Немецкие эксперты о противостоянии России и Франции в Центральноафриканской Республике

Возвращение России на африканский континент и её последовательное продвижение на этом стратегическом направлении вызывает негативную общую реакцию в Европе. Особенно остро российское присутствие восприняли во Франции, которая в течение долгого времени рассматривала значительные африканские территории, как собственные «охотничьи угодья».

В наибольшей степени противоречия между Парижем и Москвой проявились в Центральноафриканской Республике (ЦАР), где на протяжении последних 10 лет почти непрерывно идет гражданская война. Разобраться в причинах активности России и Франции в ЦАР, вскрыть сферы их влияния и объяснить геополитические и экономические интересы попытались аналитики антивоенной организации Информационный центр милитаризации (Informationsstelle Militarisierung, IMI, Тюбинген, земля Баден-Вюртенберг, ФРГ).

По мнению немецких экспертов, представленному в кратком аналитическом обзоре IMI (опубликован в ноябре 2021 года), в стране, которая с момента обретения независимости отмечена насильственными столкновениями и переворотами, на карту поставлено нечто большее, чем конфликт, основанный на идеологии, религии или этнической принадлежности. В ситуации, которая является частным случаем общего противостояния в Африке между Западом с одной стороны, Россией, Китаем и Турцией – с другой, руководство ЦАР для отстаивания собственных геостратегических и геополитических интересов прибегает либо к пророссийским, либо к профранцузским акторам. К этим акторам относятся поддерживаемые Россией Вооруженные силы ЦАР (Forces Armées Centrafricaines, FACA) и недавно сформированная профранцузская повстанческая Коалиция патриотов за перемены (Coalition des patriotes pour le changement, CPC).

 

Краткая предыстория

Как отмечают аналитики IMI, с начала своей колонизации в 1910 году ЦАР находилась в зависимости от французского государства, которое регулярно вмешивалось во внутренние и региональные дела страны. Формальная независимость была достигнута 13 августа 1960 года. Однако, в последующие годы Париж неоднократно поддерживал и свергал центральноафриканских президентов. В марте 2009 года французские войска снова были развернуты в столице ЦАР Банги после сообщений о захвате города повстанцами, намеревающимися свергнуть тогдашнего президента Франсуа Бозизу. После конфликта, разразившегося в 2012–2013 годах между группировкой «Селека» и ополчением «Антибалака», французские войска вернулись в ЦАР якобы для прекращения насилия и защиты мирных жителей. Хотя Париж и направил в страну 1000 военнослужащих и бронетехнику, французские силы мало влияли на ситуацию на местах. Эта военная миссия получила название «Сангарис» (Sangaris) и стала последней прямой французской интервенцией в ЦАР. В 2016 году операция «Сангарис» закончилась, и французская армия ушла. С тех пор ВС Франции участвуют только в многосторонних миссиях ООН и ЕС. Однако, считают в IMI, значительная часть населения ЦАР не верит во французский альтруизм.

Российское правительство использовало последние годы для усиления своего влияния в стране и в регионе, а также для возобновления старых партнерских отношений, установленных ещё во времена Советского Союза. Как полагают эксперты, тот факт, что Москва никогда не пыталась колонизировать африканский континент, и что Советский Союз поддерживал различные антиколониальные движения в Африке, говорит в пользу России. С начала кризиса в 2013 году при поддержке российских «инструкторов» (некоторые из которых, как утверждается, принадлежат российской частной военной компании (ЧВК) «Вагнер») правительство ЦАР контролирует большую часть территории. Как следствие, его выживание зависит от поддержки России, а не Франции. С 2018 года российскими усилиями превосходство Франции в стране ставится под сомнение, что, закономерно, привело к критике Москвы и правительства ЦАР со стороны Парижа. В частности, президент Франции Эммануэль Макрон назвал президента ЦАР Фостена-Арканжа Туадеру «заложником группы «Вагнер».

В ответ на российское присутствие в стране шесть повстанческих профранцузских группировок, в том числе некоторые ранее враждующие, объединились под эгидой бывшего президента Франсуа Бозизе (François Bozizé) и сформировали Коалицию патриотов за перемены, которая, при поддержке Парижа, пытается вернуть себе власть в ЦАР. Французские военные исторически поддерживают тесные связи с членами местных вооруженных группировок, оказывая им помощь в формировании одних союзов и добиваясь раскола других. Всё это имеет целью продвижения интересов Франции и срыва планов России.

Хотя, избранный в 2016 году президент Ф.А.Туадера был переизбран в декабре 2020 года, набрав 53% голосов, эти выборы вызвали споры. Как утверждается, около 40% населения не смогли принять в них участие из-за действий повстанцев, а еще около 600 тыс. беженцев-мусульман, проживающих в соседних с ЦАР странах, оказались исключены из выборного процесса.

 

Россия

Согласно обзору IMI, российское правительство активно ищет новых партнеров в других странах мира. Одним из основных направлений этой деятельности стала Африка, где Кремль полагается на дипломатические, экономические и военные средства. По состоянию на конец 2021 года, Москва заключила более 20 двусторонних военных соглашений и многомиллиардных оружейных сделок. Она также участвует в конкурсах на крупные строительные проекты, разработку месторождений углеводородов и проводит военные интервенции.

Мотивы России в ЦАР, считают эксперты, могут иметь стратегические перспективы. Географически страна расположена в центре Африки, и создание там базы или, по крайней мере, получение права на полет в воздушном пространстве и посадку на местных аэродромах облегчило бы доступ к остальным частям континента. При этом, с 2020 года Россия имеет военное присутствие в Судане (к северо-востоку от ЦАР), который, в свою очередь, граничит с Ливией и Египтом, где Россия также организовала опорные пункты. Кроме того, недавно для обслуживания российских вооружений и военной техники Москва согласилась направить военнослужащих в Республику Конго к юго-западу от ЦАР.

Считается, что правительство России стремиться создать коридор влияния через африканский континент. «Русские хотят заявить о себе в ЦАР, чтобы у них была ось влияния через Судан на север и на юг до Анголы», – сказал сотрудник службы безопасности ООН в Банги – спекулятивное, но правдоподобное предположение заключают немецкие аналитики.

 

Российское вооружение и военная техника для ЦАР

Сотрудничество между двумя странами, а вместе с ним и расширение присутствия России в ЦАР началось в 2017 году. Тогда, несмотря на оружейное эмбарго, Москва получила специальное разрешение СБ ООН на поставку оружие в ЦАР. В период с 26 января по 7 февраля 2018 года в международном аэропорту Мпоко (M’Poko), в Банги приземлились девять российских транспортных самолетов, доставивших оружие и боеприпасы, которые постепенно распределялись среди сил национальной безопасности, также подготовленных Россией.

Помимо ВС ЦАР (FACA), российское оружие получили полиция и жандармерия. Согласно отчету экспертов ООН, в 2018 году местная жандармерия получила из России 127 автоматов и 73 пистолета, а полиция – 97 автоматов и 10 пистолетов. Позднее, в 2019 году Россия передала более 4,5 тыс. единиц стрелкового оружия и более 7 млн патронов.

Согласно экспертным заключениям, пожертвования оружия из России и Франции (Париж передала ЦАР 1400 захваченных в Сомали автоматов) в 2018 и 2019 годах почти полностью покрыли потребности ВС ЦАР в стрелковом и легком вооружении. На Африканском саммите 2019 года президент Ф.А.Туадера заявил: «Наши потребности в стрелковом оружии были удовлетворены после получения второй партии российского оружия. Для создания эффективных Вооруженных сил в Центральноафриканской Республике нам нужно более тяжелое вооружение. Подобное оружие контрабандой провозят незаконные вооруженные формирования».

В частности, президент ЦАР запросил у российских партнеров летальное вооружение калибром 14,5 мм и более, а также бронетранспортеры, БМП, минометы и артиллерийские системы. Частично, Россия удовлетворила этот запрос и в октябре 2020 года поставила 20 бронеавтомобилей БРДМ-2 с установленными 14,5-мм пулеметами и 20 7,62-мм пулеметов Калашникова, которые также могут использоваться с переданными бронемашинами.

 

Российские военные инструкторы и ЧВК «Вагнер» в ЦАР

Как отмечают немецкие аналитики, помимо поставок оружия, соглашение между Россией и ЦАР также включает участие российских военнослужащих и гражданских специалистов в подготовке центральноафриканских силовиков. Согласно обзору, по состоянию на декабрь 2018 года эта миссия включала российское присутствие в количестве 5 военных и 170 гражданских инструкторов. С тех пор учебная миссия постепенно расширялась.

Со ссылкой на российские источники и по состоянию на 18 апреля 2021 года, в ЦАР находилось от 532 до 550 инструкторов. К июню 2020 года они подготовили 4 200 солдат FACA и 600 полицейских. В свою очередь, эксперты ООН оценивали количество российских инструкторов значительно выше и исходили из численности от 800 до 2100 человек.

По данным российских официальных лиц, направленные Россией инструкторы не участвуют в военных операциях ВС ЦАР. Их роль ограничивается подготовкой курсантов FACA в учебном центре Беренго (Berengo), в префектуре Лобайе (Lobaye), а также обучением личного состава полиции и жандармерии. Российские специалисты также могут привлекаться для оказания армейскому командованию консультативной помощи в оперативном планировании, транспортировки частей FACA в районы операций, материально-технической поддержки по доставке боеприпасов, продовольствия, воды и топлива, а также для организации медицинской эвакуации и оказании первой помощи раненым в ходе боевых действий силовикам.

Несмотря на это, согласно обзору, имеется достаточно свидетельств местных официальных лиц, личного состава FACA, сил внутренней безопасности и источников на уровне общин из различных мест ЦАР, которые отмечают активное участие российских инструкторов в боевых действиях на местах. Причем многие утверждают, что наблюдали, как российские инструкторы зачастую возглавляли, а не следовали за подразделениями FACA, когда те продвигались к различным городам и деревням.

Опираясь на сообщения СМИ, немецкие исследователи полагают, что кроме официальных российских инструкторов в ЦАР находятся и российские «наемники» из ЧВК «Вагнер». При этом, отмечается, что ЧВК «Вагнер» не зарегистрирована в России и  «нигде не зарегистрирована, и де-юре не существует». Тем не менее, констатируют в IMI, многое указывает на тесную связь между группой «Вагнер» и российским правительством или, по крайней мере, на доброжелательность к ЧВК со стороны официальной Москвы.

По оценке немецких экспертов, задействование ЧВК в контекстах, подобных ЦАР, может быть полезным как для российского, так и для других государств. Послать в конфликтную ситуацию частную военную компанию проще, чем направить собственную армию. Погибшие в результате таких миссий либо вообще не фигурируют, либо не учитываются как официальные военные потери и, следовательно, не включаются в официальные сводки оборонного ведомства. Кроме того, «теневое существование» этих компаний позволяет России (или другим странам, использующим такие компании) маскировать собственное, возможно незаконное, присутствие в конфликте, изображая «подобных специалистов», как частных лиц и добровольцев, а не как официально развернутые вооруженные силы правительства.

В отношении ЦАР предполагается, что за официальными 170 гражданскими лицами, направленными Москвой в страну в 2018 году, в основном стояли члены ЧВК «Вагнер». Сообщается, что в ЦАР им, в основном, поручено обучать местных силовиков, обеспечивать безопасность транспортных путей и больниц, построенных Россией. Однако, якобы есть сообщения об активном участии российских вагнеровцев в боевых действиях на стороне FACA и серьезных нарушениях ими прав человека в ЦАР.

 

Российские экономические интересы в ЦАР

Поскольку ЦАР не может использовать собственные финансовые средства для оплаты услуг российского правительства — поставки оружия и обучение силовиков — руководство Центральноафриканской Республики передает российским предприятиям права на добычу полезных ископаемых. В частности, немецкие исследователи упоминают компанию Lobaye Invest, получившую разрешение на добычу алмазов и золота в четырех городах республики: Бангасу, Уадда, Бриа и Сам-Уанджа. Одновременно, со ссылкой на репортаж CNN, подчеркивается, что как ЧВК «Вагнер», так и Lobaye Invest принадлежат российскому предпринимателю Евгению Пригожину, якобы входящему в ближнее окружение Президента РФ В.В. Путина.

В представлении экспертов IMI, доступ к природным ресурсам представляет стратегический интерес для России, поскольку она испытывает острую нехватку некоторых видов сырья, в частности: хрома, марганца, ртути и титана, и сталкивается с истощением запасов других минералов, включая медь, никель, олово и цинк. Значительный экономический интерес для Москвы представляет и торговля оружием. По данным SIPRI, в период с 2012 по 2016 годы Россия являлась крупнейшим поставщиком оружия в Африку. Доля её оружейного экспорта на континент достигала 35%. Благодаря своему присутствию в ЦАР, экспорту и пожертвованиям оружия, которое требует последующего обслуживания, ремонта и обучения персонала, России устанавливает с этой страной прочные экономические связи. Поскольку в настоящее время российское оружие поставляется как в ВС, так и в полицию, правительство ЦАР, вероятно, продолжит использовать и закупать его и в будущем.

По мнению немецких аналитиков, на фоне продолжающихся западных санкций и стагнации экономики из-за обвала мировых цен на нефть (на момент проведения исследования) экспорт оружия в Африку способствует экономическому росту России. Помимо прочего, «обхаживание властей ЦАР» облегчает Москве заключение контрактов с соседними государствами: Чадом, Камеруном, Демократической Республикой Конго, Суданом и Южным Суданом.

Авторы обзора затрудняются определить однозначно, являются ли интересы России по усилению влияния в ЦАР больше экономическими или геополитическими. Однако полагают, что в ЦАР Россия доказала свою способность защитить африканских президентов от внутреннего давления и помочь им еще больше укрепить свою власть. В итоге, она оказывается мощной альтернативой западным интервенциям, которые, в свою очередь, помимо военной составляющей, также опираются на неолиберальную перестройку экономики и политики под лозунгами «прав человека» и «демократизации». Из-за подхода России, основанного на «невмешательстве» во внутреннюю политику других, российская военная помощь и присутствие не претендуют на внутриполитические реформы и расширение демократических структур. Эти обстоятельства позволяют Москве получить геополитическое влияние как на местном, так и на международном уровне, например, через партнерские отношения в ООН.

 

Франция

Называя Францию самопровозглашенной политической мировой державой, её геополитический интерес к ЦАР эксперты IMI определяют просто – проекция власти. По их мнению, французский интерес тот же, который в реальной жизни мотивирует участвовать в глобальной политике все великие державы.

Будучи членом СБ ООН, Франция не хочет терять свою позицию влиятельного международного посредника. Многие из различных военных миссий в ЦАР организовывались Францией либо в одностороннем порядке, либо в рамках многостороннего сотрудничества с ООН и/или ЕС. При этом, Париж активно участвовал в резолюциях ООН и операциях ЕС в ЦАР и/или формировал их концептуально. В результате Франция представляет себя мировой державой, ответственной за Центральную Африку перед другими, которые должны признать французское верховенство в регионе.

 

Экономическое влияние Франции в ЦАР

Важным рычагом проецирования французского влияния в Африке является валютный контроль над франком КФА (franc CFA). Как известно, в колониальный период для более тесной экономической, культурной, языковой и политической привязки своих колоний Париж ввел общую колониальную валюту франк КФА. Эти отношения зависимости сохраняются и по сей день во многих франкоязычных африканских странах, что привело лишь к частичной деколонизации бывших французских колоний в Африке и сохранению до сего времени эксплуататорского экономического присутствия Франции в регионе.

Массовое завышение стоимости франка КФА означает фактическое субсидирование импорта и одновременно налог на экспорт. Соответственно, считают эксперты, развитие функционирующей промышленности в ЦАР вряд ли возможно. Кроме того, фиксированная привязка франка КФА к евро для французских компаний, работающих в ЦАР, означает, что их интересы эффективно защищены от девальвации общей валюты, а принципы конвертируемости и свободного перевода обеспечивают репатриацию их прибыли из ЦАР в Европу.

Франция, по-прежнему, остается самым важным торговым партнером ЦАР. В 2018 году на её долю ​​приходилось 33,37% экспорта и 42,61% импорта. Что касается французских экономических интересов, то, хотя для французской экономики значение объема торговли между ЦАР и Францией ничтожно мало, тем не менее, Париж продолжает сохранять в стране активы, требующие защиты. Несмотря на то, что  транснациональная французская корпорация Areva, подписавшая в 2008 году соглашение с ЦАР о добыче урана на востоке страны, из-за коррупционных скандалов отказалась от своих планов, свою деятельность в ЦАР продолжают более 20 французских компаний. К их числу, например, относятся французский оператор связи Orange и группа Bolloré, управляющая контейнерным портом Банги.

Кроме того, свои интересы в ЦАР имеет ряд французских лесозаготовительных компаний или их субподрядчиков. При этом, последние, как утверждается, в разгар конфликта 2013-2014 годов оказывали финансовую поддержку вооруженным повстанческим группировкам в обмен на беспрепятственный экспорт. Франция и ЕС продолжали санкционировать импорт тропической древесины из ЦАР, несмотря на сомнительную законность вывозимого материала. Другим примером служит центральноафриканская плантация сахарного тростника и завод по его переработке, принадлежащий французской группе Castel. Сообщается, что до марта 2021 года Castel также поддерживала вооруженные повстанческие группировки в обмен на безопасность бизнеса. Кроме того, повстанцы активно конфисковывали товары у конкурирующих контрабандистов сахара и перепродавали их под маркой сахарной компании. Вопреки известиям о сотрудничестве между субподрядчиками в ЦАР и повстанцами, отличившимися, среди прочего, военными преступлениями и преступлениями против человечности, руководство и головной офис Castel не вмешивались.

Несмотря на широкое влияние, которым пользуется французское правительство через структуры франка КФА на африканском континенте, интересы Франции в ЦАР, по мнению немецких аналитиков, имеют, прежде всего, региональные аспекты. Вместе с тем,  географическое положение ЦАР на континенте объективно приобретает важное геостратегическое значение, поскольку либо граничит напрямую, либо находится недалеко от стран, в которых Париж имеет более разнообразные экономические интересы, таких как Камерун, Чад, Республика Конго и Габон. Кроме того, дальнейшее развитие хаоса в ЦАР (подобного периоду 2013 — 2014 годов) может превратить страну в место сбора многочисленных региональных вооруженных группировок, отступающих из Чада, Судана и Демократической Республики Конго. Эти отряды, в свою очередь, также могут подрывать интересы Франции в соседних государствах.

 

Военное влияние Франции в ЦАР

Согласно авторам обзора, военная деятельность Франции на африканском континенте в настоящее время не сосредоточена в Центральной Африке. Тем не менее, некоторые операции, такие как операция «Бархан» в зоне Сахеля, достигают озера Чад и, таким образом, затрагивают как Камерун, так и Чад. В результате Центральная Африка продолжает играть стратегическую роль, поскольку военные соглашения, заключенные между Францией и ее бывшими колониями, предоставляют Парижу право свободного прохода и позволяют гибко и быстро перебрасывать французские войска через регион и, при необходимости, увеличивать их группировку. В дополнение к этим соглашениям Франция также имеет крупные военные базы, например, в Габоне и Чаде. В ЦАР с момента обретения ею независимости в 1960 году и до 2016 года Франция также почти постоянно размещала войска вплоть до окончания операции «Сангарис». Даже после её завершения и вывода французского контингента около 300 французских военнослужащих оставались в Банги, а тогдашний министр обороны Франции, а ныне министр иностранных дел Жан-Ив Ле Дриан заявил, что французские войска все еще готовы снова вернуться в страну.

Несмотря на вывод войск, французское правительство продолжает демонстрировать свое военное влияние в ЦАР. Так, 9 января 2021 года правительство Франции заказало пролет в воздушном пространстве республики. Канцелярия президента Франции заявила, что миссия состоялась по «просьбе президента Центральноафриканской Республики Фостина-Арканжа Туадеры и с одобрения миссии ООН по поддержанию мира (MINUSCA) в стране». Тем не менее, считают в IMI, Париж сохраняет свое влияние в ЦАР и без прямого французского военного присутствия. До июня 2021 года Франция оставалась одной из крупнейших стран-доноров гуманитарной помощи и помощи в целях развития ЦАР.

Вопреки растущей роли России, французское правительство продолжает бороться за влияние в ЦАР через социальные сети. В преддверии выборов, назначенных на декабрь 2020 года, преимущественно через Facebook была проведена компания, которую Стэндфордская интернет-обсерватория и Graphika назвали операцией «тролль против тролля». Как сообщается, в её ходе через поддельные профили французские военные распространяли дезинформацию и профранцузскую пропаганду. Кроме того, они активно изображали российскую деятельность в стране, как «фейковые новости» и интернет-тролли. Частью этой кампании стало представление военной поддержки России, в качестве неоколониальной попытки Москвы, направленной исключительно на экономическое обогащение российских олигархов.

В июне 2021 года правительство Франции объявило, что прекратит оказывать ЦАР как военную, так и финансовую поддержку. Причиной этого является, с одной стороны, обращение правительства с оппозицией, а с другой – его неспособность остановить «массовые кампании дезинформации» против Франции. Недавние события, считают немецкие специалисты, показывают, что французское правительство не желает отдавать ЦАР Москве «без боя». В частности цель заказанного в январе 2021 года пролета над страной — показать как правительству ЦАР, так и Москве готовность французских военных быстро возобновить операции в ЦАР. Цифровая война против России через Facebook также демонстрирует попытки Парижа создать антироссийские и профранцузские настроения среди населения, чтобы добиться большего политического влияния за счет улучшения общественного имиджа. Кроме того, считают немцы, антироссийские настроения оказали бы активное давление на действующего президента «снизу», если бы население могло чаще высказывать критику тесных связей действующего правительства с Россией. Очевидно, что отказ руководства ЦАР от связей с Россией освободит место для усиления роли Франции в стране.

 

Вывод

Подытоживая свой обзор, эксперты IMI приходят к следующему заключению. Ни Россию, ни Францию ​​в первую очередь не интересует сама ЦАР, а скорее региональное влияние и статус обеих государств на быстро развивающемся в экономическом отношении континенте. Тесное партнерство в этом регионе важно не только для России, но и для Франции, поскольку с ним связаны как политические, так и военные преимущества, такие как стратегическое размещение войск и военной инфраструктуры, а также политическая поддержка на международной арене. Подходы военных миссий Запада и России очень схожи в своих основных чертах. Обе стороны полагаются на подготовку местных силовых структур и консультации по вопросам безопасности.

Однако, исходя из довольно скромных успехов Запада в этой стратегии, остается вопрос, насколько успешной с этой тактикой в ​​долгосрочной перспективе будет Россия. Франция, считают исследователи, «переборщила» с подобным подходом на Африканском континенте и поэтому пытается мобилизовать поддержку в ЕС и НАТО, но, похоже, ей приходится неоднократно выводить войска или завершать текущие миссии без демонстрации каких-либо военных успехов. Учитывая быстро расширяющееся военное присутствие России, есть вероятность, что и Москва, в конечном итоге, попадет в ту же ловушку. Для ЦАР усиливающееся мышление обоих государств с нулевой суммой в настоящее время ведет к разыгрыванию на её территории соревнования, которое не способствует ни разрешению и/или умиротворению конфликта, ни улучшению условий жизни местного населения.

Очевидно, что исходя из современного развития международной обстановки и нарастания конфронтации по линии Запад-Россия, следует ожидать усиления этого противостояния и в Африке. С учетом французского влияния на местные вооруженные группировки в ЦАР перспективы их привлечения для прямого силового выдавливания российских миссий и российского бизнеса из страны становятся весьма вероятными.

52.32MB | MySQL:103 | 0,520sec