О продовольственной ситуации в Египте

Продовольственная ситуация в Египте под воздействием ситуации вокруг Украины пока развивается по мало предсказуемому сценарию. Очевидно одно – складывающаяся в черноморском регионе ситуация с производством и экспортом зерна будет иметь существенные последствия для египетской экономики. Cегодня Египет импортирует 13 млн тонн пшеницы ежегодно и априори является крупнейшим в мире нетто-импортером этого стратегического ресурса. За ним следуют Турция (11 млн тонн), Индонезия (10.7 млн тонн), Китай (9.5 млн тонн)  и Алжир (7.7 млн тонн).

Думается, эти последствия можно структурно разделить на четыре основных категории рисков для египетской экономики.

Во-первых, рост продовольственных цен, в том числе на субсидируемый правительством хлеб. В таком случае многократно возрастет финансовая и социальная нагрузка на широкие слои населения, особенно на наиболее бедные и уязвимые категории, которые расходуют значительную долю семейного бюджета на закупку продовольствия и топлива. Вероятность такого сценария вполне высока, так как Египет на 85% зависит от поставок пшеницы из России и Украины, а недавний рост продовольственных цен на мировом рынке на 44% увеличивает нагрузку на финансовую систему страны с точки зрения поддержки системы субсидирования хлеба. Также 75% импорта подсолнечного масла Египта приходится на черноморский регион.

Во-вторых, экономика Египта также находится в высокой степени зависимости от поставок сырой нефти, цена на которую на мировом рынке сегодня также зашкаливает.

В-третьих, будучи развивающейся страной и новым рынком капиталов Египет может столкнуться с угрозой оттока капиталов и инвестиций от частных инвесторов, которые сегодня в эпоху глобальной турбулентности заняты поиском надежных и тихих гаваней для инвестирования. Особенно чувствительным может стать отток капиталов из аграрного сектора, что подорвет усилия по наращиванию Египтом собственного производства для восполнения того дефицита продовольствия, который может образоваться в результате сокращения поставок из черноморского региона.

В-четвертых, сокращение потоков туристов из России и Украины (в совокупности – треть всего туристического потока Египта) лишит страну существенных доходов от этого бизнеса и соответственно – поступлений в бюджет. Это станет сильным ударом, особенно с учетом того, что туристический бизнес в Египте, который является ключевым источником валютных поступлений и занятости, только начал восстанавливаться после пандемии коронавируса и возвращаться в доковидное состояние. Тогда ежегодно он приносил в копилку бюджета 13 млрд долларов и теперь  Египет может лишиться трети доходов.

Резюмируя, существующий список рисков для национальной экономики как следствие различных внешних факторов, связанных с развитием ситуации в черноморском регионе, может существенно ухудшить продовольственную ситуацию в стране, в которой проживает более 100 млн человек.

Наиболее серьезным риском представляется именно продовольственная инфляция и особенно вероятный рост цен на хлеб. Населения Египта массово потребляют традиционный хлеб как основной продукт (ежегодно на душу населения в Египте потребляется 150-180 килограмм хлеба, что более чем вдвое превышает средний в мире показатель в 70-80 килограмм).

Согласно международным экспертам, в 2021-2022 посевном сезоне в Египте будет произведено 9 млн тонн пшеницы. При этом уровень потребления, в том числе с учетом динамичного роста населения, составит в этом году 21.3 млн тонн. Соответственно, для полного удовлетворения потребностей Египту необходимо импортировать в текущем году не менее 12.3 млн тонн пшеницы.

Другая тревожная тенденция – рост продовольственных цен. Еще осенью 2021 года под воздействием пандемии средние цены на пшеницу в мире выросли на 27% по сравнению с осенью 2020 года. В первом квартале 2022 года прирост составил 44%. Данная тенденция создает существенные проблемы для Египта с точки зрения устойчивости финансовой системы и ее возможностей для дальнейшего субсидирования производства хлеба и удержания его цены на доступном и приемлемом для населения уровне.

Дело в том, что помимо прямых издержек, связанных с удорожанием импортируемой пшеницы, Каир вынужден также нести дополнительные расходы по поддержке субсидируемой системы производства хлеба – основы социальной политики государства. Сегодня в данной системе официально зарегистрированы и пользуются 88% египетского населения. Она позволяет субсидировать выпускную цену традиционной лепешки «балади» на уровне 0.3 американских цента (данные за март 2022), что составляет лишь одну десятую часть реальной стоимости хлеба. Таким образом, правительство Египта по сути субсидирует хлеб на 90% его стоимости. Также правительство компенсирует издержки пекарен, в том числе с учетом роста цен на топливо и энергию. В общей сложности, Каир ассигновал на систему субсидирования хлеба порядка 3.3 млрд долларов в рамках национального бюджета на 2021-2022 финансовый год. Это уже стало резким увеличением на 10% от расходов на аналогичные цели в 2020-2021 году. При этом очевидно, что заложенные в начале года средства на поддержку производства хлеба в сегодняшних реалиях явно недостаточны и правительству придется изыскивать дополнительные ресурсы на поддержку этой стратегической задачи.

Также ясно,  что Египту придется переориентировать свою политику интервенций по закупкам пшеницы на внешних рынках и искать альтернативные (запасные) варианты в случае нарушения поставок пшеницы из традиционных источников. В то же время, по итогам состоявшейся в марте серии переговоров между Москвой и Каиром на высшем и высоком уровнях было заверено, что поставки зерна из России в Египет будут продолжены в заявленных объемах. Это отчасти снижает угрозу одного из вышеозначенных рисков, однако не снимает остальные, особенно в части роста цен на энергию и продовольствие в глобальном масштабе, что будет создавать долгоиграющее негативное воздействие на экономику Египта и оказывать давление на его финансовую систему в обозримой перспективе.

52.23MB | MySQL:103 | 0,550sec