Турция и США обсуждают перспективы сотрудничества

После прихода визита в Турцию нового президента США Б.Обамы, заявившего о необходимости возрождения тесных стратегических отношений с Анкарой, среди политиков и экономистов, представителей научных кругов, бизнеса и средств массовой информации обеих стран развернулись оживленные дискуссии о дальнейших путях и направлениях развития турецко-американских отношений. В этом плане заметным событием стал обмен мнениями, состоявшийся между членами Союза промышленников и предпринимателей Турции (ТЮСИАД) и политологов вашингтонского Института Брукингс, известного своей близостью к Демократической партии. Делегация ТЮСИАД, которую возглавляла председатель этой организации А.Ялчиндаг, посетила Вашингтон и приняла участие в конференции в Институте Брукингс, посвященной американо-турецким отношениям.

В ходе конференции, на которой присутствовали журналисты, был представлен доклад ТЮСИАД под названием «Реконструкция союза: новый период в турецко-американских отношениях — перспективы Турции». Доклад охватывает различные сферы взаимодействия Турции и США и содержит предложения конкретных действий, направленных на предотвращение конфликтов в турецко-американских отношениях и углубление сотрудничества. Предложения ТЮСИАД, представленные вниманию американской общественности, адресованы как американскому, так и турецкому руководству, и затрагивают следующие направления:

— процесс переговоров о вступлении Турции в Европейский Союз;

— безопасность;

— Ближний Восток;

— евразийское пространство (энергетика и безопасность);

— экономические отношения.

Предложения ТЮСИАД, обращенные к Вашингтону:

— содействовать вступлению Турции в ЕС и укреплению демократии в Турции;

— содействовать скорейшему достижению окончательного решения кипрской проблемы;

— активнее участвовать в мирном процессе на Ближнем Востоке, действуя с нейтральных позиций;

— установить контакты с Сирией и найти формулу для включения ХAMAC в политический процесс;

— не предпринимать поспешных действий в Ираке и не выводить войска раньше намеченного срока;

— оказать поддержку проекту Набукко, до ухода из Ирака обеспечить создание инфраструктуры, необходимой для транспортировки иракского газа по газопроводу Набукко;

— обеспечить сохранение особого статуса Киркука и не допустить насильственного включения этого города в состав Курдской автономии;

— сотрудничать с Турцией в вопросах перекрытия каналов тылового обеспечения РПК;

— поддерживать реализацию совместных энергетических, торговых и инвестиционных проектов между Турцией и Курдским автономным районом Ирака;

— искать возможности для дипломатического урегулирования отношений с Ираном и не прибегать к санкциям, наносящим серьезный экономический ущерб Турции;

— избегать открытой конфронтации с Россией и поддерживать диалог по существующим проблемам;

— поощрять нормализацию отношений Турции с Арменией;

— создать Совместную историческую комиссию, которая проведет независимый научный анализ событий 1915 г.;

— принять участие в решении проблемы Нагорного Карабаха;

— разработать программу поддержки совместных экономических инициатив американских и турецких компаний, как в Турции, так и на рынках соседних с Турцией стран.

Предложения ТЮСИАД, обращенные к Анкаре:

— выработать новые подходы к решению кипрской проблемы, препятствующей вступлению Турции в ЕС;

— проводить более гибкую и конструктивную политику в рамках НАТО;

— демонстрировать нейтральный подход к проблеме ближневосточного урегулирования;

— продолжать усилия по оказанию посредничества в переговорах Израиля и Сирии;

— развивать отношения с иракскими курдами, в том числе в сфере экономики;

— открыть консульство в Эрбиле;

— призывать руководство Ирана занять более конструктивную позицию по вопросу ядерной программы;

— открыто выражать свое негативное отношение к перспективе превращения Ирана в ядерную державу;

— прилагая усилиями для стабилизации обстановки на Кавказе, наращивать сотрудничество с США в данном вопросе;

— развивать отношения с Ереваном и, таким образом, нейтрализовать антитурецкую деятельность армянского лобби в США;

— открыть границу с Арменией, наладить торговые связи и взаимное инвестирование;

— поощрять выход турецких предпринимателей на американский рынок;

— создать особую структуру, которая будет заниматься проблемами торгово-экономических отношений Турции и США.

Председатель ТЮСИАД А.Ялчиндаг, выступая в Институте Брукингс, отметила, что Турция заинтересована в тесном сотрудничестве с США и подготовленный ТЮСИАД доклад обозначил пути укрепления турецко-американского союза так, как их видит Турция.

Заслуживает внимания посвященный конференции анонс Института Брукингс, в котором можно увидеть отражение стратегических интересов США в отношении Турции. В анонсе говорилось, что для Европы и США конструктивные отношения с Турцией важнее, чем когда бы то ни было. Граничащая с Ираком, Ираном, Сирией и Кавказом Турция служит естественным коридором, соединяющим рынки Запада и энергетические ресурсы Каспийского региона. Прозападная Турция, перед которой стоит задача по вступлению в Европейский Союз, является чрезвычайно важным союзником для США, представляет собой растущий рынок для американского экспорта и способна оказывать позитивное влияние на другие ближневосточные государства.

Подходы американцев к развитию отношений с Турцией раскрывает опубликованная накануне визита делегации ТЮСИАД статья бывшего посла США в Турции М.Пэрриса, в настоящее время руководящего в Институте Брукингс исследованиями, посвященными Турции. В статье говорится о том, что часть политической элиты США возлагает ответственность за ухудшение американо-турецких отношений на премьер-министра Турции Т.Эрдогана и руководимую им Партию справедливости и развития, которые пытаются заменить прозападный курс развития Турции на сближение с мусульманскими странами. По этой причине слышится критика в адрес президента Обамы за его визит в Турцию.

По мнению М.Пэрриса, оппоненты Б.Обамы не понимают того, что в последние годы позиции Турции на Ближнем Востоке усилились, в то время как позиции США ослабли. В данный момент Турция более чем когда-либо может помочь или помешать продвижению американских интересов в регионе. Прежде всего, это касается таких государств, как Афганистан, Иран, Ирак и Россия.

В Афганистане Турция способна не только оказывать США военную поддержку в рамках НАТО, но и выполнять такие функции, которые вызывают затруднения у западных стран-членов НАТО, например, участвовать в создании необходимых социальных учреждений, таких как больницы или школы для девочек.

Благодаря хорошим отношениям с иранским руководством Турция может способствовать поиску путей для налаживания американо-иранского диалога. Интересам США отвечает готовность Анкары выступать в роли официального или косвенного посредника. Рост турецко-иранских экономических отношений, взаимовыгодных для обеих сторон, ставит Турцию в положение страны, мнение которой Тегеран может принять во внимание.

США заинтересованы в развитии конструктивных отношений Турции с Багдадом и иракскими курдами, что позволит Белому дому переложить на плечи Анкары значительную часть забот о поддержании стабильности в Ираке после вывода оттуда американских войск.

Изменилась роль Турции в контексте американо-российских отношений. В последние годы произошло существенное углубление сотрудничества Анкары с Москвой, превратившейся в крупнейшего торгово-экономического партнера Турции. Политические события показали совпадение позиций Турции и России по многим вопросам, затрагивающим Черноморский регион, Иран, арабо-израильский конфликт. Белому дому необходимо четко осознавать, что прошли те времена, когда Турция готова была ориентироваться на США, выстраивая свои отношения с Россией.

США следует поддерживать демократические процессы в Турции и не оставлять никаких сомнений в своей готовности сотрудничать с законно избранным турецким правительством, независимо от его религиозных взглядов.

Очевидно, что сама по себе дискуссия о будущем турецко-американского союза, развернувшаяся в Турции и США, свидетельствует о готовности преодолеть кризис в отношениях.

55.74MB | MySQL:116 | 0,629sec