О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 24

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей, «оперативной», реакции в Турции на российскую специальную операцию. Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир.

Часть 23 цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84595.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы остановились на рассмотрении «юбилейных» материалов, публикуемых турецкой прессой по поводу того, чем ознаменовался 1-й месяц российской «спецоперации» на Украине.

В общем и целом, взгляд из Турции, изначально не столь однозначный, на события на Украине – таков, что Россия на Украине «захлебнулась», легкой победы, вопреки ожиданиям «некоторых» не получилось и сейчас происходит переоценка целей и задач с российской стороны в сторону сокращения «аппетитов».

С пометкой «молния» вечером 27 марта было сообщено о том, что в период с 28 по 30 марта 2022 года состоятся переговоры между делегациями России и Украины.

Вот как об этом сообщает главное англоязычное издание Турции, газета Daily Sabah. Цитируем издание:

«Украинский переговорщик Давид Арахамия объявил в воскресенье, что следующий раунд переговоров один на один между Киевом и Москвой пройдет в Турции 28-30 марта.

Об этом Арахамия сообщил в социальных сетях.

Украина назвала предыдущие переговоры с Россией, начатые после того, как Россия начала вторжение в прошлом месяце, «очень трудными».

Ранее, в этом месяце, Анкара принимала в Анталье министров иностранных дел России и Украины. Министры иностранных дел России Сергей Лавров и Дмитрий Кулеба из Украины встретились для переговоров в турецком курортном городе Анталья, на которых также присутствовал (министр иностранных дел Турции – И.С.) Чавушоглу. Переговоры были во многом безрезультатными, но то, что они состоялись, в Анкаре считают успешным.

Сохраняя нейтральную и взвешенную позицию, Турция продолжает дипломатические усилия по деэскалации украинского конфликта, призывая все стороны проявлять сдержанность. Хотя Анкара выступает против международных санкций, направленных на изоляцию Москвы, она также закрыла свои Проливы, чтобы не допустить прохода через них некоторых российских судов (справедливости ради, заметим, что Анкара закрыла Черноморские проливы для военных кораблей как воюющих государств, так и нечерноморских держав, в принципе – И.С.).

Союзник НАТО Турция граничит с Украиной и Россией в Черном море и имеет хорошие связи с обеими странами. С самого начала конфликта, Анкара предлагала выступить посредником между двумя сторонами и провести мирные переговоры, подчеркнув свою поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины.

Назвав недавно российское вторжение неприемлемым нарушением международного права, Турция тщательно сформулировала свою риторику, чтобы не обидеть Москву, с которой у нее тесные связи в сфере энергетики, обороны и туризма.

Налаживая тесные связи с Россией в сфере энергетики, обороны и торговли и в значительной степени полагаясь на российских туристов, Турция продала Украине беспилотники, что разозлило Москву. Турция также выступает против политики России в Сирии и Ливии, а также против аннексии Крыма Москвой. Президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что Турция не откажется от своих отношений с Россией или Украиной, подчеркивая, что способность Анкары говорить с обеими сторонами является преимуществом».

Итак, от анонса российско-украинских переговоров в Стамбуле, перейдем к общей оценке ситуации со стороны турецких СМИ.

Как видит эту ситуацию большинство турецких СМИ? Резюмируем:

  1. Россия сужает охват операции со всей территории Украины до ДНР и ЛНР.
  2. Причина п.1 — операция России «захлебнулась» в результате «упорного и героического сопротивления украинской армии и народа».
  3. Россия начинает проявлять больший, чем ранее, когда мыслилась молниеносная операция, интерес к дипломатическим усилиям.
  4. Цель п.3 – «спасти лицо Путина», который, теперь уже, не может «просто так» отступить, а «должен объявить о победе».
  5. Турция — это площадка, которой одновременно доверяют Россия, Украина и страны Запада.
  6. Президент Р.Т.Эрдоган может не только одновременно находиться за переговорным столом с президентами Путиным и Зеленским, но и имеет с ними обоими «особые отношения».

Итог, с точки зрения большинства турецких СМИ, получается следующее:

Турция востребована, и значит она выбрала правильную стратегию («за переговоры без изоляции России»), оказалась востребованной и «вот-вот» примирит Россию и Украину. Ибо первой «ловить» на Украине нечего, а, следовательно, «надо договариваться».

На самом деле, самое интересное, что последнее (за исключением лишь только того «нюанса», что ей «ловить нечего») верно и с российской точки зрения:

Турция «востребована» Россией, как страна, сохраняющая нейтралитет. Её стратегия, в общем и целом, Россию устраивает, а дипломатические усилия, пусть даже и бесперспективные на данном этапе, ценны даже тем, что их затрачивает страна НАТО.

Тот факт, что Россия идет на эти переговоры в Стамбуле, показывает окружающему миру, что Россия говорит с теми, кто хочет с ней разговаривать. В данном случае, с Турцией, которая становится примером для всех остальных и показывает им, как надо дела делать.

В общем, получается, что с российской точки зрения, нет повода «не поощрить» Турцию очередным раундом переговоров в Стамбуле, который укрепит позицию Турции в её сопротивлении давлению Запада по введению санкций против России. Турция может парировать Западу теперь следующим образом:

«Мы добились переговоров в Анталье и Стамбуле дипломатией, а чего добились вы простым, лобовым давлением?».

Тот, что для эффективных переговоров время ещё не настало и за столом пока нет главного переговорщика (Запада) — не беда. Тут важнее очередной переговорный прецедент, который создается при участии Турции. А значит и нужные стороны, со временем, могут «подтянуться» к переговорам.

Обратимся к анонсу российско-украинских переговоров в Стамбуле, опубликованному со стороны канала Habertürk, известному своим независимым взглядом на целый ряд вопросов:

«Турция, которая ведет дипломатические отношения со сторонами с начала вторжения России в Украину, на этот раз примет переговоры. Делегации России и Украины встретятся в Стамбуле 28-30 марта. Российская делегация будет в Стамбуле в 16:00.

После нападения России на Украину 24 февраля стороны встретятся в Стамбуле для переговоров. Российская делегация будет в Стамбуле в 16:00. Стало известно, что в составе делегации также примет участие заместитель министра обороны РФ Александр Фомин.

Турция, которая поддерживает контакты с обеими странами и является центром дипломатического трафика, теперь станет адресом переговоров. После того, как стороны трижды встретились на белорусской границе, переговоры продолжились в формате видеоконференции.

«Российская и украинская делегации встретятся в Турции 28-30 марта», — заявил вчера украинский переговорщик Давид Арахамия.

Высокопоставленный украинский чиновник заявил, что не ожидает серьезных результатов от российско-украинских переговоров. «Я не думаю, что будут какие-то изменения по основным вопросам», — заявил перед переговорами советник МВД Украины Вадим Денисенко.

После этого президент Реджеп Тайип Эрдоган провел телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. На переговорах обсуждались последняя ситуация и переговорные процессы в российско-украинской войне.

Президент Эрдоган и Президент России Путин договорились, что следующая встреча переговорных команд России и Украины состоится в Стамбуле.

Пресс-секретарь президента Ибрагим Калын заявил, что следующая встреча российской и украинской переговорных делегаций состоится в Стамбуле, и что их усилия будут продолжены для достижения прогресса в переговорах и скорейшего прекращения войны.

В своем заявлении в своем Twitter-аккаунте Калын отметил:

«Следующая встреча переговорных делегаций России и Украины состоится в Стамбуле. Наши инициативы и усилия будут способствовать дальнейшему прогрессу в переговорах и скорейшему прекращению войны».

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что переговорные делегации России и Украины встретятся в Турции: «Мы осознаем ответственность доверия сторон к Турции».

В заявлении в своем Twitter-аккаунте Чавушоглу указал: «В результате инициатив нашего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, переговорные делегации России и Украины встретятся в Турции. Мы осознаем ответственность сторон за доверие Турции. Мы надеемся, что встречи приведут к постоянному прекращению огня и приведут к миру».

После вторжения России в Украину министры иностранных дел двух стран (то есть, России и Украины – прим.) встретились 10 марта на Дипломатическом форуме в Анталии.

Встреча стала контактом на самом высшем уровне с момента начала войны. Хотя Саммит не привел к прекращению огня, стороны сделали заявление, что подобные переговоры могут состояться.

С самого начала кризиса между двумя странами, Турция была страной, которая смогла встретиться со (с обеими) сторонами. Подчеркнув, что невозможно отказаться от России или Украины, президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил в пятницу (25 марта), в своих заявлениях по возвращении с Саммита НАТО, что только в марте у него было более 40 личных встреч или телефонных контактов с лидерами».

Итак, с чем стороны подходят к очередному, 6-му по счету, раунду переговоров? Турецкие СМИ публикуют высказывания двух министров иностранных дел накануне переговоров.

Начнем с материала Daily Sabah, посвященного высказываниям российского министра С. Лаврова.

«Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что мирные переговоры между Россией и Украиной возобновятся в понедельник или во вторник в Стамбуле и что они надеются на успешные результаты.

Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу обсудил последние события и ситуацию в Украине в телефонном разговоре с Лавровым поздно вечером в воскресенье (27 марта с.г.).

Между тем представитель Кремля сообщил, что российская и украинская делегации отправятся в Стамбул в понедельник, отметив, что решение о личной встрече было особенно важным.

«Пока мы не можем констатировать какие-либо существенные достижения или прорывы», — заявил журналистам официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, добавив, что «важно», что принято решение о продолжении переговоров в очной форме.

Лавров также заявил, что встреча между президентом Владимиром Путиным и его украинским коллегой Владимиром Зеленским должна состояться, как только стороны будут близки к согласию по ключевым вопросам.

В беседе с сербскими СМИ Лавров добавил, что любая встреча Путина и Зеленского для обмена мнениями по конфликту прямо сейчас была бы контрпродуктивной».

Теперь обратимся к заявлениям его украинского визави, министра иностранных дел Д.Кулебы:

«Самая амбициозная цель Украины на переговорах с Россией в Турции на этой неделе — договориться о прекращении огня, заявил в понедельник министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

«Программой-минимум будут гуманитарные вопросы, а программой-максимум — достижение договоренности о прекращении огня», — сказал он в эфире национального телевидения, когда его спросили о масштабах последнего раунда мирных переговоров, который, как ожидается, начнется во вторник.

Президент России Владимир Путин и президент Реджеп Тайип Эрдоган в ходе телефонного разговора в воскресенье договорились о проведении переговоров в Стамбуле, которые, как надеется Анкара, приведут к прекращению огня в Украине.

Член НАТО Турция, которая поддерживает тесные связи как с Россией, так и с Украиной, пытается сбалансировать эти отношения и позиционирует себя как нейтральная сторона, пытающаяся выступить посредником.

Анкара раскритиковала военные действия России на Украине как «неприемлемые», но также заявила, что не отдаст предпочтения ни с одной из сторон.

В телеобращении после заседания Кабинета министров в понедельник Эрдоган сказал, что «ненадолго» встретится с делегациями Украины и России перед их переговорами.

Президент сказал, что отдельные телефонные разговоры, которые он проводил с президентом Украины Владимиром Зеленским и Путиным, продвигаются в «позитивном направлении». Однако он не стал уточнять.

Предыдущие мирные переговоры между сторонами, которые проводились как с помощью видеосвязи, так и в очном формате, не увенчались успехом.

Зеленский намекнул, что Украина готова объявить о своем нейтралитете и рассмотреть компромисс по спорным районам на востоке страны для обеспечения мира, но сказал, что только встреча лицом к лицу с Путиным может положить конец войне. Такой встречи еще не было».

Итак, как мы можем видеть из заявлений двух министров, есть большое отличие. Оно заключается в том, что российская сторона не говорит ни о каких конкретных аспектах, которых она хотела бы добиться на переговорах от украинской стороны. Не говорится ни о гуманитарных коридорах, ни о прекращении огня. Также, как мы можем видеть, нет и речи о том, чтобы, в нынешних обстоятельствах, состоялись бы переговоры между президентами В.Путиным и В.Зеленским.

Все же, российская сторона, в таких вопросах придерживается жесткого принципа, который гласит, что если президент В.Путин куда-то едет и с кем-то встречается, то должен быть практический результат в виде конкретных договоренностей, положенных на бумагу. Вплоть до настоящего времени, ни одной строчки совместного документа не родилось по итогам «технических переговоров» российской и украинской делегации.

Есть ещё такой формат, как «лидерская дипломатия», когда президент В.Путин встречается с кем-то из своих коллег, обладающих достаточным административным ресурсом, чтобы достичь договоренностей «здесь и сейчас». К таким лидерам, совершенно определенно, допустим, не относится президент США Дж.Байден. Зато к таким лидерам относится президент Турции Р.Т.Эрдоган, договоренности с которым по целому ряду стратегически важных проектов для сторон были достигнуты именно в формате «ручного управления» двумя лидерами с минимальными подготовительными проработками.

В ряду этих лидеров, в глазах российской власти, В.Зеленский, похоже, отсутствует как фигура, имеющая собственную субъектность, в принципе. О чем, собственно, российская сторона неоднократно, в том числе, непосредственно, перед началом операции и заявляла. Так что, «усадить» за стол переговоров В.Зеленского у России задачи нет. Есть задача усадить за стол Россию и коллективный Запад.

Что же до украинских заявлений перед переговорами в Стамбуле, то, как мы можем видеть, они содержат в себя конкретику (гуманитарные коридоры и прекращение огня), но, в целом, сопровожденные другими заявлениями, служат одновременно двум целям: сделать для внешнего мира картинку готовности Украины к переговорам и, одновременно, прощупать Россию на предмет того, как её «остановить» за переговорным столом.

52.27MB | MySQL:103 | 0,544sec