на возобновление отношений с США в начале президентства Байдена, палестинское руководство старается не навредить своим отношениям с Россией, которую они считают своим союзником. Поэтому палестинцы официально не осудили Россию, несмотря на сильное давление на председателя ПНА Абу Мазена (Махмуда Аббаса)».

Эксперт INSS полагает, что «поддержка Украины вполне может укрепить отношения ПНА с США и европейскими странами, основными ее спонсорами, и способствовать открытию представительства Организации освобождения Палестины (ООП) в Вашингтоне или американского консульства в Иерусалиме. Однако Абу Мазен, получивший докторскую степень в Москве и неоднократно лично встречавшийся с президентом России Владимиром Путиным, хочет, чтобы Россия играла ключевую роль в посредничестве между Израилем и палестинцами вместе с США, которые воспринимаются как произраильская сторона, или в многосторонних форматах, таких как Ближневосточный квартет. Со своей стороны, Россия не раз осуждала Израиль за его деятельность в секторе Газа и расширение еврейских общин на Западном берегу р. Иордан, демонстрировала последовательную поддержку палестинцев. Возможно также, что расширение НАТО в Восточной Европе будет ограничено в рамках договоренности о прекращении войны на Украине. Если это произойдет, Россия будет считаться победителем, и ее статус на Ближнем Востоке укрепится, особенно с учетом стремления США уйти из региона. Скорее всего Абу Мазен не хочет портить свои отношения с субъектом, который может бросить вызов доминированию США в регионе, особенно в отношении израильско-палестинского конфликта. Кроме того, Абу Мазен стремится избежать предыдущей травмы – политической изоляции ПНА в начале 1990-х гг. в ответ на поддержку Ясиром Арафатом Саддама Хусейна».

Израильский эксперт не наблюдает широкого народного сочувствия Украине среди рядовых палестинцев. Она отмечает, что «от народа, который всегда подчеркивал свою борьбу против оккупации, можно было ожидать солидарности с борьбой украинцев и стремления использовать международную поддержку для того, чтобы улучшить свою позицию в отношении Израиля – если не сразу, в виду внимания всего мира на Европу, то в будущем». Однако большинство палестинских комментариев в социальных сетях обличает западное лицемерие. С начала боевых действий на Украине пропалестинские группы публиковали посты с фотографиями украинских мирных жителей, готовящих коктейли Молотова рядом с палестинцами за тем же занятием, или фотографии детей с оружием под заголовком «на Украине это герой, а в Палестине террорист», а также хэштег «Двойные стандарты». Другие сообщения указывают на дисбаланс между поддержкой этого нового конфликта и многолетним израильско-палестинским противостоянием, которое никогда не оказывало такого влияния. Тот факт, что один и тот же тип борьбы вызывает разную реакцию – одни и те же расценивают борьбу палестинцев как терроризм, тогда как на Украине видят справедливую войну за свободу, – разочаровывает палестинскую общественность.

Н.Шустерман полагает, что в то время как международное сообщество озабочено кризисом в Европе и поддерживает украинцев, палестинцы все больше ощущают себя жертвой несправедливости. По ее мнению, насильственные события в Иерусалиме не привлекают того внимания, как это было раньше, тем более ситуация в Шейх Джаррахе в Восточном Иерусалиме на данный момент успокоилась в виду постановления, запрещающего выселение палестинцев из их домов. Отмечается, что ПНА и Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), которое предоставляет услуги в области образования, здравоохранения и социального обеспечения миллионам палестинцев, уже столкнулись с резким сокращением объема пожертвований. «Палестинское руководство понимает, что после войны международное внимание и денежные пожертвования пойдут на реабилитацию украинских беженцев и восстановление страны, частично за счет Ближнего Востока (включая кризисы в Ливии, Йемене, Ираке, Сирии и Афганистане)».

Эксперт INSS считает, что жесткие санкции, быстро введенные против России, усиливают у палестинцев ощущение несправедливости. Она это объясняет тем, что антиизраильское движение BDS на протяжении более десяти лет пыталось оказывать политическое давление с целью введения жестких санкций против Израиля, но безуспешно, к тому же его деятельность затихла после 2016 г. во время президентства Трампа. Напротив, быстрое объединение многих стран мира вокруг санкций против России, пусть даже и высокой экономической ценой, удивило палестинцев, которые жаловались, что все эти игроки встали на сторону Израиля и воздерживаются от введения против него санкций. Многих удивило, что крупные корпорации, которые не согласились с антиизраильскими кампаниями BDS и отказались прекратить свою деятельность в Израиле, в один момент свернули свой бизнес в России.

В отличие от ПНА, у ХАМАСа, правящего движения в секторе Газа, Н.Шустерман наблюдает двоякое отношение к кризису на Украине. По ее мнению, поскольку Россия принимает у себя постоянные делегации ХАМАСа и поддерживает контакты с его лидерами, постольку данная организация, как и ПНА, заинтересована во все большем доминировании России на Ближнем Востоке за счет США. Однако когда началась российская военная операция, палестинские и международные СМИ цитировали члена политбюро ХАМАСа Халеда Машаля, который призывал Путина «прекратить убивать мирных жителей и остановить вторжение». Однако Хишам Касем, высокопоставленный представитель ХАМАСа за рубежом, тут же опроверг слова Машаля. Муса Абу Марзук, еще один член политбюро организации, стал одним из немногих лидеров, прокомментировавших события. Он раскритиковал Соединенные Штаты за то, что они не смогли остановить Россию, и заявил, что США утратили контроль над международной политикой.

По мнению израильского эксперта, позиция нейтралитета и неспособность решить, кого поддерживать, само по себе равнозначно  определенному решению. В последние годы палестинцы сформулировали свои национальные претензии к Израилю в контексте прав человека. Это означает, что международное сообщество должно перестать сосредотачиваться на поиске решения израильско-палестинского конфликта (в рамках либерального дискурса и обсуждения решения конфликта путем создания одного или двух государств), а вместо этого обратить внимание на факт нарушения основных прав палестинцев, в частности, свободы передвижения и равенства перед законом. В этой связи следует оказать давление на Израиль, чтобы он предоставил палестинцам такие же права, как собственным гражданам. Однако, полагает Н.Шустерман, «молчание палестинцев по ситуации на Украине в сочетании с очернением обязательств Запада перед украинцами выставляет их усилия в негативном свете. Отсутствие реакции на требование США поддержать Украину отталкивает от палестинцев западный мир, тогда как они ищут поддержки у Запада. Со своей стороны, Россия рассматривает палестинский вопрос как средство укрепления своего положения на Ближнем Востоке и провоцирования Соединенных Штатов». Эксперт сомневается, что Россия в обозримом будущем расширит свое участие в израильско-палестинском вопросе помимо заявлений в СМИ. Отсюда следует, что если война на Украине затянется, и палестинцы не встанут на сторону Запада, они могут оказаться в еще большей изоляции, чем сейчас».

Н.Шустерман делает вывод, что продолжающаяся маргинализация палестинского вопроса, когда сохраняется политический тупик и не предвидится каких-либо изменений, может привести к эскалации, особенно на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме. Обострение ситуации в секторе Газа в краткосрочной перспективе маловероятно, поскольку ХАМАС осознает, что, пока продолжаются боевые действия на Украине, ему не удастся привлечь внимания международного сообщества и собрать значимую сумму денег на восстановление. Поэтому ожидается, что ХАМАС воздержится от дестабилизации ситуации в секторе Газа. Однако в то же время организация, вероятно, продолжит заниматься подстрекательством в ПНА на Западном берегу р. Иордан и в Восточном Иерусалиме. Беспорядки возможны во время отмечаемого палестинцами 30 марта Дня земли (с 1976 г.) и месяца Рамадан (в 2022 г. со 2 апреля по 2 мая), а также могут быть вызваны ростом цен и экономическими трудностями, которые испытывает ПНА. В то же время рост цен сказывается и на населении в секторе Газа. Это может оказать негативное влияние на инфраструктурные проекты в регионе, финансируемые из международных источников. Если война на Украине продолжится, вырастут цены на топливо и товары первой необходимости, возрастет риск беспорядков в секторе Газа. Для Израиля усиление разочарования палестинцев, вызванное кризисом в Европе и действиями администрации Байдена, обострение экономических трудностей и ощущение предательства после подписанных арабскими странами соглашений о нормализации отношений с еврейским государством, усугубит проблему с безопасностью[ii].

[i] The Palestinian Authority’s Russia-Ukraine dilemma / Axios. 09.03.2022. https://www.axios.com/palestine-authority-russia-ukraine-dilemma-90d87891-7447-40f7-9753-c32be4d7dfbc.html

[ii] The Russian Bear and the Molotov Cocktail: The Palestinians and the Crisis in Ukraine / INSS. 27.03.2022. https://www.inss.org.il/publication/palestinians-and-the-russia-ukrain-war/

62.87MB | MySQL:102 | 0,514sec